Файл: Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. Для подготовки курсовой работы могут использоваться, прежде всего, университетская библиотека, центральная региональная (областная) библиотека, а также некоторые специализированные библиотеки, которые существуют в больших городах. При необходимости следует пользоваться также центральными библиотеками: Российской государственной библиотекой (РГБ, http://www.rsl.ru/), Российской национальной библиотекой (РНБ, http://www.nlr.ru/), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ, http://libfl.ru/), Библиотекой Академии наук (БАН, http://www.rasl.ru/), Государственной центральной научной медицинской библиотекой (ГЦНМВ), Государственной научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского Российской академии образования (ГНПБ РАО, http://www.gnpbu.ru/), Институтом научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН, http://www.inion.ru/), Библиотекой по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН, http://www.benran.ru/) и др.

Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Ее каталоги и картотеки содержат оригинальную информацию. При сходных фондах отечественных изданий каталоги научных библиотек могут отличаться по структуре и содержанию. Поэтому поиск информации в различных библиотеках может дать разные результаты. Библиотеки имеют электронный каталог, в том числе в общем доступе на сайтах.

В библиотеке НИУ «БелГУ» читателям открыт доступ к значительной части справочно-библиографического аппарата. Они могут обращаться к энциклопедиям, словарям, справочникам, библиографическим пособиям, самостоятельно вести поиск в системе каталогов и картотек.

Информацию о психолого-педагогической литературе можно найти также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например, философии, медицины, социологии, этнологии и др.

Существенно расширяют знания об источниках библиографические списки, помещаемые в конце книг и статей, достаточно полный перечень информации по соответствующей теме содержат, как правило, списки литературы в кандидатских и докторских диссертациях. Диссертации можно найти в местах их хранения (в РГБ), а также по месту защиты – в библиотеке соответствующего научного учреждения или учебного заведения. Авторефераты диссертаций в последние годы публикуются в сети Интернет: докторские – на сайте ВАК (http://vak.ed.gov.ru/); кандидатские – на сайтах учреждений, на базе которых проводятся защиты.


Основой для написания курсовой работы должны служить публикации учебного и научного характера – книги и статьи соответствующего содержания и жанра. Первый тип публикаций – это научные книги и статьи, предназначенные для коллег-профессионалов. Они пишутся, как правило, строго научным языком и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме. Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности изложения, количество используемой научной терминологии должно соответствовать подготовке студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, – систематизированное изложение какой-либо области психолого-педагогического знания. В ряде случаев изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.

Третий тип публикаций – справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы психолого-педагогического знания. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.

Четвертый тип публикаций – это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги – популяризация психологических или педагогических знаний, повышение психолого-педагогической культуры читателя.

В зависимости от количества авторов и структуры книги, выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография – книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей по ряду проблем сходной тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования.



Для сообщений о результатах исследований ученые используют также периодические издания, например, журналы. Преимущество журнальной статьи – в оперативности публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной исследователем проблеме. Существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами или психологическими и педагогическими обществами и ассоциациями.

Источником информации по психологии и педагогике стал Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц. Необходимые профильные сайты следует искать по ключевым словам в основных поисковых системах.

Существует также сайт виртуальной справочной службы: http://www.library.ru и информационно-справочный портал МОиН РФ http://www.elibrary.ru/, а также сайты многих научных журналов и сайты с электронными ресурсами профильных публикаций.

В поисках статей по теме исследования рекомендуем просмотреть следующие профильные периодические издания:

Психология: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Развитие личности», «Мир психологии», «Культурно-историческая психология», «Вестник МГУ. Серия 14, Психология», «Московский психотерапевтический журнал» (с 2010 года – «Журнал консультативной психологии и психотерапии»), «Журнал прикладной психологии», «Журнал практической психологии», «Психологическая наука и образование», «Вестник практической психологии образования», «Психология в вузе», «Психология. Журнал ВШЭ», «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Психологическая диагностика», «Психотерапия», «Психология и соционика межличностные отношения», «Российский психологический журнал», «Психология зрелости и старения», «Психология и школа», «Психология обучения», «Сибирский психологический журнал». Газеты «Школьный психолог», «Психологическая газета».

Педагогика и образование: «Бюллетень Министерства образования и науки РФ», «Педагогика», «Народное образование», «Вопросы образования», «Официальные документы в образовании», «Вестник образования», «Преподаватель. XXI век», «Педагогическое образование и наука», «Педагогическая техника», «Мир образования – образование в мире», «Исследователь/Researcher» (до 2008 года «Исследовательская работа школьников»), «Воспитание школьников», «Одаренный ребенок», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Наука и школа», «Дополнительное образование и воспитание», «Высшее образование в России», «Вестник высшей школы. Almamater»,, «Соискатель – педагог», «Социальная педагогика», «Отечественный журнал социальной работы», «Педагогический вестник», «Социология образования», «Философия образования», «Инновации в образовании», «Школьные технологии», «Педагогическая диагностика», «Школьное обозрение», «Образование и наука», «Лицейское и гимназическое образование», «Директор школы», «Завуч», «Школьное планирование», «Воспитательная работа школьников», «Сельская школа», «Педагогика детства», «Дошкольная педагогика», «Дошкольник. Младший школьник», «Семья и школа», «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи», «Профессиональное образование» «Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование», «Социальная работа». Газеты: «Учительская газета», «Первое сентября». Большинство научных журналов в последнем номере за год публикуют указатели статей, изданных за прошедший год.


Основные приемы поиска материала

При поиске материала для курсовой работы рекомендуется использовать общие правила работы с первоисточниками и литературой, применяемые в научных исследованиях в гуманитарной области знания:

1. Прежде чем приступить к чтению и анализу первоисточников, следует познакомиться с литературой по теме, начиная с книг, в которых исследуемый вопрос изложен кратко и просто.

2. Поскольку при подборе материалов существует опасность увлечься сведениями или фактами, которые напрямую не относятся к теме работы, исследователь должен сознательно ограничивать себя чтением и анализом только тех материалов, которые действительно необходимы для раскрытия темы.

3. Первоисточники и литература должны быть привлечены в максимальном объеме. Определить их круг можно с помощью систематического каталога в библиотеке, косвенных ссылок, списка литературы при статьях в энциклопедиях и справочниках.

4. Для каждой используемой в работе книги или статьи следует сразу же записывать выходные данные (автор; название книги, статьи, сборника или журнала; место издания; издательство; год издания; номер выпуска для периодических изданий, интернет-адрес). Эту работу следует делать одновременно с подбором материалов, не откладывая на будущее, поскольку впоследствии, при написании текста работы, нужное издание может быть уже недоступно.

5. При подборе материала необходимо грамотно делать выписки для последующего цитирования. Если текст выписывается дословно, его обязательно нужно заключить в кавычки, указать номер страницы и выходные данные книги или статьи. Если делается парафраз (пересказ) какого-либо текста, необходимо отметить, что это не цитата, и также зафиксировать номер страницы и выходные данные книги.

6. При работе с литературой могут встретиться нужные цитаты из первоисточников или книг других авторов. Для грамотного использования цитаты желательно найти ее источник, так как опосредованное цитирование (цитирование первоисточника по другим исследованиям) может привести к искаженному восприятию и неверной интерпретации цитаты, вырванной из контекста оригинального текста. Если первоисточник недоступен, в курсовой работе допустимо использовать опосредованное цитирование с обязательным указанием, что цитата приводится не по оригинальному тексту (Цит. по…).

7. При использовании Интернет-ресурсов следует предварительно выяснить степень ответственности автора или организации, опубликовавшей материал. Необходимо также иметь в виду, что в Интернете тексты могут публиковаться в неполном виде или с ошибками, поэтому если документ важен для исследования, желательно воспользоваться его печатным вариантом.


8. В тексте работы категорически запрещается использовать анонимные материалы (без указания авторства или названия статьи) из Интернета.

Систематизация собранного материала и составление плана работы

Собранные исследователем данные разбиваются на группы по темам, затем выстраиваются в определенной последовательности, то есть систематизируются. На этом этапе появляется подробный план работы, уточняется ее структура. Самой крупной частью работы является глава. Размещение материала внутри главы (разбивка на подразделы и пункты) должно соответствовать общей логике раскрытия темы работы, т.е. задачам работы. Необходимо последовательно развивать подтему, которой посвящена данная глава. Составленный план работы представляется научному руководителю на утверждение. Возможна дальнейшая корректировка плана в процессе написания работы, с обязательным согласованием с научным руководителем.

II. Структура и содержание курсовой работы
Общепринята следующая структура курсовой работы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление с указанием страниц.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.
1. Титульный лист. На титульном листе сверху указывается полное название университета, института, факультета, кафедры, тема работы, Ф.И.О. автора и Ф.И.О., должность, звание научного руководителя, место и год написания. Титульный лист имеет унифицированную форму, представленную на сайте НИУ «БелГУ». Образец титульного листа представлен в приложении 1.

2. Оглавление (образец представлен в приложении 2).

3. Введение (2-4 стр.).

Во введении излагается программа исследования – план действий исследователя, который необходим как для понимания, что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру.

Актуальность исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Анализируется разработанность проблемы. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед психологической наукой в аспекте избранного направления в