ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для примера, в магазине при покупке товара покупателю выдается кассовый чек, содержащий информацию о продавце (его фирменное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, порядковый номер чека и т.д.), цене приобретенного товара, дате и времени совершения покупки. Кассовый чек не является письменной формой сделки, поскольку не выражает волю сторон заключить договор купли-продажи (воля покупателя в нем вообще не отражается). Вместе с тем, в случае возврата товара ненадлежащего качества предъявление покупателем кассового чека служит подтверждением того, что он в день, указанный в чеке, совершил покупку на конкретную сумму в данном магазине.
Гражданским кодексом РФ применение устной формы сделки определяется по остаточному принципу. Из этого следует, что все сделки, для которых законом или соглашением сторон не предусмотрена обязательная письменная форма, могут совершаться устно (п. 1 ст. 159). Подобный подход к определению круга сделок, совершаемых в устной форме, корреспондирует принципу свободной формы сделок. Не считая этого общего правила, законом также особо выделяются две группы сделок, которые могут совершаться устно. В первую группу входят сделки, исполняемые при самом их совершении (п. 2 ст. 159 ГК РФ). Такие сделки могут быть заключены в устной форме, даже если по общему правилу ГК РФ для них предусмотрено письменное оформление. Исполнение сделки при ее совершении предполагает, что между моментом возникновения и прекращения прав и обязанностей по сделке отсутствует временной разрыв, иначе говоря, исполнение сделки происходит немедленно по достижении соглашения между сторонами.
Однако стороны не всегда имеют право при совпадении моментов заключения и исполнения сделки произвести замену письменной формы на устную. Подобная возможность исключается, если форма сделки обладает конститутивным, правообразующим значением, когда законом или соглашением сторон установлена нотариальная или же простая письменная форма сделки, несоблюдение которой повлечет недействительность (ничтожность) сделки. Положение п. 2 ст. 159 ГК РФ нацелено на обеспечение динамичности гражданского оборота и содействует быстрому совершению сделок, в чем, как правило, заинтересованы их участники.
Необходимым условием действия нормы п. 2 ст. 159 ГК РФ является исполнение сделки в полном объеме обеими сторонами при ее заключении. Если сделка исполнена частично или только одной стороной и законом или соглашением сторон для нее предусмотрена письменная форма, она должна быть совершена с применением этого способа волеизъявления. Совершение в этом случае сделки в устной форме следует рассматривать как несоблюдение установленной законом или соглашением сторон письменной формы, что должно вызвать наступление предусмотренных законом последствий.
Ко второй группе сделок, которые в качестве исключения из общего требования о письменной форме могут заключаться устно, относятся сделки во исполнение письменного договора при наличии предусмотренных законом условий (п. 3 ст. 159 ГК РФ): во-первых, когда имеется соглашение сторон об устной форме; во-вторых, это условие не вступает в противоречие с законом, иным правовым актом или договором.
Так, в письменный договор поставки стороны могут включить условие, что поставка будет осуществляться небольшими партиями на основании устных заявок покупателя. Несмотря на то, что все сделки с участием юридических лиц требуют простой письменной формы (п. 1 ст. 161 ГК РФ), подобные заявки и их акцепт могут в соответствии с п. 3 ст. 159 ГК РФ быть совершены в устной форме.
В российском гражданском праве наиболее значимые для участников гражданского оборота сделки, как правило, требуют письменного оформления, в частности сделки с недвижимостью (ст. 550, 560, 651 ГК РФ). Устная форма сделки по ГК РФ используется в основном для оформления наиболее простых сделок. Думается, что появилась необходимость в расширении круга сделок, при заключении которых стороны могли бы изъявлять волю устно. Не все положения закона, которые в настоящее время устанавливают обязательную письменную форму сделки, можно признать обоснованными.
Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными лицами. Исходя из этого, можно выделить два основных критерия простой письменной формы сделки: во-первых, выражение участниками своей воли на письме и, во-вторых, заверение сделанного волеизъявления своими подписями. При этом закон, как правило, не регулирует, каким образом должен быть составлен письменный документ, отражающий содержание сделки, из чего следует, что он может быть написан вручную, напечатан на компьютере или воспроизведен иным способом. В исключительных случаях законодатель возлагает обязанность на участников сделки оформить волеизъявление собственноручно, в частности, п. 2. ст. 1126 ГК РФ
1, регламентирующий форму закрытого завещания.
Подпись участников сделки является неотъемлемым элементом простой письменной формы, без нее она не будет соблюдена, а документ, даже если он написан собственной рукой участника сделки, будет только проектом, но не надлежаще оформленным волеизъявлением2.
Законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон могут быть установлены дополнительные требования к простой письменной форме сделки (абз. 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ). В качестве примеров таких дополнительных элементов законодатель приводит совершение сделки с использованием бланка определенной формы, скрепление документа печатью. ГК РФ не содержит полный перечень дополнительных требований, последний может быть дополнен законом или участниками сделки.
Следует отметить, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо путем обмена документами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). В ходе обмена документами каждая из сторон предоставляет партнеру по сделке подписанный уполномоченным на то лицом документ, подтверждающий ее волю. Вместе с тем, волеизъявления в документах должны быть тождественны по содержанию, быть согласованными, то есть фиксировать соглашение сторон по всем существенным условиям договора1. Если письменные волеизъявления сторон не совпадают, договор считается незаключенным, но не по причине несоблюдения формы, а из-за отсутствия соглашения сторон. Оба способа волеизъявления закон признает равнозначными. Выбор одного из них остается за участниками договора. Но все же, составление единого документа при оформлении сделки более надежно защищает интересы участников договора. Знакомясь с одним документом, проще разобраться с содержанием договора, а также выявить его преимущества и недостатки. Ввиду этого некоторые договоры подлежат обязательному оформлению путем составления одного документа по прямому указанию закона, а именно, договор продажи и аренды недвижимого имущества (ст. 550, 651 ГК РФ), предприятия (ст. 560, 658 ГК РФ), передачи недвижимости в доверительное управление (ст. 1017 ГК РФ). Относительно иных договоров с недвижимостью (залога, мены, дарения) ГК РФ не предусматривает специального требования об оформлении единым документом. В силу этого, стороны в настоящее время вправе, в соответствии с принципом свободной формы сделки, обмениваться письменными волеизъявлениями при ее заключении.
Существуют различные мнения насчет оформления многостраничного документа. Некоторые цивилисты придерживаются необходимости установления физического единства документа: письменный документ, с их точки зрения, должен быть переплетен и пронумерован, а подпись – поставлена «на документе в целом»1. Долгое время эта точка зрения доминировала в германской доктрине и судебной практике. Позиция немецких цивилистов и судов изменилась после 1997 года. Так, не считая физического объединения страниц и частей документа (основного договора и приложения, к примеру) на единство документа указывает также сквозная нумерация страниц и/или отдельных положений договора (пунктов и глав). Ссылка в основном тексте договора на приложение, отдельно составленное и подписанное сторонами, признается достаточным для его действия в отношениях сторон, вытекающих из основного договора2.
ГК РФ не регулирует порядок определения единства многостраничного письменного документа. Практические рекомендации предлагают участникам оборота текст многостраничного договора прошить, склеить и удостоверить подписями или подписать каждую страницу3. Такое физическое скрепление письменного документа предотвращает внесение в него несогласованных сторонами изменений после подписания. В большей мере согласующимся с требованиями современного гражданского оборота представляется подход немецкой доктрины и практики. Сквозная нумерация разделов, пунктов, страниц, качество бумаги, на которой выполнен документ, пользование одним средством воспроизведения документа (принтера, копировального аппарата) – все это свидетельство единства документа и подлинности его экземпляров.
Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной не только тогда, когда оферта и акцепт изложены в письменных документах, но и когда в ответ на письменную оферту сторона совершит действия по выполнению указанных в ней условий (п. 3 ст. 438 ГК РФ), иными словами, ответом на письменную оферту является акцепт в виде конклюдентных действий. Данная норма наделяет лицо, получившее оферту, правом заменить письменное волеизъявление – акцепт конклюдентным волеизъявлением, что позволяет участникам гражданского оборота динамичнее выстраивать свои отношения. Правило п. 3 ст. 434 ГК РФ способствует экономии времени участников гражданского оборота.
Законодателем предусмотрена общая основа совершения сделки в письменной форме. Это случаи заключения сделок юридическими лицами между собой и с гражданами, а также гражданами между собой на сумму свыше десяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, – независимо от суммы сделки (ст. 161 ГК РФ). К такого рода случаям письменной формы относятся следующие:
- совершение доверенности (ст. 185 ГК РФ);
- договор залога (ст. 339 ГК РФ);
- соглашение о задатке (ст. 380 ГК РФ);
- заключение соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ);
- договор поручительства (ст. 362 ГК РФ);
- предварительный договор (ст. 429 ГК РФ);
- некоторые виды договора дарения (обещание дарения в будущем, ст. 574 ГК РФ);
- договор продажи недвижимости (и другие соглашения об обороте недвижимости, включая продажу и аренду предприятий, аренду зданий и сооружений) (ст. 550, 560, 651, 658 ГК РФ);
- договор аренды на срок более года (ст. 609 ГК РФ);
- договор аренды транспортного средства (ст. 633, 643 ГК РФ);
- договор проката (ст. 626 ГК РФ);
- кредитный договор (ст. 820 ГК РФ) и некоторые другие.
Вполне оправданным представляется предписание письменной формы для сделок, совершаемых на крупные суммы между гражданами. Указанные сделки затрагивают существенные имущественные интересы сторон и зачастую являются более сложными по содержанию. Требование законодательства о письменном оформлении сделок между юридическими лицами и гражданами можно объяснить стремлением законодателя обеспечить защиту интересов физического лица, являющегося экономически более слабой стороной, обычно не имеющей специальных юридических знаний.
Возникают сомнения в обоснованности законодательного положения об обязательности письменного оформления сделок с участием юридических лиц, и подробный анализ этого положения в ГК РФ видится излишним. Большей частью, правило п. 1 ст. 161 ГК РФ унаследовано от советского права и административно-командного типа экономики. Следует отметить, что подобное правило несвойственно современному европейскому законодательству, которое, напротив, с целью облегчения совершения сделок между профессиональными участниками оборота ослабляет требования в отношении способа волеизъявления в сделках с участием предпринимателей. Так, § 350 Торгового уложения Германии (Handelsgesetzbuch) закрепляет, что требования ГГУ письменно оформлять поручительство, договор о принятии на себя обязательства или договор о признании существующего долга не применяются, если такие сделки являются торговыми, то есть заключаются лицами в процессе осуществлении предпринимательской деятельности1.
Касаемо доказательственной функции простой письменной формы сделок, заключаемых между юридическими лицами, можно отметить следующее. Для юридического лица представление иных письменных доказательств, помимо подписанного сторонами договора, не представляется затруднительным: чаще всего в ходе переговоров стороны ведут переписку, подтверждающую намерение заключить договор на определенных условиях; к тому же, движение имущества юридического лица отражается в бухгалтерской документации, а расчеты производятся в безналичной форме, что позволяет в случае необходимости отследить движение денежных средств по счетам. В связи с этим, простая письменная форма при оформлении сделок, заключаемых юридическими лицами, не обладает уже таким доказательственным значением, как при заключении сделок гражданами между собой, когда подписанный сторонами договор зачастую является единственным письменным свидетельством заключения сделки.