Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формулировки выводов после разбора суждений; был сторонником равных прав на образование для мужчин и женщин. Педагогические взгляды Н.А. Добролюбова на содержание и методику учебной и воспитательной работы, сущность педагогической сознательной дисциплины, воспитание самостоятельности учащихся оказали существенное влияние на формирование демократического общественного сознания в русском обществе XIX века. Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии, особенно Л. Фейербаха. Свои теоретические воззрения Чернышевский целиком подчинял делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства. Из всех утопистов он наиболее близко подошел к научному социализму, свои надежды возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесно связан с революционным демократизмом. Чернышевский развивал дальше свои теоретические воззрения по сравнению с Белинским и Герценом. Он давал более глубокое материалистическое и диалектическое обоснование педагогической теории. Чернышевский прямо говорил: все, что существует, есть материя, без материи нет и не может быть сознания. Чернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единства человеческого организма и психической деятельности человека. Вместе с тем он прекрасно понимал, что такое единство не исключает, а предполагает конкретные различия между ними. “На человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам” - говорил Чернышевский. Обращаясь к воспитанию как к одному из главнейших факторов, обуславливающих развитие и формирование человеческой личности, Чернышевский с особой силой отмечал то неблагополучие в области воспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно-крепостнического строя в России, те пороки, какими была проникнута «просветительная» политика правительства крепостников и официальная система воспитания. Что же касается способов обучения, то они, по характеристике Чернышевского, стояли на таком низком уровне, что мало чем отличались от дрессировки, вследствие чего убивали в детях любознательность, притупляли их ум и заглушали всякое малейшее проявление самостоятельности детского мышления. Чернышевский очень строго подходил к отбору и содержанию учебных предметов. Он считал, что отбор предметов должен происходить, опираясь на современное состояние науки и настоящие, а не кажущиеся потребности современной жизни.


20. К.Д. Ушинский - основатель русской научно-педагогической школы.

В 1860-е гг. развернулась деятельность основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского (1824—1870). Будучи блестящим практиком, он интенсивно занимался научной работой в области теории педагогики и методики начального обучения. В педагогической теории Ушинского основополагающая идея — народность воспитания. Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. Им написана серия работ, посвященных этой проблеме: «О народности в общественном воспитании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867). Родной язык должен стать основным предметом преподавания в школе. Система воспитания, построенная на национальных традициях, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость. С раннего детства в семье, школе ребенок должен усваивать родной язык, культуру; важно знакомить детей с Произведениями устного народного творчества. По мнению педагога, предметом воспитания является человек. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский назвал «антропологическими», — философия, политэкономия, история, психология, анатомия, физиология и др. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869). Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении процессов физического и психического развития, Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В ней раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Значителен вклад К.Д. Ушинского и в разработку дидактических проблем. Так же, как и многие западные педагоги, он подчёркивал воспитывающий характер обучения, считая, что при правильной организации оно воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы и, особенно, те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы. Ушинский придавал большое значение принципам наглядности, прочности и основательности обучения. Им разработана методика повторения учебного материала. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию. Огромны заслуги Ушинского во внедрении в школу нового аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе.



21. Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Реализация идеи свободного воспитания в Яснополянской школе.

Ведущие педагогические идеи Л. Н. Толстого: · «Глубокая любовь и уважение к ребенку, гуманистический подход к его воспитанию». · Школа должна давать детям широкий круг знаний, всесторонне развивать их творческие силы. Учение должно основываться на интересе: «Всякое учение должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью». • Организация учебной деятельности в плане постижения единства и взаимосвязи всего живого; • создание условий для проявления и развития в детях доброжелательности, любви к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира; • создание условий для активного включения детей в учебно- познавательную деятельность без принуждения со стороны учителя. В основу работы Яснополянской школы была положена идея Толстого о свободном воспитании и плодотворном творчестве детей при поддержке учителя. Свободное воспитание, по мнению Толстого, содействовало саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Толстой призывал довериться ученикам, и даже если они наделают ошибок, «не бойтесь, человеку ничто человеческое не вредно», и их ошибки принесут меньше беды, чем нудное, ханжеское наставление учителя-надзирателя. Задача учителя - подчиняться природе ребенка и развивать ее. Задача педагогической науки - изучение условий, ведущих к совпадению деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, и условий, которые этому мешают. В Яснополянской школе не существовало определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий, не было дневников, двоек, взысканий, физических наказаний. В школе было 3 класса, учились девочки и мальчики из крестьянских семей. Занятия в школе строились в форме бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, начала природоведения и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой доносил до детей в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Домашних заданий также не было, Обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, но они увлеченно посещали ее и могли задерживаться в школе до вечера. С учениками много разговаривали, проводили уроки на открытом воздухе, осваивали творческие формы как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Скудные плоды регулярного образования представляют куда меньшую ценность, чем самообразование. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: "Критериум педагогики есть только один – свобода". Идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Таким образом, функция школы - свободное обучение. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или не учиться. Но толстовское понимание "свободного воспитания" существенно отличается от русского. Русский мыслитель видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а напротив, -в условиях общественной свободной жизни. Именно так он попытался организовать деятельность школы в Ясной поляне.


22. Школа и просвещение в Беларуси во второй половине XIX века. Просветительские взгляды К. Калиновского, Ф. Богушевича, А. Богдановича.

В отличий от губерний России в Беларуси не было земских школ. Системой народного образования полностью руководили чиновники. Все школы работали только на русском языке. Под влиянием общественно-политического движения в России в 60х гг. 19 в. В Беларуси повысился интерес к методике учебной и воспитательной работы в средних уч. зав. Реализация реформ 60-х годов совпала в Беларуси с подавлением восстания 1863-64 гг. и массовыми репрессиями, которые охватили систему образования. Были закрыты Горецкий земледельческий институт, 8 средних учебных заведений Виленского округа. В период 1863-1888 гг. в Российской империи практически не было опубликовано ни одного литературного произведения на белорусском языке. Белорусское национальное движение первой половины 19 века имело культурно-просветительский характер. В начале 80-х гг. белорусские студенты-народники создали подпольные кружки. В 1864 г. была открыта учительская семинария в Молодечно, затем в Полоцке, Несвиже, Свислочи, Гомеле. Большую роль в подъеме национально-культурного движения в начале 20 в. Сыграла газета «Наша Нива». Российские власти запрещали выписывать «Нашу Ниву» всем учителям Виленского учебного округа, священникам, почтовым служащим, военным и полицейским чинам. В ходе революции 1905-07 гг. пробудилось широкое общественное движение за демократизацию и реформирование школы. В 1906 г. Тетка издает 2 книги «Гостинец для малых детей» и «Первое чтение для деток белорусов». В 1907 г. был основан Белорусский учительский союз, который выступил за введение обучения на родном языке и самоуправление. (короче это все про белорусизацию) К.С. Калиновский - выпускник Петербургского университета, один из руководителей восстания 1863 г., издатель и редактор нелегальной революционно-демократической газеты «Мужицкая правда». В своей общественно-политической деятельности К.Калиновский уделял пристальное внимание вопросам народного образования и нравственного воспитания в формировании личности человека и жизни общества. Он резко критиковал существующую систему образования, официальную школьную политику царского правительства, направленную на лишение основной массы белорусского народа полноценного образования. Достаточно смело К. Калиновский ставил вопрос об открытии широкой сети школ для народа, обучении детей на родном языке, воспитание молодежи в духе любви к родине. А.Е. Богданович - видный общественный деятель Беларуси конца ХIХ века, отец
известного белорусского поэта Максима Богдановича, талантливый педагог, этнограф, публицист, лингвист, фольклорист. По глубокому убеждению А.Е. Богдановича народное образование в Беларуси представляло собой картину: схоластика, догматизм, отрыв школы от жизни, тяжелое бесправное положение учителя народной школы. Просвещение народа он неразрывно связывал с борьбой против социально-экономического гнета, мыслил школу и образование светскими, свободными от влияния религии. В центр содержания школьного образования он ставил естественно-научные знания, уделил огромное внимание трактовке дидактических принципов (наглядности, систематичности, последовательности, активности и самостоятельности, учета возрастных особенностей, воспитывающего характера обучения. Существенное место в педагогических взглядах А.Е. Богдановича занимали проблемы семейного воспитания, цель которого он усматривал во всестороннем воспитании детей. Идейным вдохновителем, «отцом» белорусского Возрождения второй половины XIX века часто называли Франтишека Богушевича (1840 – 1900), раскрывшего в своих наиболее известных произведениях «Дудка Белорусская» и «Смычок Белорусский» историю народа Беларуси и призывавшего к возрождению белорусской государственности, к развитию родного языка, «одежды души», и культуры. Поэт заявил о праве белорусов на самостоятельность. Он обратил внимание на то, что несмотря на многовековое угнетение наш народ сохранил свой язык и культуру. Поэтому белорусский народ должен занять достойное место среди своих «побратимов» – других славянских народов. (про него ниче толком нет)

23

24. Характеристика теории свободного воспитания (Э. Кей, М. Монтессори, Л. Гурлитт)

Приверженцев свободного воспитания объединяли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта. Манифестом « свободного воспитания» стала книга Эллен Кей (1849-1926) «Век ребенка» Она утверждала, что великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Ведущими принципами свободного воспитания провозглашались: вера педагога в творческие способности ребенка, убежденность, что любое внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие; на приобретение ребенком собственного опыта, лишь благодаря которому происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре и потребности в самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма; понимание роли педагога как старшего товарища; организация жизни детского коллектива на основе самоуправления. Э. Кей призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания. Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индивидуальности ребенка. Школа, в свою очередь, должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех присущих им дарований. Разделяя эту точку зрения, Людвиг Гурлитт (1855-1931) обосновывал идею о том, что воспитание не должно преследовать практических целей, чего в большинстве своем требовала общественность, а преимущественно развивать все силы и активность детей. Систематические занятия в народной школе должны быть заменены спортом, играми, беседами, творческими работами, т. е. всем тем, что воспитывает независимость суждений, волю, дисциплину. Традиционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспитанием и занятиями различными видами ручной деятельности. Символом педагогики Марии Монтессори (1870-1952) стало обращение ребенка к учителю - «Помоги мне это сделать самому» - предоставление маленьким детям возможности самостоятельных действий. Главный принцип ее педагогики – это принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие. Она создала метод, адекватный природе ребенка – личности, которая развивается. Занимаясь умственно отсталыми детьми, М. Монтессори разработала оригинальные методики обучения письму, чтению, счету. Затем она перенесла свою методику на здоровых детей и достигла высоких результатов. Ее система главным образом была предназначена для работы с детьми дошкольного возраста и начальной школы. Для внедрения своей системы М. Монтессори организовала в 1907 году « Дом ребенка», дошкольное учреждение, в работе которого активно участвовали родители. Основное внимание уделялось развитию у детей органов чувств. М. Монтессори исходила из того, что ребенок, как активное существо, способен к самостоятельному спонтанному развитию. Задача воспитателя состоит в том , чтобы поставлять ребенку «пищу» для саморазвития, создавать такое окружение, которое бы стимулировало процесс самовоспитания. Цель воспитания должна заключаться во всемерном развитии инициативы и самостоятельности ребенка. М. Монтессори разработала серию дидактических материалов, которые должны способствовать духовному становлению ребенка через развитие его моторики и сенсорики. Действуя самостоятельно, ребенок приобретает различные навыки: учиться ставить цель и находить пути ее достижения, конролировать свои ошибки. Эти материалы отвечают спонтанному стремлению ребенка к достижению, его моторика влияет на общее, эмоциональное и речевое развитие. Как и большинство педагогов – авторов