Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прежде всего по естественным, математическим и техническим предметам. В 1725 году в Санкт-Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки научных кадров при ней создается два учебных заведения – университет и гимназия.
Образование и воспитание дворянских детей было раздельным. Если мальчики в основном получали образование в военных учебных заведениях (в пансионах, гимназиях, корпусах), то девочки получали образование в женских пансионах, гимназиях, институтах благородных девиц. В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, чтобы облегчить усвоение родного языка. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Петровские реформы образования и воспитания вызывали глухое и явное недовольство, которое подавлялось жестко и беспощадно. Недовольных не устраивало разрушение традиций домашнего семейного воспитания. Новые гражданские учебные заведения брали на себя не только функции образования, но и воспитания. Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семинариумов. Во второй четверти XVIII в. основной и едва ли не единственной заботой государства являлась организация обучения дворянства. Остальные сословия, прежде всего крестьяне, оказались вне поля зрения правительства.
12. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения.
Выдающаяся роль в развитии национальной культуры, школы и просвещения принадлежит М. В. Ломоносову (1711-1765). В «Регламенте академической гимназии» он развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере русской школы.
Великий ученый и просветитель был автором учебников для гимназии при Университете и Академии наук: «Риторика», «Российская грамматика», «Экспериментальная физика» и др.
По проекту Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет, ставший центром отечественной науки, культуры, просвещения и педагогической мысли. Московский университет состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. В нем не было обязательного для большинства университетов Западной Европы богословского факультета, отсутствие его придавало образованию светский характер. Всего в университете обучались 7 лет.
Ведущими дидактическими принципами М. В. Ломоносов считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений.
Во время популяризации французских традиций Ломоносов не отступал от своих принципов и вёл преподавание на русском языке. В 1757 году выходит его книга «Русская грамматика», которая становится лучшим учебным пособием, изданным в то время.
В трудах Ломоносова можно отчетливо проследить демократические мысли. Он четко отстаивал идею о том, что образование могут получать все сословия. Ломоносов настаивал на открытии новых школ и увеличении количества учеников в них. Кроме того, он сумел добиться открытия общежитий для школьников и студентов, что позволило им большее количество времени проводить за учебой.
Михаил Васильевич во многом делал акцент на практическую значимость знаний, их прикладной характер.
13. Деятельность и педагогические взгляды И. И. Бецкого, Ф. И. Янковича, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева.
И.И. Бецкой (1704—1795) — европейски образованный человек, хорошо знакомый с идеями французских просветителей. Участвовал в создании системы воспитательно-образовательных учреждений. Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого поколения, сложившиеся под влиянием идей французских про-светителей (Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеции). Суть концепции: России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к отечеству, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. Носителем этих качеств должен быть воспитатель, к выбору которого следует предъявлять самые суровые требования. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу. И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать новую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения «новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60—70 гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 17—20 лет. По проектам И.И. Бецкого открываются воспитательное училище при Академии художеств, коммерческое училище в Москве. Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Смольного института благородных девиц. Первый прием воспитанниц был осуществлен в 1764 г. Через год по предложению Бецкого было открыто отделение для девушек-мещанок. Процесс обучения делился на четыре класса (уровня). В младшем классе (6-9 лет) обучались русскому и иностранному языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукодеяию. Во 2-м классе (9—12 лет) к этим предметам добавлялись история и география. В 3-м классе (12—15 лет) вводилось изучение «словесных наук», подразумевающее чтение книг исторического характера, нравоучительных историй, главным образом на французском языке. В 4-м классе (15—18 лет) предусматривалось обучение светскому этикету, повторение пройденного. Старшие воспитанницы занимались с младшими. В Смольном на первом месте стояло религиозное воспитание, далее следовало нравственное воспитание, которое подразумевало «усвоение светских добродетелей, кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия». Важное место занимало физическое воспитание, предусматривавшее привитие навыков гигиены,
здорового образа жизни, умеренности во всем. Согласно Уставу, во главе Смольного стояла начальница, назначаемая императрицей. Для проверки успехов учениц устраивались экзамены. Наиболее отличившиеся воспитанницы награждались. Создание единичных учебных заведений в целом не изменило ситуацию в просвещении. Практическая реализация теории Бецкого натолкнулась на отсутствие подготовленных учителей, нехватку учебников, недостаточное финансирование.
В 1782 году был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.
14. Педагогические идеи И. Г. Песталоцци.
И.Г. Песталоцци (1746—1827) - известный швейцарский педагог. С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных возможности полноценного обучения. Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования. Песталоцци не только теоретик, автор многочисленных трудов «Лингардт и Гертруда» (1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня», но и практик, создавший приюты для сирот в Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825). Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавив их от нужды.
Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласию которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному (табл. 2.4). Основой физического воспитания является стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье с раннего возраста, когда мать учит ребенка делать первые шаги; упражнения суставов положены в основу создания «естественной домашней гимнастики». Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци
Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Воспитанники работали в поле, под руководством ремесленников — на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету.
15. Педагогические идеи И. Гербарта, А. Дистервега
Иоан Гербарт( 1776-1841) Родился в Германии, получил качественное образование, изначально работал воспитателем детей в семье церковного аристократа. С 1802 г. в должности профессора преподавал в университете Кселинберга, читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией по подготовке учителей. Пед. Идеи: -подчеркивал, что пед.работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение теорией, цель воспитание по Г. -формирование добродетельного человека. Процесс воспитания Г. делить на: -управление: поддержание порядка в процессе самого воспитания путём “подавления” дикой резвости, свойственной детям. Средства управления: угроза, надзор, приказания, запрещение, наказание. Авторитет и любовь - второстепенные. - обучение - ввёл в педагогику термин “воспитывающее обучение” , именно умственное образование. Задача обучения: возбуждение многосторонности интересов: Эмпирический интерес (возбуждает стремление к наблюдению);Умозрительный интерес (настраивает на размышление); Эстетический интерес (обеспечивает художественную оценку явлений); Симпатический (интерес к членам своей семьи и близкому окружению); Социальный (направлен на общество); Религиозный (общение с богом) . -нравственное воспитание. Большой заслугой является вычленение 4-х ступеней обучения: І. Ясность — углубление в состоянии покоя => мобилизованное внимание => введение нового материала. II. Ассоциация – углубление в состояние движения => ожидание => установление связи между старым и новым. III. Система – поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями => искание => обобщение, выводы, определения. IV. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям => действие => применение знаний, умений.
Во главу ставил четко разработанную дидактическую теорию. Он был убежден, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.
Образование и воспитание дворянских детей было раздельным. Если мальчики в основном получали образование в военных учебных заведениях (в пансионах, гимназиях, корпусах), то девочки получали образование в женских пансионах, гимназиях, институтах благородных девиц. В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, чтобы облегчить усвоение родного языка. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Петровские реформы образования и воспитания вызывали глухое и явное недовольство, которое подавлялось жестко и беспощадно. Недовольных не устраивало разрушение традиций домашнего семейного воспитания. Новые гражданские учебные заведения брали на себя не только функции образования, но и воспитания. Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семинариумов. Во второй четверти XVIII в. основной и едва ли не единственной заботой государства являлась организация обучения дворянства. Остальные сословия, прежде всего крестьяне, оказались вне поля зрения правительства.
12. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения.
Выдающаяся роль в развитии национальной культуры, школы и просвещения принадлежит М. В. Ломоносову (1711-1765). В «Регламенте академической гимназии» он развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере русской школы.
Великий ученый и просветитель был автором учебников для гимназии при Университете и Академии наук: «Риторика», «Российская грамматика», «Экспериментальная физика» и др.
По проекту Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет, ставший центром отечественной науки, культуры, просвещения и педагогической мысли. Московский университет состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. В нем не было обязательного для большинства университетов Западной Европы богословского факультета, отсутствие его придавало образованию светский характер. Всего в университете обучались 7 лет.
Ведущими дидактическими принципами М. В. Ломоносов считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений.
Во время популяризации французских традиций Ломоносов не отступал от своих принципов и вёл преподавание на русском языке. В 1757 году выходит его книга «Русская грамматика», которая становится лучшим учебным пособием, изданным в то время.
В трудах Ломоносова можно отчетливо проследить демократические мысли. Он четко отстаивал идею о том, что образование могут получать все сословия. Ломоносов настаивал на открытии новых школ и увеличении количества учеников в них. Кроме того, он сумел добиться открытия общежитий для школьников и студентов, что позволило им большее количество времени проводить за учебой.
Михаил Васильевич во многом делал акцент на практическую значимость знаний, их прикладной характер.
13. Деятельность и педагогические взгляды И. И. Бецкого, Ф. И. Янковича, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева.
И.И. Бецкой (1704—1795) — европейски образованный человек, хорошо знакомый с идеями французских просветителей. Участвовал в создании системы воспитательно-образовательных учреждений. Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого поколения, сложившиеся под влиянием идей французских про-светителей (Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеции). Суть концепции: России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к отечеству, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. Носителем этих качеств должен быть воспитатель, к выбору которого следует предъявлять самые суровые требования. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу. И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать новую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения «новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60—70 гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 17—20 лет. По проектам И.И. Бецкого открываются воспитательное училище при Академии художеств, коммерческое училище в Москве. Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Смольного института благородных девиц. Первый прием воспитанниц был осуществлен в 1764 г. Через год по предложению Бецкого было открыто отделение для девушек-мещанок. Процесс обучения делился на четыре класса (уровня). В младшем классе (6-9 лет) обучались русскому и иностранному языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукодеяию. Во 2-м классе (9—12 лет) к этим предметам добавлялись история и география. В 3-м классе (12—15 лет) вводилось изучение «словесных наук», подразумевающее чтение книг исторического характера, нравоучительных историй, главным образом на французском языке. В 4-м классе (15—18 лет) предусматривалось обучение светскому этикету, повторение пройденного. Старшие воспитанницы занимались с младшими. В Смольном на первом месте стояло религиозное воспитание, далее следовало нравственное воспитание, которое подразумевало «усвоение светских добродетелей, кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия». Важное место занимало физическое воспитание, предусматривавшее привитие навыков гигиены,
здорового образа жизни, умеренности во всем. Согласно Уставу, во главе Смольного стояла начальница, назначаемая императрицей. Для проверки успехов учениц устраивались экзамены. Наиболее отличившиеся воспитанницы награждались. Создание единичных учебных заведений в целом не изменило ситуацию в просвещении. Практическая реализация теории Бецкого натолкнулась на отсутствие подготовленных учителей, нехватку учебников, недостаточное финансирование.
В 1782 году был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.
14. Педагогические идеи И. Г. Песталоцци.
И.Г. Песталоцци (1746—1827) - известный швейцарский педагог. С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных возможности полноценного обучения. Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования. Песталоцци не только теоретик, автор многочисленных трудов «Лингардт и Гертруда» (1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня», но и практик, создавший приюты для сирот в Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825). Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавив их от нужды.
Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласию которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному (табл. 2.4). Основой физического воспитания является стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье с раннего возраста, когда мать учит ребенка делать первые шаги; упражнения суставов положены в основу создания «естественной домашней гимнастики». Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци
Содержание элементарного образования | Задачи воспитания | Пути и средства |
Физическое воспитание | Физ. развитие ребенка, подготовка к труду | Естественная домашняя гимнастика, игры, строевые занятия, походы, экскурсии |
трудовое | Овладение основными приемами и культурой труда | Работа в поле, на прядильных и ткацких станках, «азбука умений» |
нравственное | Развитие нравственных чувств, выработка навыков поведения и нравственного сознания | Любовь к ближнем и доброта к окружающим |
умственное | Развитие познавательных способностей, умение логически мыслить | Овладение чтением, счетом, письмом, сообщение сведений из географии, истории, естествознания |
Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Воспитанники работали в поле, под руководством ремесленников — на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету.
15. Педагогические идеи И. Гербарта, А. Дистервега
Иоан Гербарт( 1776-1841) Родился в Германии, получил качественное образование, изначально работал воспитателем детей в семье церковного аристократа. С 1802 г. в должности профессора преподавал в университете Кселинберга, читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией по подготовке учителей. Пед. Идеи: -подчеркивал, что пед.работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение теорией, цель воспитание по Г. -формирование добродетельного человека. Процесс воспитания Г. делить на: -управление: поддержание порядка в процессе самого воспитания путём “подавления” дикой резвости, свойственной детям. Средства управления: угроза, надзор, приказания, запрещение, наказание. Авторитет и любовь - второстепенные. - обучение - ввёл в педагогику термин “воспитывающее обучение” , именно умственное образование. Задача обучения: возбуждение многосторонности интересов: Эмпирический интерес (возбуждает стремление к наблюдению);Умозрительный интерес (настраивает на размышление); Эстетический интерес (обеспечивает художественную оценку явлений); Симпатический (интерес к членам своей семьи и близкому окружению); Социальный (направлен на общество); Религиозный (общение с богом) . -нравственное воспитание. Большой заслугой является вычленение 4-х ступеней обучения: І. Ясность — углубление в состоянии покоя => мобилизованное внимание => введение нового материала. II. Ассоциация – углубление в состояние движения => ожидание => установление связи между старым и новым. III. Система – поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями => искание => обобщение, выводы, определения. IV. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям => действие => применение знаний, умений.
Во главу ставил четко разработанную дидактическую теорию. Он был убежден, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.