ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волеизъявление может быть сделано и иными способами: «Слово, — писал В.М. Хвостов, — не есть единственный способ изъявления воли»3. Обратимся к отличным от словесных форм юридически значимым способам изъявления воли, в числе которых совершение конклюдентных действий.
Пункт 2 ст. 158 ГК по общему правилу наделяет конклюдентные действия юридическим значением при условии, что законом разрешено заключение соответствующей сделки устно. Конклюдентные действия при заключении договоров часто используются в качестве оферты (предложение заключить сделку, в котором излагаются существенные условия договора, адресованное конкретному лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц). К примеру, выставление в витрине вещи к продаже либо прокату в случаях, когда соответствующие действия должны рассматриваться в качестве публичной оферты, иными словами, как предложение о заключении договора на указанных в ней условиях, адресованное любому, кто отзовется. Можно привести и иные примеры того, что конклюдентные действия влекут за собой заключение договора: оформление договора страхования с помощью вручения стандартных форм страхователю на базе его заявления (устного или письменного) в виде выдачи страхового полиса или иных специальных для страхования форм сертификата либо квитанции (п. 2 ст. 940 ГК); договора дарения – с помощью передачи дара, сопровождающейся не только вручением, но и символической передачей: вручение ключей, правоустанавливающих документов и т.п. (п.1 ст. 574 ГК); договора хранения – путем выдачи жетона с номером или другого знака, подтверждающего прием вещей на хранение (п.2 ст. 887 ГК). Также, в качестве примера можно рассмотреть приобретение товаров или обмен валюты через торговые автоматы, принятие наследства путем осуществления каких-либо фактических действий (ст. 1153 ГК РФ).
Конклюдентные действия используются и в биржевой торговле. В данном случае можно сделать отсылку к Правилам фьючерской торговли на Московской товарной бирже. По заведенному обычаю, сначала брокер выкриком оглашает заявку по следующей схеме «продам (куплю) – количество контрактов – цена». Брокер, выражающий согласие, подтверждает его по этой же схеме «куплю (продам) – число контрактов – цена», жестом при этом указывая на своего контрагента. В данном случае договор совершен, если оба брокера подняли руки и произнесли слова по соответствующей схеме1. Так, конклюдентные действия в совокупности с элементами устной сделки в рассмотренном случае являются частью волеизъявлений, проявляющихся в виде оферты или подтверждающих акцепт и его получение оферентом.
Неоднозначным в литературе является вопрос о том, можно ли считать молчание разновидностью конклюдентных действий. При конклюдентном волеизъявлении сторона сделки активно выражает свою волю действием. При молчании лицо не совершает никаких действий, т. е. бездействует. Определить значение конклюдентных действий для заключения договора возможно, произведя анализ этих действий и обстановку, в которой они совершаются. Установить, имеет ли молчание юридическое значение, можно, путем обращения к предписаниям закона либо к соглашению сторон об этом (п. 3 ст. 158 ГК РФ). На этом основании нельзя признавать молчание разновидностью конклюдентных действий. Однако иного мнения придерживается Н.В. Рабинович, полагая, что «к конклюдентным действиям относится и молчание в качестве знака согласия»2.
«Под юридически значимым молчанием, - писал О.А. Красавчиков, - следует понимать отсутствие известных юридических действий»3. Из этого следует, что молчанием участника гражданского оборота можно считать ситуацию, в которой проявление воли в какой-либо (устной, письменной или конклюдентной) форме отсутствует.
Гамбаров Ю.С. писал: «Молчание не выражает само по себе ни утверждения, ни отрицания, ни принятия, ни отклонения, ни одобрения, ни осуждения»4. Такое представление является общим правилом, из которого, однако, закон предусматривает некоторые исключения. В случаях, когда этого требуют интересы гражданского оборота в целом либо отдельных его участников, к примеру, когда нужно побудить субъектов к совершению активных действий, закон устанавливает, что несовершение действий, молчание следует расценивать в качестве изъявления воли определенного содержания. Нормы, закрепляющие за молчанием волеизъявительное значение, способствуют большей определенности гражданских правоотношений и направлены на стабильность гражданского оборота.
В качестве примера можно привести п. 1 ст. 1008 ГК РФ, согласно которому агент в ходе исполнения агентского договора должен предоставлять принципалу отчеты, в порядке и сроки, предусмотренные договором. В случае если у принципала имеются возражения по представленному отчету, он должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня представления отчета, если иной срок не установлен соглашением сторон. В противном случае отчет будет считаться принятым принципалом (п. 3 ст. 1008). Соответственно молчание принципала в течение срока, установленного для принятия отчета, говорит о том, что агент выполнил поручение принципала полностью или в соответствующей части. В данном случае законодатель в интересах агента наделяет молчание принципала правовым значением. Вторая часть п. 3 ст. 1008 направлена на то, чтобы побудить принципала в краткие сроки проверить отчет агента, удостовериться в том, что порученное ему было выполнено надлежащим образом. Ведь недобросовестный принципал может сознательно затягивать утверждение представленного ему отчета, чтобы
отодвинуть момент выплаты агентского вознаграждения, которое выплачивается по общему правилу после предоставления отчета (абз. 3 ст. 1006 ГК РФ).
Законодатель неодинаково конструирует значение молчания. В некоторых статьях ГК РФ закрепляется, что молчание означает согласие лица. Так, молчание комитента в ответ на извещение комиссионера о приобретении им имущества по более высокой по отношению к цене ранее согласованной означает его согласие (п. 3 ст. 995 ГК РФ). В других случаях молчание стороны считается выражением несогласия, отказом. Так, отказом считается молчание в ответ на устно сделанное предложение заключить договор (п. 2 ст. 441 ГК РФ), равно как и молчание в течение срока, указанного в оферте для ее акцепта (ст. 440 ГК РФ).
Таким образом, форма сделки есть способ фиксации внутренней воли участников сделки. Все сделки могут совершаться устно, если законом или соглашением сторон для них не предусмотрена письменная форма. Помимо этого общего правила, закон также предусматривает две группы сделок, которые могут совершаться устно: 1) сделки, исполняемые при самом их совершении; 2) сделки во исполнение письменного договора при наличии предусмотренных законом условий. Разновидностью устной сделки можно признать сделку, совершаемую конклюдентными действиями. К последним не следует относить молчание, юридическое значение которого можно установить путем обращения к предписаниям закона либо к соглашению сторон об этом. В одних случаях закон придает молчанию значение согласия, в других отказа.
Требования к письменной форме сделки заключаются в составлении документа, выражающего содержание сделки и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку. Также, сделки должны совершаться в простой письменной форме в следующих случаях: заключение сделок юридическими лицами между собой и с гражданами (что представляется излишним); гражданами между собой на сумму свыше десяти тысяч рублей; независимо от суммы сделки, когда это предусмотрено законом. Разновидностью письменной формы является нотариальное удостоверение сделки, которое может иметь место в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, хотя по закону соблюдение такой формы не требовалось.
Проведенный анализ видов форм сделок позволяет сделать вывод, что в российском законодательстве отсутствует единое общее правило, в соответствии с которым по каждой форме определялся бы круг сделок.
Глава 2. Дефект формы сделки
2.1. Несоблюдение формы, как основание недействительности сделки
К числу последствий несоблюдения требования о форме сделки относится её недействительность, которая наступает в случаях, прямо указанных в законе или соглашении сторон (п. 2 ст. 162 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ закрепляет два вида недействительных сделок: ничтожные и оспоримые (ст. 166 ГК РФ). Оспоримая сделка ввиду имеющихся пороков может быть признана судом недействительной по требованию лица, наделенного таким правом законом. Если указанное решение не последует, сделка остается действительной. Что касается ничтожной сделки, то она недействительна с момента ее совершения и не порождает юридических последствий, на установление которых она направлена. Последствия недействительности ничтожной сделки могут быть применены по ходатайству заинтересованного лица или по собственной инициативе суда.
Поскольку в п. 2 ст. 162 ГК РФ говорится о недействительности, а в п. 3 ст. 163 ГК РФ — о ничтожности сделки, встает вопрос: о каком виде недействительности сделки идет речь в п. 2 ст. 162 ГК РФ — о ее ничтожности или о ее оспоримости. Ответ кроется в нормах изменившейся ст. 168 ГК РФ («Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта»). Так, с правилом п. 2 ст. 162 ГК связывается оспоримость сделки, поскольку: а) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (а не ничтожной, как было до 1 сентября 2013 г.)1; б) между нарушением простой письменной формы и посягательством на публичные интересы либо на права или охраняемые законом интересы третьих лиц, т. е. предпосылками ничтожности сделки, указанными в п. 2 ст. 168 ГК РФ, связь не прослеживается2. Из этого следует, что по п. 2 ст. 162 ГК РФ сделка может быть признана недействительной лишь в силу признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ), с учетом всех правил, регулирующих недействительность этой категории сделок (п. 2 ст. 166, п. 3 ст. 167, п. 2 ст. 181 ГК РФ). Таким образом, в условиях действующего законодательства в случаях, прямо предусмотренных законом или соглашением сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет за собой ее недействительность — оспоримость (общее правило) или ничтожность (исключение).
Как уже отмечалось, недействительность в качестве последствия несоблюдения формы сделки может быть установлена соглашением сторон (п. 2 ст. 162 ГК РФ). Участники сделки вправе определить такое последствие только для согласованной ими формы. Изменить последствия установленной законом формы сделки стороны не вправе, так как в п. 1 ст. 162 ГК РФ содержится императивное правило, устанавливающее недопустимость свидетельских показаний в качестве общего последствия несоблюдения легального требования о простой письменной форме. В случае согласования сторонами простой письменной формы сделки последствия, закрепленные п. 1 ст. 162 ГК РФ, применяются, если ее участники не предусмотрели недействительность сделки.