Файл: Огэ2022 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 722
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Антона воспитывали родители недостаточно, мало уделяли этому внимания. В результате из него вырос хулиган, нарушающий общественный порядок, он также считает, что может присваивать себе чужое имущество и грабить людей.
Здесь мы видим, что свобода и в самом деле ничто без воспитания. 3) 16-летний мальчик, увидев дома ключи от автомобиля родителей, решил прокатиться на нем до дома друга, завоевать авторитет, показать, какой он крутой. На обратном пути ребенок не справился с управлением и совершил опрокидывание в кювет. Школьника доставили в больницу с травмой позвоночника.
24.
Согласен(-на). 1) человек свободен, если он делает выбор исходя из своих собственных желаний и устремлений, и никто ему их не навязывает извне; 2) человек должен соотносить выбор со своими индивидуальными способностями, возможностями, навыками;
21. 1) культура как «вторая природа», всё рукотворное; 2) культура как единство с природой и преодоление природы; 3) многообразие культур и их творцов; 4) культура как деятельность и творчество.
22. 1)
Ответ на первый вопрос: автор уточняет, корректирует подход к определению культуры как «второй природы». 2) Ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».
3)
Ответ на третий вопрос: "Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры."
23. 1)
«человек творит на природном ландшафте» (допустим, при определении места строительства нового здания учитываются особенности земельного участка); 2) человек «пользуется ресурсами природы»
(например, гончар изготавливает посуду из глины, скульптор использует природный камень); 3) человек
«раскрывает собственный природный потенциал» (например, у одних людей проявляются задатки к художественному творчеству, у других — к спорту, у третьих — к математике).
24. 1)
Ответ на первый вопрос: культурным можно назвать человека, который обладает разносторонними знаниями в разных областях, у которого сформированы высокие духовные гуманистические ценности; культурный человек, как правило, занимает активную жизненную позицию (ответ на первый вопрос может быть сформулирован иначе).
2) Мера и соответствующее пояснение, допустим: родители приобщают ребёнка к культуре, водят его в музеи, театры, читают ему книги (тем самым с детства развивают в ребёнке тягу к знанию (познанию мира), формируют моральные представления, развивают инициативу и т. п.).
21. 1.
Суть дефиниций «культура» и «этническая культура». 2. Основные культурные процессы: эволюция, диффузия, ассимиляция, транскультурация, модернизация … 3. Взаимопроникновения африканской, азиатской и европейской этнических культур: 3.1. Обоюдное познание скульптуры, музыки и других видов искусства. 3.2. Рост популярности одежды и украшений в XX-XXI вв. 3.3. Широкое распространение философских и религиозных взглядов. 4. Проблемы и перспективы дальнейшего взаимопроникновения различных этнических культур.
22. 1)
Отношение европейцев к произведениям других культур ранее было достаточно скептическим.
2)
Взаимопроникновение культур проявляется в попытках симбиоза элементов различных произведений и артефактов этнических культур, в повышении уровня интереса и доверия к другим культурам, в диалоге и полилоге различных традиций; 3) лёгкость получения и распространения информации.
23. 1)
В настоящее время можно контактировать с представителями иных этнических и национальных культур, даже не выходя из собственного дома – пользуясь всемирной электронной сетью Интернет.
2)
Современные транспортные средства обладают настолько огромной скоростью по сравнению со своими предшественниками, что буквально за несколько часов или в течение суток можно оказаться в другой стране, даже если она находится за океаном от твоей собственной. 3) С помощью современных подручных технологий труда (принтеры, сканеры, гаджеты и т.д.) можно создавать произведения, которые будут очень похожи на аутентичные из других этнических культуры.
24.
Перспектива прекращения этнического разделения землян не совсем реалистична, поскольку, помимо таких факторов социализации, как воспитание и образование, на развитие любой личности оказывают влияние и её гены, расовая, этническая и национальная принадлежность. Опасность стирания этнических различий состоит в том, что таким образом утрачивается национальная самобытность, которая долгое время на протяжении различных исторических периодов помогала разным народам выживать и процветать именно в их родной среде, а также за её пределами в случае необходимости. У каждого народа собственные, более или менее уникальные системы развития и адаптации к чему-то новому.
Право и мораль имеют общие…
Основным проявлением нравственной…
ориентироваться по заданию 24
Мораль – это специфический способ…
Под наблюдением в социологии…
21. 1)
Право и мораль: общие черты; 2) Область регулирования морали и права; 3) Отличительные признаки права.
22. 1) а) входят в содержание культуры б) являются ценностными формами сознания в) имеют нормативное содержание г) служат регулятором поведения людей; 2) Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения; 3) исполнение требований морали обеспечивается личной убежденностью, привычками человека, его воспитанием.
23.
а) За нарушение правил общественного порядка, нецензурную брань подросток был задержан работниками милиции. б) После принятия новых правил дорожного движения, водители более дисциплинированно ведут себя на дороге, вследствие чего количество аварий сократилось. в) Гражданин
Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет.
24. 1)
Обеспечивают порядок стабильность в обществе; 2) Являются регуляторами поведения людей в обществе; 3) Формируют общую культуру человека; 4) Формируют ценности и идеалы людей.
21. 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) нравственный долг; 4) достоинство личности.
22. 1)
чувство ответственности перед окружающими и самим собой; 2) а) неписаные законы (им подчиняются все как должному); б) стихийный характер формирования; в) мера требований общества к людям; г) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения; 3) осознание личностью своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
23. 1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним; 2) примеры: взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; известные актеры выступили с благотворительным спектаклем перед воспитанниками детского дома.
24.
В защиту: не имеет значения, почему человек делает добрые дела, главное, что он приносит пользу и это нравственно; В опровержение: там, где нет самостоятельного нравственного выбора, там нет и ответственности.
21. 1) понятие морали; 2) границы морали; 3) моральные нормы и их особенности
; 4) специфика принятия нравственного решения; 5) мораль как социальный регулятор.
22. 1) с позиций гуманизма, добра и справедливости; 2) «не имеет четко очертанных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности; там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.»; 3) «В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания….»
23. 1) несоблюдение моральных норм политиком или бизнесменом (недостойное поведение, оскорбления людей и т.д.) могут привести к тому, что люди перестанут поддерживать политика, перестанут пользоваться услугами бизнесмена; 2) если политик или бизнесмен не будет верен своему слову, то окружающие не будут ему доверять, а от этого в какой-то степени зависит успех в деле; 3) без личной честности и правдивости, то есть без фундамента деятельности политика и бизнесмена, не будет гармоничных отношений в делах,
«здоровой» прибыли.
24. 1) свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и злом; 2) нравственное решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора.
21. 1)
Что социологи понимают под наблюдением. 2) Невключённое и включённое наблюдение. 3) Формы включённого наблюдения. 4) Достоинства включённого наблюдения. 5) Недостаток метода наблюдения.
22. 1) наблюдение – это сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия; 2) недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя; 3) «открытое» и «скрытое» (закрытое) включённое наблюдение.
23. 1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе, общении с другими детьми; для этого необходимо хорошо знать учащихся, их индивидуально-психологические особенности, манеру поведения, что невозможно без применения метода наблюдения); 2) врач (наблюдает своего пациента в процессе лечения, чтобы понять, насколько эффективно применение тех или иных способов лечения, лекарственных средств); 3) географ (наблюдает, например, за изменением погоды (информация, выведенная на основе этого наблюдения помогает работникам в сельском хозяйстве, работникам авиации и тд), климата, сейсмических процессов и т.д.)
24. нравственные проблемы связаны с тем, что исследователь (особенно при «скрытом» наблюдении)
невольно обманывает людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то, что, возможно, не рассказали бы чужому человеку; правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может нарушить конституционные права человека, нормы закона, требующие получить согласие испытуемых на проведение исследования.
Основным институтом современного…
Социология представляет науку, которая…
Само слово «нравственность» происходит…
Интервью – это используемый…
21. 1) роль школы; 2) принципы образовательной политики в РФ; 3) основные направления реформы образования; 4) эффективная модель образования.
22. 1) а) многообразие подготовки учащихся; б) особые технологии, используемые в процессе занятий;
2)
подготовка квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности;
3) а) гуманистический характер образования; б) приоритет общечеловеческих ценностей; в) право личности на свободное развитие; г) общедоступность образования; д) внимание системы образования к потребностям обучаемых; е) светский характер образования в государственных учреждениях.
23. 1)
Позиция автора: «эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации».
2)
Предположение: в современном мире очень важно умение человека самостоятельно работать с информацией, заниматься самообразованием. 3) Другое объяснение: эффективной является модель образования, обеспечивающая высокое качество знаний учеников, их поступление в вузы.
24. 1) от качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние; 2) в условиях современного информационного общества требуются хорошо образованные люди, без которых невозможно добиться процветания нашей страны.
21. 1)
Сущность социологии; 2) Роль деятельности в жизни людей; 3) Главная задача социологии.
22. 1)
Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности;
Здесь мы видим, что свобода и в самом деле ничто без воспитания. 3) 16-летний мальчик, увидев дома ключи от автомобиля родителей, решил прокатиться на нем до дома друга, завоевать авторитет, показать, какой он крутой. На обратном пути ребенок не справился с управлением и совершил опрокидывание в кювет. Школьника доставили в больницу с травмой позвоночника.
24.
Согласен(-на). 1) человек свободен, если он делает выбор исходя из своих собственных желаний и устремлений, и никто ему их не навязывает извне; 2) человек должен соотносить выбор со своими индивидуальными способностями, возможностями, навыками;
21. 1) культура как «вторая природа», всё рукотворное; 2) культура как единство с природой и преодоление природы; 3) многообразие культур и их творцов; 4) культура как деятельность и творчество.
22. 1)
Ответ на первый вопрос: автор уточняет, корректирует подход к определению культуры как «второй природы». 2) Ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».
3)
Ответ на третий вопрос: "Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры."
23. 1)
«человек творит на природном ландшафте» (допустим, при определении места строительства нового здания учитываются особенности земельного участка); 2) человек «пользуется ресурсами природы»
(например, гончар изготавливает посуду из глины, скульптор использует природный камень); 3) человек
«раскрывает собственный природный потенциал» (например, у одних людей проявляются задатки к художественному творчеству, у других — к спорту, у третьих — к математике).
24. 1)
Ответ на первый вопрос: культурным можно назвать человека, который обладает разносторонними знаниями в разных областях, у которого сформированы высокие духовные гуманистические ценности; культурный человек, как правило, занимает активную жизненную позицию (ответ на первый вопрос может быть сформулирован иначе).
2) Мера и соответствующее пояснение, допустим: родители приобщают ребёнка к культуре, водят его в музеи, театры, читают ему книги (тем самым с детства развивают в ребёнке тягу к знанию (познанию мира), формируют моральные представления, развивают инициативу и т. п.).
21. 1.
Суть дефиниций «культура» и «этническая культура». 2. Основные культурные процессы: эволюция, диффузия, ассимиляция, транскультурация, модернизация … 3. Взаимопроникновения африканской, азиатской и европейской этнических культур: 3.1. Обоюдное познание скульптуры, музыки и других видов искусства. 3.2. Рост популярности одежды и украшений в XX-XXI вв. 3.3. Широкое распространение философских и религиозных взглядов. 4. Проблемы и перспективы дальнейшего взаимопроникновения различных этнических культур.
22. 1)
Отношение европейцев к произведениям других культур ранее было достаточно скептическим.
2)
Взаимопроникновение культур проявляется в попытках симбиоза элементов различных произведений и артефактов этнических культур, в повышении уровня интереса и доверия к другим культурам, в диалоге и полилоге различных традиций; 3) лёгкость получения и распространения информации.
23. 1)
В настоящее время можно контактировать с представителями иных этнических и национальных культур, даже не выходя из собственного дома – пользуясь всемирной электронной сетью Интернет.
2)
Современные транспортные средства обладают настолько огромной скоростью по сравнению со своими предшественниками, что буквально за несколько часов или в течение суток можно оказаться в другой стране, даже если она находится за океаном от твоей собственной. 3) С помощью современных подручных технологий труда (принтеры, сканеры, гаджеты и т.д.) можно создавать произведения, которые будут очень похожи на аутентичные из других этнических культуры.
24.
Перспектива прекращения этнического разделения землян не совсем реалистична, поскольку, помимо таких факторов социализации, как воспитание и образование, на развитие любой личности оказывают влияние и её гены, расовая, этническая и национальная принадлежность. Опасность стирания этнических различий состоит в том, что таким образом утрачивается национальная самобытность, которая долгое время на протяжении различных исторических периодов помогала разным народам выживать и процветать именно в их родной среде, а также за её пределами в случае необходимости. У каждого народа собственные, более или менее уникальные системы развития и адаптации к чему-то новому.
Право и мораль имеют общие…
Основным проявлением нравственной…
ориентироваться по заданию 24
Мораль – это специфический способ…
Под наблюдением в социологии…
21. 1)
Право и мораль: общие черты; 2) Область регулирования морали и права; 3) Отличительные признаки права.
22. 1) а) входят в содержание культуры б) являются ценностными формами сознания в) имеют нормативное содержание г) служат регулятором поведения людей; 2) Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения; 3) исполнение требований морали обеспечивается личной убежденностью, привычками человека, его воспитанием.
23.
а) За нарушение правил общественного порядка, нецензурную брань подросток был задержан работниками милиции. б) После принятия новых правил дорожного движения, водители более дисциплинированно ведут себя на дороге, вследствие чего количество аварий сократилось. в) Гражданин
Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет.
24. 1)
Обеспечивают порядок стабильность в обществе; 2) Являются регуляторами поведения людей в обществе; 3) Формируют общую культуру человека; 4) Формируют ценности и идеалы людей.
21. 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) нравственный долг; 4) достоинство личности.
22. 1)
чувство ответственности перед окружающими и самим собой; 2) а) неписаные законы (им подчиняются все как должному); б) стихийный характер формирования; в) мера требований общества к людям; г) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения; 3) осознание личностью своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
23. 1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним; 2) примеры: взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; известные актеры выступили с благотворительным спектаклем перед воспитанниками детского дома.
24.
В защиту: не имеет значения, почему человек делает добрые дела, главное, что он приносит пользу и это нравственно; В опровержение: там, где нет самостоятельного нравственного выбора, там нет и ответственности.
21. 1) понятие морали; 2) границы морали; 3) моральные нормы и их особенности
; 4) специфика принятия нравственного решения; 5) мораль как социальный регулятор.
22. 1) с позиций гуманизма, добра и справедливости; 2) «не имеет четко очертанных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности; там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.»; 3) «В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания….»
23. 1) несоблюдение моральных норм политиком или бизнесменом (недостойное поведение, оскорбления людей и т.д.) могут привести к тому, что люди перестанут поддерживать политика, перестанут пользоваться услугами бизнесмена; 2) если политик или бизнесмен не будет верен своему слову, то окружающие не будут ему доверять, а от этого в какой-то степени зависит успех в деле; 3) без личной честности и правдивости, то есть без фундамента деятельности политика и бизнесмена, не будет гармоничных отношений в делах,
«здоровой» прибыли.
24. 1) свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и злом; 2) нравственное решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора.
21. 1)
Что социологи понимают под наблюдением. 2) Невключённое и включённое наблюдение. 3) Формы включённого наблюдения. 4) Достоинства включённого наблюдения. 5) Недостаток метода наблюдения.
22. 1) наблюдение – это сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия; 2) недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя; 3) «открытое» и «скрытое» (закрытое) включённое наблюдение.
23. 1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе, общении с другими детьми; для этого необходимо хорошо знать учащихся, их индивидуально-психологические особенности, манеру поведения, что невозможно без применения метода наблюдения); 2) врач (наблюдает своего пациента в процессе лечения, чтобы понять, насколько эффективно применение тех или иных способов лечения, лекарственных средств); 3) географ (наблюдает, например, за изменением погоды (информация, выведенная на основе этого наблюдения помогает работникам в сельском хозяйстве, работникам авиации и тд), климата, сейсмических процессов и т.д.)
24. нравственные проблемы связаны с тем, что исследователь (особенно при «скрытом» наблюдении)
невольно обманывает людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то, что, возможно, не рассказали бы чужому человеку; правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может нарушить конституционные права человека, нормы закона, требующие получить согласие испытуемых на проведение исследования.
Основным институтом современного…
Социология представляет науку, которая…
Само слово «нравственность» происходит…
Интервью – это используемый…
21. 1) роль школы; 2) принципы образовательной политики в РФ; 3) основные направления реформы образования; 4) эффективная модель образования.
22. 1) а) многообразие подготовки учащихся; б) особые технологии, используемые в процессе занятий;
2)
подготовка квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности;
3) а) гуманистический характер образования; б) приоритет общечеловеческих ценностей; в) право личности на свободное развитие; г) общедоступность образования; д) внимание системы образования к потребностям обучаемых; е) светский характер образования в государственных учреждениях.
23. 1)
Позиция автора: «эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации».
2)
Предположение: в современном мире очень важно умение человека самостоятельно работать с информацией, заниматься самообразованием. 3) Другое объяснение: эффективной является модель образования, обеспечивающая высокое качество знаний учеников, их поступление в вузы.
24. 1) от качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние; 2) в условиях современного информационного общества требуются хорошо образованные люди, без которых невозможно добиться процветания нашей страны.
21. 1)
Сущность социологии; 2) Роль деятельности в жизни людей; 3) Главная задача социологии.
22. 1)
Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности;