Файл: Принцип социальноправовой защищенности сотрудников правоохранительных органов один из основных принципов государственной службы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует констатировать, что право сотрудников органов внутренних дел на обеспечение жильем практически не реализуется. В целом по стране на учете в качестве нуждающихся в получении жилья состоят более 20 тысяч сотрудников органов внутренних дел, из них более 10 тысяч сотрудников, имеющих безусловное преимущественное право на получение жилья: участковые уполномоченные полиции, инвалиды и участники боевых действий в регионах Северного Кавказа, заслуженные работники МВД России. В среднем по России неудовлетворенны своими жилищными условиями 70% сотрудников, при этом не удовлетворены полностью 46%, удовлетворены частично — 24%.

Обеспечение вещевым имуществом так же является неотъемлемой частью проблемы в данной сфере. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» каждому сотруднику полиции предоставляется форменное обмундирование соответствующее требованиям министерства внутренних дел с подведомственными приказами. В получении соответствующего вида социальной услуги, такой как пошив формы нового образца, осуществляется в медленных темпах, а зачастую не соответствующую размерам требуемым для сотрудников правоохранительных органов. Поэтому, сотрудникам зачастую выплачивается денежная компенсация для приобретения форменного обмундирования, в последствии сопряженного с трудностью его приобретения

Таким образом, перечисленные проблемы объясняют обстоятельства как правового, так и социально — экономического характера. В связи с этим приоритетной задачей в настоящее время является совершенствование социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел как составной части социальной защиты населения в Российской Федерации. Представляющая собой комплексное исследование проблем социальной защиты сотрудников органов внутренних дел являющаяся на сегодняшний день актуальным направлением.

Проблемы обеспечения социальной защиты сотрудников органов внутренних дел рассмотрены в литературе в различных аспектах: правовом, социальном, социологическом, организационном.

 

1.4 Совершенствование в сфере реализации прав сотрудников полиции на социальную защиту

 


В процессе исследования актуального направления можно говорить о многих плюсах и минусах реформирования органов внутренних дел. Анализируя частично законодательство утратившего силу все же, большинство социальных гарантий действовавших до принятия Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в сфере социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день сохранены.

Анализ реализации гарантированных государством мер по социальной защите личного состава в территориальных органах внутренних дел показал, что, несмотря на существующие трудности и проблемы, в большинстве из них не прекращается работа по обеспечению предусмотренных установленных законодательством прав и льгот различным категориям сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в социальной помощи, поддержке и защите.

Вместе с тем комплексных исследований проблем обеспечения данного института пока недостаточно, современной научной концепции социальной защиты сотрудников органов внутренних дел не создано. В связи с этим Президентом Российской Федерации на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов. Данный документ предусматривает увеличение пенсии правоохранителей и повышение их зарплат. Вместе с тем урезается большая часть существующих льгот — заменяющиеся на фиксированные надбавки к заработной плате. В частности, отменяется бесплатный проезд к месту отдыха в отпуск, урезается возможность получения жилищной площади и другие традиционные «бонусы» правоохранителей. В тоже время достаточно подробно прописаны меры социальной поддержки для членов семьи погибшего сотрудника, чего не было в ранее действующем законодательстве.

Сегодня основные деньги в зарплате сотрудника полиции приходятся на надбавки — за сложность, секретность, компенсацию жилья и другое. Законопроектом предлагается сократить количество дополнительных выплат. Остаться должны четыре стимулирующие надбавки: за выслугу лет, за квалификационное звание, за ученую степень, ученое звание, и четыре компенсационные: за особые условия службы, за работу, со сведениями, составляющими государственную тайну, материальная помощь, районные коэффициенты.

В соответствии с президентским законопроектом с 2012 г. сотрудники стали получать зарплату, основная часть которой состоит из оклада по должности и по званию. В новом законе остаются только 8 надбавок из 40 существовавших. Прибавку к зарплате за выслугу лет составила от 10 до 40% к окладу денежного содержания, надбавка за квалификационное звание составила еще от 5 до 30% оклада. Эта мера призвана повысить пенсии бывшим милиционерам — ранее они рассчитывались без учета надбавок. С 1 января 2012 г. пенсии стали исчисляться исходя из 54% окладов по должности, специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, ежегодно индексируясь на 2% до достижения 100% оклада.



Размер пенсий до реформирования был просто малым и без его увеличения пенсионеры правоохранительной системы — а это высокоорганизованный электорат — не поняли бы, почему зарплаты полицейским выросли, а их пенсии так и остались бы на низком уровне. Общая сумма дополнительных расходов, исходя из нового закона, составила в 2016 году 368 млрд. рублей. Это достаточно большая сумма, эквивалентная примерно 8% всех расходов на государственные пенсии. При увольнении со службы сотрудник в зависимости от основания увольнения теперь может получать в качестве единовременного пособия до пяти окладов денежного содержания.

Таким образом, необходимо обеспечить социальную защиту личного состава и членов семей сотрудников органов внутренних дел которое предполагает выполнение следующих блоков работы:

— материальное обеспечение (создание условий для обеспечения основным минимумом гарантированных государством льгот и пособий, благотворительная помощь);

— решение бытовых проблем (решение жилищного вопроса и проблем благоустройства, обеспечение земельным участком, трудоустройство неработающих членов семьи, предоставление мест в ведомственных детских учреждениях);

— медико-социальная работа (медико — социальный патронаж семьи, направление на санаторно-курортное лечение , обеспечение медикаментами, спортивно оздоровительные мероприятия);

— социально — психологическая помощь (регулярное социально-психологическое обследование сотрудников и или членов их семей, психологическая реабилитация и реадаптация);

— социокультурная и информационная работа (организация и проведение встреч, в том числе консультативного характера, проведение концертов и поздравлений, увековечивание памяти погибших сотрудников, организационно — пропагандистские мероприятия, экскурсии).

В управлении внутренних дел функция социальной защиты возложена на работников отдела по кадровой и воспитательной работе, медицинского отдела, центра психологической помощи, совета ветеранов при отделах министерства внутренних дел.

Для того чтобы повысить результативность деятельности по социальной защите сотрудников органов внутренних дел, так же мною представляется необходимое комплексное использование различных форм и видов социальной помощи и поддержки сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.


В данную программу по социальной защите таких категорий сотрудников и членов их семей, можно включить категорию сотрудников пострадавших при исполнении своих служебных обязанностей, в т.ч. побывавшие в «горячих точках», получившие травму или ранение, понесшие моральный (например, оскорбление чести и достоинства) или материальный (порча имущества) ущерб; молодые сотрудники; ветераны и пенсионеры из числа сотрудников органов внутренних дел; погибшие (умершие) сотрудники.

Категории членов семей сотрудников, погибших при исполнении своих служебных обязанностей; родственники, чей социальный статус характеризуется наличием ограничений; дети сотрудников.

Реализация предлагаемой программы социальной защиты предполагает соблюдение таких принципов, как:

— приоритета государственных начал (поскольку ОВД представляют собой один из властных институтов, то социальная защита сотрудников в первую очередь должна осуществляться в рамках государственных социальных гарантий и оговоренных государством институциональных форм);

— нормативности (деятельности по социальной защите личного состава в системе органов внутренних дел регламентируется принятыми федеральными, региональными и местными нормативно-правовыми актами, локальными документами и установленными нормативами);

— информированности (сотрудники, осуществляющие социальную защиту, имеют право на сбор информации, получение необходимых сведений как от самих сотрудников и членов их семей, так и от соответствующих государственных органов и неправительственных некоммерческих организаций);

— адресности (предоставление необходимой помощи наиболее нуждающимся в ней сотрудникам);

— комплексности (одновременное предоставление различного вида социальных услуг, в которых нуждается сотрудник);

Реализация данного проекта требует серьезной государственной поддержки, федеральных, региональных и местных органов власти, привлечение негосударственных структур (общественных организаций и объединений) и самих граждан. Данный проект обеспечит социальную защищенность и улучшит социальное самочувствие членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Социальная защита сотрудников полиции непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. Меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность сотрудников, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности сотрудников полиции.


В настоящее время те социальные гарантии, которые закреплены нормативно, используются сотрудниками далеко не в полном объеме, а их содержание неадекватно современным социально экономическим условиям. Подобное положение не может в необходимой степени стимулировать служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел.

Для создания современной системы органов внутренних дел и обеспечения мотивации их сотрудников на честную и эффективную службу необходимо формирование действенного механизма социальной защиты сотрудников полиции.