Файл: Огэ2022 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 720
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) большинство людей пользуется специально изготовленной одеждой и предметами быта; 3) жизнь людей регулируется специально созданными социальными нормами.
24.
Согласен(-на). 1) в процессе воспитания и самовоспитания человек искусственно ограничивает своё поведение социальными нормами; 2) некоторые культурные ценности, усваиваемые человеком, противоречат его инстинктам, «ущемляют» его природную составляющую; 3) человек живёт в искусственно созданном мире, многие его потребности носят искусственный характер;
21. 1) ценности, их виды; 2) материальная культура; 3) значимость духовной культуры; 4) духовные ценности.
22. 1) ценность – это всё, что значимо для человека; 2) всё, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырьё, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д.; 3) материальные ценности, за редким исключением, скоротечны, а духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.
23. 1) создание ценностей (например, отечественная компании Х осуществляет производство мебели - диваны); 2) распределение ценностей (например, поставка произведённой мебели (диванов) в специализированные торговые центры); 3) потребление ценностей (например, человек смотрит телевизор, сидя на купленном в специализированном торговом центре диване).
24. 1) авторский аргумент: «Жизнь человека – это его духовное существование. Так как человека отличает от других живых существ его разум (сознание), духовный мир, то определяющей сферой культуры становится духовная культура»; 2) Согласен(-на). а) именно духовная культура формирует человека как личность, т.е. проявляет его человеческую сущность; б) именно в рамках духовной культуры формируются социальные ценности и нормы, обеспечивающие выживание человечества;
21. 1) сущность понятия «культура»; 2) специфика культуры как общественного явления; 3) материальная и духовная культура.
22. 1) ответ на первый вопрос: совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности / специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей; 2) ответ на второй вопрос: тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью;
3)
ответ на третий вопрос: а) материальная культура; б) духовная культура.
23. 1) даже в районах высокой сейсмической активности люди научились строить высотные дома;
2)
в некоторых странах горячие природные источники используются для отопления домов; 3) ученые вывели породы животных и сорта растений, устойчивые к засухам и болезням.
24.
Согласен(-на). 1) если автор понимает под культурой только духовные достижения, то техника к ним не относится; 2) техника, о которой упоминал автор, мало влияет на духовный мир людей;
21. 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) взаимные обязанности людей;
4) достоинство личности.
22. 1) а) неписаные законы (им подчиняются все как должному); б) мера требований общества к людям; в) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. 2) возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное; 3) осознание личностью своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
23. 1)
Два побудительных мотива: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. 2) а) взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; б) гражданин на улице задержал хулигана, чтобы предотвратить опасную для людей ситуацию.
24. 1) главным контролёром человека в вопросах нравственности является его совесть, поэтому эффективный самоконтроль возможен только в условиях сознательного свободного выбора человека;
2)
возможности внешнего контроля над этичностью поведения человека крайне ограничены, поэтому неукоснительное соблюдение человеком нравственных норм может обеспечить только его свободная воля;
3)
нравственные оценки крайне субъективны, поэтому только самостоятельно человек может сделать осознанный нравственный выбор.
Этот документ был отредактирован с Icecream PDF Editor.
Активируйте PRO версию, чтобы убрать водяной знак.
Моральные нормы и правила…
Не здание даже нужно человеку…
Без природы не было…
Статья 1. В настоящей Декларации…
21. 1) особенности моральных норм; 2) совесть - внутренний контролер; 3) роль моральной регуляции.
22. 1) условие: «Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, его взгляды и мнения, если сообразуются с контекстом (реалиями) современных ему общественных отношений»; 2) отличие: мораль поддерживается силой общественного мнения, а не опирается на силу государства. 3) а) этап дискомфорта (человек чувствует напряжение, растерянность, тревогу, опасаясь, что может перейти некую незримую черту); б) этап согласования с внутренним голосом нравственного сознания
(совестью) (человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания); в) обращение за советом (человек может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.)
23. 1)
«мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям» (человек учится любить Родину, уважать труд, ценить человека, его жизнь и свободу и т. п.); 2) «мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам» (уважение к инвалидам, ветеранам войны и труда и др.).
24.
Согласен(-на). 1) моральные нормы ограничивают действия человека, бывают ситуации, когда он поступает вопреки своим желаниям, подчиняясь только требованиям морали; 2) человек воспитывается в определенной среде, рамки его поведения изначально ограничены принятыми моральными нормами.
21. 1)
связь строений с ландшафтами; 2) что помогает восстановлению утрат в природе; 3) почему нельзя восстановить культурные памятники; 4) культурные памятники и градостроение; 5) нравственная ответственность человека за сохранение культуры.
22. 1) ответ на первый вопрос: «Природа при этом сама помогает человеку, ибо она “живая”. Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне»; 2) условие: если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. 3) различие: до известных пределов утраты в природе восстановимы, а утраты памятников культуры в принципе невосстановимы;
23. 1)
Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно на юге Москвы заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. В советское время Большой Дворец был перестроен и отдан под нужды Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, затем — исполкома Ленинского района
Московской области, Главнауки и, наконец, в музейный подотдел Московского отдела народного образования. В 1937 году открытый здесь ранее краеведческий музей был закрыт. Долгие годы Царицыно ветшало и разрушалось. Полномасштабная реставрация началась в 1980-е годы и продолжалась около 20 лет. В 2007 году реконструированный дворцовый комплекс был открыт для посетителей. 2) Теремной дворец в Коломенском. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича построен во второй половине XVII века. Представлял собой сложную систему отдельных помещений, соединённых переходами. Отличался богатым экзотическим декором, вызывавшим восхищение у иностранцев. Разобран около 1767 года. Перед разборкой была выполнена деревянная модель дворца. Воссоздан в 2010 году. 3) Константиновский дворец в Стрельне. Дворец задумывался Петром I как «Русский Версаль». Однако свой окончательный облик приобрёл уже после смерти царя-реформатора — в 1750 году он был основательно перестроен архитектором Растрелли. Название дворец получил по имени второго сына Павла I великого князя
Константина Павловича, которому был подарен отцом в 1797 году. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Восстановлен в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
24. 1) памятники культуры – это свидетельства истории человечества, их потеря – утрата человечеством своей истории; 2) памятники культуры служат объектом познания, источником вдохновения следующих поколений, их утрата обеднит духовную жизнь новых поколений.
21. 1)
Социальный характер деятельности человека и её связь с природой. 2) «Человек культурный», то есть «человек творящий». 3) Культура как «пересоздание» природы. 4) Человек как творец истории.
5)
Культура как результат деятельности.
22. 1) а) культура - это формирование и творчество; б) культура - это природа, которую «пересоздаёт» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека; в) культура как результат всей человеческой деятельности. 2) «Человек служит соединительным звеном между природой и культурой»;
3)
«…между ними существует отношение не противоречия, а взаимной дополнительности»
23. 1)
Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к природе: человек это и есть природа. Однако и не только природа, ведь человек – обладатель разума, венец творения, на нем ответственности больше, чем у других живых организмов и т.д.
2)
У человека есть сознание, с помощью которого он трансформирует природу так, как не умеет ни один другой из известных нам биологических видов. Однако, сознанию нужен материальный субстрат в виде мозга организма. 3) В качестве второго примера можно привести тот, согласно которому для практически любых творческих и прочих экспериментов человеку нужны именно те ресурсы, которые есть только в реальной природе, а не в воображении. Даже для того, чтобы создать нотную грамоту, нужны бумага и пишущие средства: люди не способны передавать такую информацию чисто телепатически или риторически.
24.
Для производства книг приходится вырубать часть лесов. Для создания кинофильмов или архитектурных объектов требуются технологии, при производстве которых загрязняется окружающая среда. Безотходное производство на данный момент ещё не достигло высокого уровня развития, тем более в так называемых развивающихся странах или «странах третьего мира».
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 24
21. 1)
Ст. 1. Понятие и элементы культуры. 2) Ст. 2. Культура - критерий развития человека и цивилизации.
3)
Ст.3. Право культуры каждого народа на сохранение своей уникальности и самобытности. 4) Ст.4. Право культуры каждого народа на сохранение языка, культурных норм, ценностей, идеалов. 5) Ст.5. Право каждого гражданина - участие в культурной жизни.
22. 1) а) под культурой понимается сотворённая человеком материальная и духовная среда обитания; б) под культурой понимается процесс создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества; 2) язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники; 3) инфраструктура культуры.
23. 1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим: мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.; человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм; 2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим: группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки; писатель создал новый роман.
24. 1)
Культура формирует гармоничного человека, способного влиять на окружающий мир, делая его несравненно лучше. 2) Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительней.
Культура личности в системе…
Залог успешности человека…
Наукой принято называть систему…
Патриотизм – это чувство, которым…
21. 1) процесс воспроизводства культуры; 2) стихийное складывание и стихийное развитие культуры;
3) особенности стихийного развития личности; 4) система направленного формирования культуры.
22. 1) два пути: стихийное развитие и направленное формирование культуры (или систематическое и рассчитанное воздействие); 2) цель стихийного развития личности: приготовить молодого человека к жизни; сделать так, чтобы он был по возможности счастлив и благополучен; 3) два средства: конкретный пример; замечания по разным поводам.
23. 1) изучение предметов в школе расширяет кругозор; 2) воспитательное воздействие школы: дети усваивают нормы, ценности; 3) посещая учреждения дополнительного образования, ученик развивает свои способности в соответствии со своими интересами.
24. 1) взрослый человек может оказаться в новой, непривычной среде, и ему необходимо освоить принятые в ней правила, ценности; другие люди могут помогать ему в этом; 2) общество постоянно меняется, поэтому человеку на протяжении всей жизни приходится приспосабливаться к этим изменениям; 3) с возрастом меняются увлечения, обязанности, сфера деятельности человека, поэтому приходится приобретать новые знания, вырабатывать определённые модели поведения; 4) человек в процессе самопознания может осознать какие-то свои недостатки и попытаться их исправить.
21. 1) получение современного образования как залог успешности человека в современном мире;
2) многообразие путей получения образования; 3) зависимость содержания образования от требований и условий развития общества.
22. 1) получение современного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приёмами деятельности; 2) получение престижной работы; 3) содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества.
23. 1) общее образование: на уроках обществознания в классе школьники представили свои проекты на тему «Наиболее востребованные профессии в нашем регионе»; 2) среднее профессиональное образование: студенты строительных колледжей города приняли участие в конкурсе профессионального мастерства; 3) высшее образование: среди первокурсников университета оказалось много победителей всероссийских олимпиад; 4) дополнительное образование: Аня, проходя общеразвивающую программу дополнительного образования для детей по английскому языку «Смарт инглиш», научилась переводить тексты с английского языка на русский и наоборот.
24. 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать; 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
21. 1)
Понятие науки; 2) Наука как деятельность человека по получению нового знания; 3) Модели развития знания; 4) Наука и отрасли научного знания; 5) Значение науки.
22. 1) а) теоретическое систематизированное представление о мире; б) система знаний о мире, воспроизводящая его существенные стороны и основанную на данных исследований; в) отдельные отрасли научного знания; г) специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания;
2) эволюционная и революционная; 3) Проблемный характер развития современной науки.
23. 1) активно развивающаяся наука требует пополнения научных кадров, то есть развивается и система образования. 2) происходит изменение экономических связей, развиваются новые технологии, ручной труд заменяют компьютеры и машины. 3) изменение социальных связей и расширение коммуникативного пространства в связи с появлением сети Интернет, появляются новые возможности для общения.
24. 1) теоретическое проникновение в сущность реальных явлений, производство новых знаний о мире;
2) наука влияет на формирование мировоззрения; 3) систематизирование знаний и представление их в определенных картинах мира; 4) наука непосредственно включается в процессы социального развития и управления ими.
21. 1)
патриотизм и его сущность; 2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом; 3) отношение патриота к истории своей страны.
22. 1) бескорыстно сделавший добро ближним и дальним; 2) Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более, отдавшие за неё жизнь; 3) подавление граждан и осложнение их существования; жизнь не для людей, а за их счёт; унижение иностранцев и «инородцев»; консервация отживших порядков; навязывание обществу ложных идей и целей.
23. 1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам; 2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии; 3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту.
24. 1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред; 2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации.
Зачем нужна особая Декларация…
В эпоху зарождения культуры…
Опрос представляет собой…
В основе экономической теории…
21. 1)
Чем ограничивается культура. 2) Защита права на существование, безопасность, доступность культуры 3) Поддержание и совершенствование культурного климата – обязанность каждого. 4) Культура как открытая эстетическая система. 5) Диалог культур как залог справедливости и демократии.