Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 «Новые подходы к реализации мер социальных программ населения»
Заслушав информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации о новых подходах к реализации мер социальной поддержки населения, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Приоритетным направлением государственной политики по преодолению последствий распространения новой коронавирусной инфекции стало своевременное принятие мер социальной поддержки населения страны. Реализация дополнительных мер поддержки позволила частично компенсировать снижение доходов граждан и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях экономики. При этом структурные изменения в экономике ускорили адаптацию сферы социальной защиты граждан к новым цифровым реалиям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 года № 431-р утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года.
Основными целями указанной концепции являются повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также повышение эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на реализацию указанных мер.
С 2021 года в Российской Федерации ведется планомерная работа по обеспечению перехода к беззаявительному порядку оказания социальных услуг, используется новая методика расчета величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда на основе медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы. Для определения права малоимущих семей на получение некоторых видов денежных выплат осуществляется комплексная оценка нуждаемости. Реализуются мероприятия, направленные на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
С 1 июля 2022 года начали действовать Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года № 588, которыми определены новые порядок и условия признания лица инвалидом, позволяющие гражданам в отдельных случаях самостоятельно выбирать формат прохождения медико-социальной экспертизы.
Одним из наиболее эффективных подходов к осуществлению мер социальной поддержки населения является реализация федерального проекта «Социальное казначейство», признанного моделью предоставления адресных мер социальной поддержки гражданам и оказания им государственных услуг в сфере социальной защиты посредством использования единой цифровой платформы. К началу 2023 года планируется обеспечить перевод в формат «Социальное казначейство» более 30 федеральных мер социальной поддержки, которые затронут около 50 миллионов граждан.
По поручению Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации ведется работа по созданию целостной системы мер поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей.
По оценке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, такая система позволит охватить указанными мерами поддержки около 10 миллионов человек, общий объем расходов на ее финансирование составит около 1,2 трлн рублей ежегодно.
Эффективным способом реализации мер социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, признано оказание государственной социальной помощи
на основании социального контракта. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2021 году было заключено 282 тыс. социальных контрактов, которыми охвачены 981 тысяча граждан. У 52,5 процента граждан, заключивших социальный контракт, зафиксирован рост доходов, при этом 22,5 процента граждан преодолели границу бедности.
С 27 сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». По состоянию на 25 мая 2022 года Фондом социального страхования Российской Федерации сформировано более 10,6 тыс. электронных сертификатов, за счет которых приобретено свыше 24,2 тыс. технических средств реабилитации инвалидов на сумму более 67,3 млн рублей.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проводится масштабная работа по созданию единого фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Запланированные преобразования позволят сформировать общие подходы к назначению, выплате пенсий, пособий и применению иных мер социальной поддержки в целях обеспечения доступности и повышения качества предоставления государственных услуг в социальной сфере.
Таким образом, в Российской Федерации осуществляется комплекс мероприятий по созданию единой системы мер социальной поддержки граждан с учетом широкого использования информационных технологий. Вместе с тем необходимо отметить, что реализуемые мероприятия не в полной мере обеспечивают достижение национальных целей развития Российской Федерации и выполнение стратегических задач по повышению уровня жизни граждан и созданию комфортных условий для их проживания, а также не вполне удовлетворяют нуждаемость населения в тех или иных видах социальной помощи.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации о новых подходах к реализации мер социальной поддержки населения.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1) ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 41991–8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ и статью 111 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“;
№ 42001–8 «О внесении изменения в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации» (об учете продолжительности времени работы на условиях неполного рабочего времени для сохранения права на получение пособия по государственному социальному страхованию);
№ 63500–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о едином стандарте предоставления государственных услуг и (или) муниципальных услуг);
№ 70819–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах социальной поддержки граждан в части расширения состава содержащихся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) сведений и внедрения реестрового принципа их ведения);
2) включить проект федерального закона № 155843–8 «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона „О наркотических средствах и психотропных веществах“ (о социальной реабилитации больных наркоманией) в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) продолжить работу:
по повышению эффективности предоставления мер социальной поддержки гражданам и оказания им государственных услуг в социальной сфере;
по совершенствованию механизма оказания государственной социальной помощи малоимущим (малообеспеченным) семьям, имеющим детей, включая формирование целостной системы мер поддержки семей с детьми до достижения ими возраста 18 лет;
по внедрению в субъектах Российской Федерации модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе;
2) рассмотреть вопросы:
об установлении единых критериев нуждаемости при назначении и определении размера выплат семьям, имеющим детей;
о создании современных баз данных, содержащих сведения, необходимые для предоставления гражданам мер социальной поддержки посредством исключительно межведомственного взаимодействия;
3) проработать вопросы:
о возможности установления на федеральном уровне единого порядка выплаты с первого дня работы процентных надбавок к заработной плате молодым специалистам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вне зависимости от их стажа работы, а также от организационно-правовой формы и формы собственности работодателя;
о возможности обеспечения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» за счет средств федерального бюджета без привлечения средств материнского (семейного) капитала;
4) поддержать разработанные сенаторами Российской Федерации:
проект федерального закона «О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации», направленного на установление возможности переноса и накопления дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами;
проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона „Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации“, направленного на законодательное закрепление права на бесплатное социальное обслуживание инвалидов боевых действий I и II групп, а также родителей и супруг (супругов) военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы;
5) ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года проекта федерального закона о медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией, направленного на реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 733.
4. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
1) продолжить работу:
по информированию населения о мерах социальной поддержки;
по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части установления правового статуса и дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей;
2) рассмотреть возможность увеличения размера единовременных выплат по отдельным мероприятиям, реализуемым в рамках социального контракта (ведение личного подсобного хозяйства, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности);
3) рассмотреть вопросы:
о распространении подходов к определению состава семьи, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, применяемых при назначении ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно и ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, на порядок предоставления государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;
о целесообразности внесения изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» в части установления обязанности работодателя по информированию органов службы занятости о сокращении численности работников организации, введении режима неполного рабочего времени, в том числе в электронной форме (путем размещения сведений на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»);
4) проработать вопрос о целесообразности формирования минимального перечня документов, связанных с работой, в отношении которых возможно введение электронного документооборота в обязательном порядке, с учетом предварительных результатов реализации Федерального закона от 22 ноября 2021 года № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;
5) продолжить проведение регулярного мониторинга ситуации на рынке труда, а также контроля за обеспечением занятости в субъектах Российской Федерации;