Файл: Принцип социальноправовой защищенности сотрудников правоохранительных органов один из основных принципов государственной службы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С 1 января 2012 года расходы по проезду пенсионерам МВД России из числа сотрудников органов внутренних дел возмещаются только при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения системы МВД России.

В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации в случае смерти пенсионера рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

До 1 января 2012 года пособие выплачивалось только в случае, если произведенные расходы, связанные с погребением, были подтверждены соответствующими документами, сейчас пособие на погребение выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами, представление дополнительных документов подтверждающих произведенные расходы, связанные с погребением пенсионера, не требуется.

По-прежнему пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует достаточно разветвленная система нормативно — правовых актов, в которых закрепляются правовые гарантии и социальная защита сотрудников органов внутренних дел:

— конституционные нормы;

— правовые нормы, содержащиеся в законах и других нормативных правовых актах федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

— акты применения норм права, к которым относятся нормативные правовые акты, издаваемые Министерством внутренних дел Российской Федерации, судебные решения и др.


Ситуация, сложившаяся в области социальной защиты служащих правоохранительной службы требует применения срочных и радикальных мер. Законодательно закрепленные направления государственной политики, преобразований носящих социальный характер, бюджетных и налоговых реформ.

 


1.3 Проблемы социальной защищенности сотрудников полиции, пути их разрешения

 

Сотрудники правоохранительных органов государства ежедневно вступают в противодействие с криминально — активной, агрессивной частью населения. В составе правоохранительных органов именно органы внутренних дел несут наибольшую нагрузку в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Вызывает тревогу рост количества противоправных деяний, совершаемых в отношении сотрудников, фактов сопротивления им.

В этой ситуации значительно усложняется правоохранительная деятельность сотрудников полиции, возрастают требования к организации службы, к сотрудникам, ведущим борьбу с негативными явлениями.

Задачи, решаемые сотрудниками органов внутренних дел в мирное время, сопряжены с риском для жизни и здоровья. Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в том, что, обладая широким кругом полномочий в сфере обеспечения прав и свобод граждан от преступных и иных посягательств, сотрудники этих органов нередко сами остаются незащищенными. Кроме того, служба в полиции налагает ряд существенных ограничений на правовой статус сотрудников.

Особенно важно отметить, что в условиях рыночной экономики сотрудник органов внутренних дел не имеет права заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью по извлечению доходов, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Отток наиболее квалифицированных кадров приводит к ощутимому размыванию профессионального кадрового ядра, ухудшению морально-психологического состояния кадров, снижению престижа службы в органах внутренних дел и их боеготовности в целом.

Анализ кадровой ситуации в органах внутренних дел свидетельствует о высокой текучести кадров: доля сотрудников, проходящих на службу менее трех лет, составила за период 2015 года — 2016 года около 26%. Наиболее серьезная обстановка сложилась в основных службах: в уголовном розыске сотрудники, проходящие службу менее трех лет, составляют 20%, в следственных аппаратах — 30%, в службе участковых уполномоченных полиции — 40%, в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями — 20% .

Такое положение можно объяснить многими причинами, в частности недостаточной социальной защитой личного состава, крайне
неэффективной реализацией социальных гарантий, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием четкого механизма защиты данной категории граждан и несовершенством законодательства, закрепляющего гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Существуют различные подходы к трактовке содержания понятия «социальная защита сотрудников органов внутренних дел».

Во-первых, она рассматривается как составная часть реализации социальной политики Российской Федерации, призванной обеспечить один из основных принципов демократического правового государства социальную справедливость. В содержательном плане социальная защита сотрудников органов внутренних дел представляет собой систему социальных гарантий конституционных прав и свобод, обеспечивающих удовлетворенность материальными и духовными потребностями в соответствии с тем правовым статусом, который они занимают в обществе.

Во-вторых, социальная защита сотрудников органов внутренних дел рассматривается как совокупность правовых норм, определяющих виды социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, механизм их реализации. В данной совокупности правовых норм, образующих комплексный правовой институт, основное место занимают нормы административного права. Соответственно, социальная защищенность сотрудников органов внутренних дел — это интегрированный показатель наличия объективно созданных институтом социальной защиты условий для реализации в отношении конкретного сотрудника гарантий соблюдения его прав, поддержания высокого уровня жизни и престижности его службы в сочетании с компетентностью данного сотрудника относительно защиты своих прав и личного достоинства.

Социальная защита сотрудников органов внутренних дел — один из существенных факторов эффективного функционирования этой правоохранительной структуры.

Социальная защищенность сотрудников полиции, конституционно и законодательно обеспечивая весь комплекс их прав и свобод, является результатом социальной защиты и определяется как достижение такого уровня благоденствия гражданина, который дает ему возможность для благоприятного индивидуального развития и выражается в устойчивом благополучии личности, обеспечивающем реализацию ее творческих возможностей.

Касаясь проведения оперативных мероприятий, которые ставят сотрудника полиции в ситуацию риска, можно говорить как об одном из негативных влияний на морально психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел. Если проанализировать некоторые из форм риска, то
можно выделить основные, такие как:

— нарушения законности, прав и законных интересов граждан при проведении оперативной работы (к примеру, во время проведения поисковых мероприятий с целью выявления очевидцев преступления, а также лиц, подозреваемых в его совершении могут быть ошибочно задержаны граждане, не имеющие отношения к делу, но по ряду внешних признаков — следы на одежде, поведение, приметы — похожих на разыскиваемых лиц);

— при процессе применения оружия — множество ситуаций профессиональной деятельности, связанной с возникающей возможностью превышения пределов необходимой обороны, когда наступает ответственность за правомерность таких действий сотрудников;

— необъективная, а порой, ошибочной оценки информации, принятия неправильных решений — огромное количество «мертвых» версий, искусно преподносимой преступниками дезинформации и т.п. ставит под угрозу не только сам факт раскрытия преступления, но и престиж органов дознания;

— в применении методов борьбы с теми видами преступности, которые еще не нашли отражение в законодательных актах — проведение динамичных, «острых» действий в условиях нестандартных по нейтрализации экстремальных ситуаций чревато опасностью нарушения закон, а потому важно, чтобы примененный риск был оправдан, то есть точно рассчитан, хорошо обеспечен и организован.

К изменениям, обусловленным негативными событиями последнего времени, можно отнести норму о приостановлении выплаты денежного довольствия сотруднику, обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления. Зарплата таким полицейским будет выплачена, только при вынесении оправдательного приговора или прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям. Ранее подследственные сотрудники продолжали получать зарплату вплоть до момента увольнения из органов.

Этим и многим другим факторам влияющих на самочувствие и морально — психологического состояния сотрудника полиции, определяет как одну из проблем связанных со служебной деятельностью.

Исследуя получения такой социальной формы защиты, как приобретение жилищной площади, описанной в федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», показывает — что основной формой для получения жилища или для строительства жилого помещения будет предоставляться сотрудникам органов внутренних дел, у которых стаж службы в органах внутренних дел составляет не менее 10 лет с момента поступления на службу в календарном исчислении, в том числе и на улучшение жилищных условий которых требуют улучшения.