Файл: Огэ2022 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 714

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21. 1)
Понятие «социальная группа»; 2) Социальная структура — совокупность социальных групп;
3)
Взаимодействия социальных групп и их формы.
22. 1) общие интересы; сходные и устойчивые общественные условия; схожие проблемы жизнедеятельности; схожие представления; 2) совокупность социальных групп — это социальная структура; 3) Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе.
23. 1) формы, направленные на сближение интересов: партнёрства, союзы, компромиссы, гражданское согласие, мирная инициатива. 2) могут быть приведены следующие примеры: а) деятельность экологической организации по установке контейнеров для сортировки мусора и переработке вторичного сырья (мирная инициатива); б) разрешение конфликта между друзьями путем переговоров и мирных уступок (компромисс); в) диалог и заключение договора между работниками и работодателем для решения общей проблемы (партнерство).
24.
Согласен(-на). 1) делается упор на такой критерий различения социальных групп, как несовпадение представлений об обществе, направлениях его развития, интересов. 2) не приведены показатели различия социальных групп, связанные с собственностью и доходами
21. 1)
Характеристика обычая как формы права; 2) Причины формирования правовых обычаев; 3) Сущность понятия «деловой оборот».
22. 1) а) Обычай – эта самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной силой, которая придавала ей общеобязательный характер; б) неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей; 2) а) Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений; б) Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют; 3) сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг, принятых в бизнес-сообществе.
23. 1) дипломатический этикет (соблюдение правил дипломатического протокола при приеме делегаций, ведении переговоров с иностранными державами); 2) обычай делового оборота (необязательно наличие оттиска печати на фирменном бланке).
24. 1) поведение человека включает большое число различных незначительных эпизодов, действий, которое невозможно предусмотреть законами; 2) закон способен контролировать только основные, наиболее важные стороны жизни людей, то, что призвано гарантировать и обеспечить государство;

3) существует широкая сфера частной, непубличной жизни человека, которая не может быть в деталях объектом государственного регулирования.
Любому акту познания, общения…
Социальные отклонения играют…
Мы видим, что население расслаивается…
Каждый из нас несёт в себе…
21. 1)
Психологические установки и стереотипы сознания. 2) Восприятие чужих нравов и обычаев.
3)
Влияние воспитания на поведение. 4) Опасность этнических предубеждений.
22. 1) ответ на первый вопрос: стереотипом называют предвзятое мнение о качествах людей и явлений;
2) ответ на второй вопрос: человек выводит стереотип из стандартных суждений и ожиданий; 3) ответ на третий вопрос: стереотип помогает человеку ориентироваться в жизни и определённым образом направляет его поведение.
23. 1) ответ на вопрос: установка – это определённое направление личности, состояние готовности к какой- либо деятельности; 2) а) примеры ситуаций, когда установка способствует успеху деятельности человека: ученица музыкальной школы Марина принимала участие в конкурсе пианистов, у неё были достойные соперники, но Марина была уверена в своих силах и выиграла конкурс; б) обрекает деятельность на неудачу, допустим: Роман был уверен, что у него нет способностей к изучению языков, поэтому при первых же трудностях на курсах английского языка он прекратил занятия.
24. 1)
Этнические различия могут восприниматься без предубеждений, если уважительно относиться к людям, ценить их индивидуальность; 2) Этнические различия могут восприниматься без предубеждений, если знакомиться с культурой других этнических групп, пытаться понять особенности их менталитета;
3)
Этнические различия могут восприниматься без предубеждений, если интересоваться историей как своего народа, так и других.
21. 1)
Противоречивая роль социальных отклонений. 2) Условия успешного функционирования общества.
3)
Отклонения как способ адаптации культуры к изменениям общества. 4) Механизм создания новых культурных норм.
22. 1) социальный порядок и предсказуемое поведение членов общества; 2) люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка;
3) а) отклоняющееся от старых, привычных норм поведения небольшого числа людей; б) преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащие новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей; в) усвоение членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы; г) поведение на основе новых норм перестаёт быть отклоняющимся.


23. 1)
Алкоголизм. В России на душу населения производится 14,5л алкоголя, а критический индикатор 8.
Чрезмерное употребление алкоголя приводит к разрушению личности, социальному паразитизму, влияет на сокращение продолжительности жизни и т.д., что создает угрозу стабильности общества.
2)
Проституция. Из-за этого явления может измениться система ценностей общества, так как её считают наиболее простым и перспективным способом добывания средств существования. Это также может создать угрозу стабильности общества. 3) Обостренное чувство жалости. Люди занимаются социальным предпринимательством и благотворительностью, волонтерством, спасая жизни и вовлекая в это множество других людей, которые в процессе становятся более отзывчивыми к чужой беде. Как следствие этого, поддержание стабильности общества. Пример: Волонтерский поисковой отряд, например, «Лиза Алерт», который безвозмездно ищет потерявшихся людей.
24. 1) массовые акции социального протеста разрушают общественный порядок и могут привести к разрушению социального строя; 2) массовые проявления криминального поведения угрожают благополучию граждан и общества в целом.
21. 1)
Многообразие социальных групп и различие их исторической роли. 2) Признаки (критерии) определения наиболее важных групп населения. 3) Наиболее значимые группы населения. 4) Семья и её особая роль.
22. 1) не все группы имеют одинаково важную историческую роль; 2) охватывают большее число членов; наиболее организованы; наиболее солидарны внутри; 3) а) характер семейного уклада, семейной организации, в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп; б) семья формирует ум, волю, характер ребёнка.
23. 1) в государстве Z парламент запретил продажу алкогольных напитков и сигарет лицам младше 21 года; соответствующие государственные органы наказывают предпринимателей, нарушающих этот запрет;
2) в государстве Z установлено обязательное для всех детей до 18 лет среднее образование; 3) в государстве Z проводится политика поддержки семьи: при рождении детей родители получают денежные пособия и различные льготы, медицинское обслуживание и среднее образование детей бесплатны.
24. 1) представители одной профессии, объединившись в союзы (профсоюзы, ассоциации и т.п.), отстаивают свои интересы и права своей группы;
2) профессиональные группы устанавливают определённые нормы и стандарты в своей сфере; 3) профессиональные группы популяризируют свою профессию, добиваясь общественного признания и повышения престижа профессии.
21. 1) понятие «этнос»; 2) влияние природной среды на материальные стороны жизни народа; 3) влияние природной среды на духовную жизнь этноса; 4) влияние среды на этническое самосознание; 5) споры ученых о роли природной среды в развитии этноса.
22. 1) поведение, речь, традиции; 2) осознание людьми своей принадлежности к данному народу;
3) в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.
23. 1) представители российского этноса расселяются на обширной территории Среднерусской равнины,
Урала, Сибири, Дальнего Востока и др. (общность территории); 2) для всех народов, входящих в состав российского этноса, общим является русский язык (общность языка); 3) только в ХХ веке население указанных территорий пережило войны, революции, коренные изменения социально-экономической и политической модели развития (общность исторической судьбы); 4) говорят об особенностях сознания и мировосприятия россиян, им присуще чувство национального достоинства (этническое самосознание).
24.
Выбор первой точки зрения (об определяющем влиянии природы на развитие этносов). 1) природная среда (климат, наличие или отсутствие полезных ископаемых) прямо влияет на хозяйственную жизнь народа, от которой зависит процветание общества; 2) в зависимости от географических особенностей территории проживания этноса развиваются (на морском побережье, в центре материка) развиваются те или иные пути сообщения, связи с другими народами; 3) географические факторы оказывают влияние на сам ход исторического развития народа (климатические условия, особенности ландшафта повлияли на исход многих битв); 4) нынешнее неблагоприятное состояние окружающей среды непосредственно влияет на развитие народов.
Люди, говорящие на одном…
В семье ребёнок усваивает…
Каждое общество ценит…
Социальный конфликт – это столкновение…
21. 1) близость между людьми, говорящими на одном языке; 2) несовпадение языковой, государственной и расовых групп; 3) корпоративная солидарность людей одной профессии;
4) расслоение по степени богатства.
22. 1)
Названы следующие 5 видов расслоения общества: а) языковое; б) государственное; в) расовое; г) профессиональное; д) имущественное. 2) Ответ на первый вопрос: «Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования». 3) Ответ на второй вопрос: «Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы».
23. а) у русскоязычных людей общее построение фраз и общие шутки, они понимают юмор друг друга, легко синхронизируются, следовательно, они чувствуют себя более близкими, чем если бы это был русскоязычный подросток и англоязычный, у которых разное построение фраз, разное мышление, они будут чувствовать себя менее близкими; б) россияне говорят на русском, а немцы на немецком;
в) на английском языке говорят и белые американцы, и афроамериканцы.
24.
Согласен(-на). 1) различные профессии имеют различную общественную ценность. Поэтому чем выше общественная ценность, тем выше имущественное положение человека. Например, профессия финансиста или программиста; 2) некоторые профессии требуют от человека достаточно редких способностей, которыми большинство людей не обладает, естественно овладев такой профессией человек имеет довольно высокое имущественное положение (актер, спортсмен).
21. 1) ребенок и моральные ценности; 2) факторы неблагополучной семейной жизни; 3) отклоняющееся поведение в семье; 4) изменения системы норм и правил.
22. 1) развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся; 2) сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплочённости в семье; 3) «В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу.»
23. 1)
Армия. Например, пройдя срочную службу в рядах ВС РФ Иван стал более дисциплинированным, ответственным, научился обращаться с огнестрельным оружием; 2) Школа. Например, Федор закончил обучение в школе, в ходе которого он освоил базовые знания по основным наукам, сформировал необходимые в жизни умения — писать, считать, рассуждать и т.д.;