Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01 Сестринское дело.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 4159
Скачиваний: 148
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Г.Н. Журавлёва, А.А. Соловьёва
ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2022
2
Основы патологии: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» – / сост. Г.Н. Журавлёва, А.А.
Соловьёва; – Санкт-Петербург: 2022. – 165 с.
Составители: Г.Н. Журавлёва,А.А. Соловьёва
Учебное пособие «Основы патологии» соответствует требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
В пособии изложены методические разработки по основным темам теоретической и практической программы в пределах часов, предусмотренных учебным планом.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов медицинских колледжей по специальности «Сестринское дело».
Рецензент: Е.В. Зорина, к.м.н., доцент лечебного факультета кафедры поликлинической терапии и семейной медицины с курсом ПО
Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. ................................................................................................ …….5
Глава 1. Предмет и задачи патологии. введение в нозологию.
Гипоксия ............................................................................................................... 6
Глава 2. Нарушение обмена веществ в тканях, голодание. Гиалиноз.
Амилоидоз.............................................................................................................13 2.1 Лекция……………………………………………………………………..13 2.2 Тестовые задания с эталонами ответов…………………………………18 2.3 Ситуационные задачи с эталонами ответов…………………………….21
Глава 3. Нарушение водно-минерального, пигментного, жирового обменов.
3.1. Лекция……………………………………………………………………..24 3.2. Тестовые задания с эталонами ответов……………………………………38 3.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов……………………………….42
Глава 4. Механизм восстановления функций, регенерация, организация…...44
Глава 5. Расстройство кровообращения и лимфообращения...................................................................................................52 5.1. Лекция………………………………………………………………………..52 5.2. Тестовые задания с эталонами ответов……………………………………57 5.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов……………………………….60
Глава 6. Общее понятие о воспалении. Клинические проявления. Изменения в тканях…………………………………………………………………………..63 6.1. Лекция……………………………………………………………………….63 6.2. Тестовые задания с эталонами ответов……………………………………71 6.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов……………………………….75
Глава 7. Патология терморегуляции. Лихорадка, стадии, изменения в органах.…………………………………………………………………………..77
Глава 8. Опухоли. Атипизм. Классификация. Этиопатогенез ……………….86 8.1. Лекция………………………………………………………………………..86 8.2. Тестовые задания с эталонами ответов………………………………. …..91
4 8.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов ………………………………93
Глава 9. Болезни ССС: атеросклероз, ревматизм, тромбофлебит, варикозное расширение вен.………………………………………………………………….95 9.1. Лекция……………………………………………………………………..95 9.2. Тестовые задания с эталонами ответов ……………………………….103 9.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов …………………………..106
Глава 10. Патология почек. Нефриты, нефрозы. Почечная недостаточность: уремия, отеки. Применение аппарата искусственная почка, схема, принцип работы.…………………………………………………………………………110 10.1. Лекция……………………………………………………………………110 10.2. Тестовые задания с эталонами ответов ………………………………..119 10.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов ……………………………123
Глава 11. Патология ЖКТ: гастриты, колиты, нарушения моторики………126 11.1. Лекция……………………………………………………………………126 11.2. Тестовые задания с эталонами ответов ………………………………..134 11.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов …………………………...137
Глава 12. Экзаменационные вопросы с эталонами ответов…………………139
Глоссарий ......................................................................................................... 155
Заключение...........................................................................................................164
Список использованных источников.................................................................165
5
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина
«Основы патологии»
– это учение о патологических процессах, болезнях; наука о закономерностях возникновения, течения и исходов болезней, основанная на фактологическом материале различных дисциплин, прежде всего на синтезе двух наук –
патологической физиологии и патологической анатомии.
Медицинская сестра должна знать причины возникновения заболеваний, их основные признаки, течение и развитие патологического процесса, осложнения, которые наиболее часто встречаются при различных болезнях, чтобы правильно выполнять назначения врача, объяснять родным пациента как правильно себя вести, давать гигиенические советы, проводить беседы по гигиеническому обучению и воспитанию населения, формированию здорового образа жизни.
Лекции по дисциплине «Основы патологии» дают возможность сформировать знания о закономерностях развития болезней, патологических состояний, изменений в органах, системах и в организме в целом.
Тестовые задания предназначены для самостоятельной работы обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» при подготовке к занятиям по дисциплине «Основы патологии».
Уровень тестовых заданий репродуктивного и продуктивного характера.
Тестовые задания разработаны в соответствии с требованиями, предъявленными к тестовым заданиям в адаптивной среде тестирования.
Все тестовые задания прошли апробацию с последующей коррекцией.
Тестовые задания с эталонами ответов для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Ситуационные задачи с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 34.02.01
«Сестринское дело», полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплины «Основы патологии».
Задачи адаптированы к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Решение ситуационных задач осуществляется с помощью ответов на поставленные к задачам вопросы.
В процессе самостоятельного решения ситуационных задач студенты могут осмыслить и закрепить теоретический материал, необходимый для усвоения изучения дисциплины «Основы патологии».
6
Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОЛОГИИ. ВВЕДЕНИЕ В
НОЗОЛОГИЮ. ГИПОКСИЯ
Лекция
«Предмет и задачи патологии. Введение в нозологию. Гипоксия»
План лекции:
1.
Введение.
2.
Патология, понятие, методы изучения.
3.
Здоровье и болезнь.
4.
Нозология, понятие, разделы.
5.
Стадии и течение болезни.
6.
Гипоксия, причины, виды.
7.
Механизмы адаптации к гипоксии.
Патология – фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней.
Предмет исследования - больной организм. Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук – патологической физиологии и и патологической анатомии.
Патологическая анатомия – анатомия больного человека, которая изучает основные структурные изменения в тканях и органах.
Методы патологической анатомии:
Аутопсия – вскрытие трупов умерших больных для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причин смерти. По результатам вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.
Биопсия – прижизненное исследование кусочков органов больного. Результаты исследования биоптата позволяют выявить болезнь на самых ранних этапах её развития, когда ещё нет четких симптомов заболевания.
Эксперименты на животных – для изучения морфологических изменений в органах и тканях в процессе болезни, от самых ранних её проявлений до завершения, а также для оценки эффективности различных методов лечения больных.
Патологическая физиология – изучает жизнедеятельность больного организма, закономерности возникновения, развития и завершения патологических процессов.
Методы патологической физиологии:
Моделирование заболеваний человека в опытах на животных помогает вскрыть причины заболеваний, механизмы их возникновения и развития.
7
В клинической практике изменения функций организма человека изучают различными способами: электрокардиография, энцефалография, рентгенологические методы и др.), а также с помощью биохимических, морфологических, физико-химических исследований крови, выделений больного.
Разделы патологии:
•
Общая патология изучает типовые
(стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней: дистрофию, некроз, атрофию, нарушение крово - и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также компенсаторно-приспособительные реакции, шок, стресс и опухоли
•
Частная патология изучает конкретные болезни(Артериальная гипертензия, Ишемическая болезнь, Бронхиальная астма, Рак легкого,
Язвенная болезнь желудка, и др.
Болезнь и здоровье – две формы жизненного процесса.
•
«Здоровье
– это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ 1946 г.).
•
Здоровье – это состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функций, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз).
Здоровье выражается в том, что в ответ на действие повседневных раздражителей возникают адекватные реакции, которые по характеру и силе, времени и длительности свойственны большинству людей данной популяции.
•
Болезнь – есть нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности.
•
Болезнь – нарушение физического, психического здоровья, а также общественных отношений человека.
Учение о болезнях и их классификации - НОЗОЛОГИЯ.
Разделы нозологии: этиология, патогенез, клиническая картина, диагноз, лечение.
1.
Этиология (от aitia – причина) – учение о причинах и условиях возникновения болезней.
Виды причин
•
Механические – нарушающие физико-химические свойства тканей (упругость, растяжимость, прочность). Патологические процессы характеризуются как местными изменениями (перелом костей, разрыв мышц, барабанной перепонки, внутренних органов и т. д.), так и общими реакциями.
•
Физические – действие температуры, ионизирующие излучения
(проникающая радиация, лазеры, УФ), электроток, звук, барометрическое давление).
•
Химические – щелочи, кислоты.
8
•
Биологические – паразиты, микробы, отравление организма токсическими продуктами жизнедеятельности.
•
Социальные
Патологический процесс возникает тогда, когда имеется раздражитель, необычный по силе и качеству (чрезмерно сильный, такой, с каким организм в обычных условиях не встречается), когда резко изменяются взаимоотношения организма и окружающей среды, или когда, изменена нормальная способность, организма реагировать на обычные раздражения.
2.
Патогенез от pathos – страдание, повреждение, genesis – происхождение) отвечает на вопросы: как, почему и каким образом развивается заболевание. Патогенез – это механизм возникновения и развития болезней.
Патогенез представляет собой цепь реакций организма, когда первично действовавший патогенный раздражитель уже может не оказывать влияния на все последующие проявления болезни.
Один и тот же патогенный раздражитель может вызывать многообразные формы и варианты болезни. Разные патогенные раздражители могут вызвать одну и ту же или очень близкую по характеру реакцию.
В патогенетической цепи все явления развиваются одно за другим в определенной последовательности по закономерностям причинно- следственной связи.
Условно различают:
1. пути проникновения болезнетворного агента в организм и место его первоначального воздействия;
2. пути распространения болезнетворного агента в организме;
3. механизмы, определяющие характер и локализацию патологических процессов;
4. общие реакции организма на повреждение.
3.
Клиническая картина. Болезнь проявляется симптомами.
Симптом – видимый (или инструментально регистрируемый) признак болезни. Синдром - совокупность симптомов
4.
Диагностика – комплекс мероприятий, направленных на выявление заболевания и установления диагноза.
Заключение о здоровье или нормальном состоянии делают на основании антропометрических, физиологических и биохимических исследований. При оценке состояния здоровья человека имеют значения не только анатомо-физиологические критерии, но и социальные, прежде всего степень участия в трудовой и общественной деятельности.
Диагноз – заключение о состоянии здоровья, выраженное в медицинских терминах
5.
Лечение (терапия) – комплекс мероприятий (медикаментозных и не медикментозных) направленных на подавление патологического процесса.
Болезни в зависимости от времени развития
• острейшие – до 4 дней;
9
• острые – около 5-14 дней (развиваются внезапно среди полного здоровья, выраженные симптомы, вылечиваются с выздоровлением);
• подострые – 15-40 дней;
• хронические, длящиеся месяцы и годы (развиваются постепенно, имеет периоды обострения и ремиссии, каждое последующее обострение ведет к морфологическим изменениям, требуют длительного или постоянного лечения).
Стадии развития соматических болезней
1. Начало болезни.
2. Стадия собственно болезни.
3. Исходы болезни.
Стадии развития инфекционных болезней
1. Латентный (инкубационный период).
2. Продромальный период (период предвестников).
3. Стадия собственно болезни (период выраженных проявлений).
4. Исходы болезни.
Латентный период длится от момента воздействия причины до появления первых клинических признаков болезни. Этот период может быть коротким. В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов либо на удаление их из организма.
Продромальный период это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления её симптомов. В этот период появляются неспецифические симптомы болезни, то есть такие симптомы характерные для множества заболеваний. Например, лихорадка, боль, лейкоцитоз, судороги.
Период выраженных проявлений характеризуется полным развитием клинической картины.
Благоприятные:
Полное выздоровление – это исчезновение всех болезненных явлений и восстановление нормальных функций организма.
•
Неполное выздоровление - после болезни сохраняются нарушения функций. Эти остаточные явления болезни большей частью со временем исчезают.
Благоприятный, но не полный – развитие в органах необратимых изменений, развитие инвалидизации и появление компенсаторных и приспособительных изменений в организме (хронические болезни). При хронизации процесса характерны рецидивы. Это обострение, возврат болезни после кажущегося выздоровления.
Неблагоприятные:
•
Осложнение – это заболевание, патогенетически связанное с основным, утяжеляющее его течение.
•
Смерть (летальный исход).