Файл: Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.

Здесь необходимо представить степень разработанности проблемы исследования, т.е. указать, кто из отечественных и/или зарубежных исследователей занимался рассмотрением тех или иных аспектов указанной проблемы исследования.

Проблема исследования, которая вытекает из выбранной темы. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы. Например: тема звучит как «Психологические особенности ролевого поведения женщины в неполной семье», тогда проблема может быть сформулирована как «Каковы особенности ролевого поведения женщины в неполной семье по сравнению с ролевым поведением женщин в полных семьях?».

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования. Цель показывает направление и конечный результат выполнения работы. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель — это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить условия...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также в некоторых случаях возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения проблемы.

Объект исследования – это то, на что направлено исследование, это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования. Типичной ошибкой в определении объекта исследования является представление в качестве объекта конкретных испытуемых, а не психических явлений, процессов, феноменов.


Предмет исследования — это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется? Предмет — более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования. В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической действительности: психические свойства, состояния, процессы, функции, динамика процесса, особенности поведения и общения, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями, условия и факторы развития и т.д.

Гипотеза исследования — научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной информацией. Гипотеза содержит предположительный ответ на вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Также может определяться через условия, выполнение которых будет способствовать достижению цели.

Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования при помощи наличной техники или методов, но они могут быть, как подтверждены, так и опровергнуты.

С объектом и предметом, проблемой и целью исследования тесно связаны задачи исследования (этапы процесса достижения цели исследования). Задачи - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и формулировки практических рекомендаций или разработки коррекционно-развивающей программы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).



Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач. После формулировки задач логично перейти к формулировке гипотезы исследования.

Следующим шагом должно стать осмыслениетеоретико-методологической (теоретической или методологической) основы исследования.Теоретико-методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

Методы исследования: перечисляются по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, наративные (описательные) методики и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании). Отдельно описываются методики исследования.

Экспериментальная или эмпирическая база исследования – организация, предприятие, подразделение (например, школа, вуз, фирма и т.п.), в котором проводится исследование или экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы; экспериментальные и контрольные группы и т.п.).

Структура работы – в данном элементе указывается, из скольких разделов состоит работа и ее объем.

Например: Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем работы составляет 30 страниц.

После «Введения» следует основная часть работы; она имеет несколько разделов.

4. Основная часть работы.


ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы.

В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся темы работы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. Теоретический анализ предполагает полное и систематизированное изложение состояния вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению. Она включает главы, структурированные на параграфы. Теоретическая часть состоит из двух-трех параграфов, в содержании которых отражаются современные психологические подходы к исследуемой проблеме, раскрываются основные теоретические позиции и обсуждаются ключевые понятия, используемые при построении эмпирического исследования. Следует избегать больших диспропорций в объеме отдельных разделов. Каждый раздел и подраздел этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание, разделы работы должны заканчиваться кратким выводом. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическая часть работы.

В первом параграфе представлено обоснование процедуры и методов исследования; методик исследования, их авторов и диагносцируемых ими показателей; характеристика выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных и т.д. В остальных параграфах дается описание результатов эмпирического исследования, проводится анализ и обсуждение полученных данных в соотношении с литературными источниками, должна содержаться исчерпывающая информация обо всех выявленных фактах и закономерностях, их анализ и интерпретация; делаются выводы. Приводятся данные экспертного, факторного или кластерного анализа, коэффициенты корреляции. В случае качественных исследования необходимо обосновать и описать принципы и критерии фиксации, обработки и анализа материалов. По каждой главе формулируются выводы. Выводы по эмпирическому исследованию должны быть достаточно валидными,
вытекать из собственных данных, соотноситься с теоретическими и эмпирическими исследованиями других ученых.

Значимо, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.

Главы должны делиться на параграфы. Нумерация глав производится римскими, а параграфов арабскими цифрами. Структурирование глав и параграфов должно быть однотипно выдержано по всей работе. Например:

ГЛАВА I.

1.1

1.2

1.3

ГЛАВА II.

2.1

2.2

В конце каждого раздела работы целесообразно сформулировать резюме (2-3 абзаца) по существу изложенного материала, в котором содержится выражение установленной закономерности между изучаемыми явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих полученные выводы, используются, прежде всего, лично полученные автором эмпирические данные и результаты их статистической обработки. Эти данные могут быть подкреплены ссылками на психологическую литературу и дополнены логическими рассуждениями. Обычно выводы начинаются оборотом «Таким образом,…», затем формулируется содержание самих выводов.

5. Заключение. Это своеобразный «ответ введению». В «Заключении» подтверждается актуальность исследования, содержится общее описание основных результатов исследования, Материал структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом.

В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются полученные эмпирические результаты исследования. Их можно представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления результатов – от более общих, впрямую отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы и практического использования результатов исследования.

6. Список использованных источников.Список литературы представляет собой нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме (все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме, рассмотренная автором в ходе исследования). Объем зависит от количества цитированных источников Требования к оформлению списка литературы см. ниже, а примеры библиографических записей представлены в приложении 3.