Файл: Тема Киевская Русь Образование древнерусского государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные этапы второй мировой войны.
3 Этап 19 ноября 1042- декабрь 1943
4 Этап январь 1944- 2 сентября 1945.
Причины победы ссср во второй мировой войне.
29.05 Основные направления внешней и внутренней политики ссср в первые и послевоенные годы.
12.2. Путч гкчп, крах коммунистического режима и распад ссср (1991): причины и значение.
Происходили волнения и в армии, бывшей всегда символом крепости самодержавной власти. В июне 1905 г. страну облетела весть о восстании на броненосце “Князь Потемкин-Тав-рический”, к которому присоединились броненосец “Георгий Победоносец” и военное судно “Веха”. Если в первые месяцы революции насчитывалось более 70 солдатских выступлений, то в декабре 1905 г. — уже около 200.
Самое крупное выступление матросов и солдат состоялось в ноябре 1905 г. в Севастополе. Движением руководил Совет матросских рабочих и солдатских депутатов. Восставшими кораблями командовал лейтенант П. П. Шмидт. Восстание было жестоко подавлено, а его руководители расстреляны.
Революция 1905-1907 гг. была действительно демократической, носила общенародный характер. Она проходила под лозунгами осуществления буржуазных свобод. Самодержавие пыталось использовать различные способы борьбы с революцией — от политического террора до политических уступок народным массам. Одной из таких уступок стала попытка министра внутренних дел России А. Г. Булыгина создать при царе Государственную думу — совещательный орган без законодательных прав. Рабочие и крестьяне не допускались к участию в выборах.
Такая политическая уступка не могла остановить развития революции. “Булыгинская дума”, как прозвали ее народные массы, была сметена Всероссийской политической стачкой в октябре 1905 г. Мощное стачечное движение заставило царя пойти на подписание Манифеста 17 октября 1905 г.
Манифест обещал населению “незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов”.
Царский Манифест с ликованием встретила либеральная буржуазия, расценившая его как важнейший успех революции. По-другому оценивали Манифест 17 октября большевики. В воззвании “К русскому народу” говорилось, что это временная уступка, уловка царизма, что задача пролетариата — продолжать борьбу, использовать те права, которых уже удалось добиться, и готовиться к вооруженному восстанию.
На декабрь 1905 г. приходится наивысший подъем революции. По стране прокатилась волна восстаний.
-
7 декабря 1905 г. в Москве началась всеобщая политическая забастовка, переросшая через два дня в вооруженное восстание. Под натиском царских войск Совет рабочих депутатов признал необходимым организованно прекратить вооруженное сопротивление, а затем политическую забастовку. Декабрьское вооруженное восстание в Москве стало пиком революции. После поражения восстания началось ее отступлениє. В это же время самодержавие начало осуществлять политические преобразования. -
20 февраля 1906 г. был издан Манифест о преобразовании Государственного совета во вторую верхнюю палату с законодательными правами, равными правам Думы. Государственный совет должен был утверждать проекты, прошедшие обсуждение в Думе.
Состав Государственного совета был изменен. Теперь в него входили не только назначенные царем лица, но и выбранные. Из 98 членов Совета 74 — крупные помещики, 6 членов — от православного духовенства, 6 — от академиков и профессоров университетов, 12 членов — от торгово-промышленной буржуазии. Председатель и вице-председатель назначались императором. Характеризуя роль Государственного совета, граф С. Ю. Витте говорил, что верхняя палата, как буфер, “может спасти от необузданной нижней”.
После принятия Манифеста 17 октября последовала реорганизация правительства. Совет министров превратился в постоянно действующее учреждение во главе с председателем.
Начало 1906 г. было ознаменовано новыми революционными волнениями. Проведенные выборы и деятельность избранных депутатов I и II Государственных дум не принесли политического успокоения российскому обществу. Отступление революции проходило в условиях назревания нового политического кризиса в России.
Решался вопрос: удастся ли революционным силам остановить отступление или, если этого не случится, сможет ли правительство подавить революцию. В такой ситуации оппозиционность Думы мешала самодержавию, и оно наносит неожиданный удар — разгоняет Думу. После временных уступок царизм снова прибегает к методам силовой борьбы.
Одновременно с разгоном принимается новый избирательный закон о выборах в Думу. Так царизм нарушил сформулированное Манифестом 17 октября положение о том, что ни один новый закон не имеет силы без одобрения Думы. Эту ситуацию принято называть третьеиюньским переворотом 1907 г. Переворот положил конец первой российской буржуазно-демократической революции. Самодержавие устояло.
Несмотря на поражение революции, трудящиеся приобрели определенные экономические и политические завоевания. Рабочему классу удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9-Ю часов, повышения заработной платы, снижения тарифов. Была введена система коллективных договоров рабочих с предпринимателями, регламентирован порядок организации работы и отдыха. Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Начатая П. А. Столыпиным аграрная реформа разрешала крестьянам выход из общины с правом передачи земли в личную собственность. Это открывало простор буржуазному предпринимательству в деревне, формированию сельской буржуазии.
Важнейшим политическим итогом 1905 г. стало создание в России первого представительного законодательного учреждения — Государственной думы.
После революции 1905-1907 гг. Россия активно развивалась в сторону демократии, усваивала европейский опыт: все более властно заявляло о себе складывавшееся гражданское общество, формировались партийные структуры широкого политического спектра, вырабатывались элементы парламентаризма.
Революция не решила основных проблем политического и социально-экономического развития России. После третье-июньского переворота 1907 г. наступает период реакции. Ограниченность демократизации, нерешенность важнейших социально-экономических проблем не оставляли иного выхода, кроме попыток решить их революционным путем.
Уже в 1910 г. появляются первые признаки нарастания революции, а в 1912 г. после кровавых событий на Ленских золотых приисках в Сибири, где 4 апреля 1912 г. были расстреляны бастовавшие рабочие, начался революционный подъем. По сравнению с 1905 г. степень организованности всех оппозиционных правительству сил была выше, а формы растущего противостояния многообразнее.
С начала 1906 г. по июнь 1907 г. происходит спад революционного движения, сокращение количества стачек и числа бастующих. Вооруженные выступления (Свеаборг, Кронштадт) носили спорадический характер. Либеральные партии сочли революцию законченной и сосредоточились на парламентской деятельности, пытаясь решить аграрные и национальные проблемы. Левые партии продолжали поиск путей активизации революционного процесса, бойкотировали I Государственную думу, но благоприятное для них время прошло.
Конец революции традиционно относится к 3 июня 1907 г., когда была разогнана левая (социал-демократическая) II Государственная дума, арестованы социал-демократические депутаты, издан вопреки гарантиям Манифеста 17 октября 1905 г. новый избирательный закон, искусственно обеспечивающий правым гарантированное большинство в новых государственных думах.
В стране утвердился политический режим, так называемый “столыпинский бонапартизм”, лавировавший между основными политическими силами общества и пытающийся провести умеренные реформы, которые сохранят существующий строй. Реформистские подвижки сочетались с преследованием революционеров, запретом и ограничением рабочего движения и профсоюзов, реакционным наступлением на права и свободы граждан в целом.
Революция не прошла для России бесследно. Был сохранен первый русский парламент, легально действовали буржуазные партии и профсоюзные организации, не были ликвидированы официально политические права и свободы. Правительство отменило выкупные платежи крестьян, начало аграрную реформу. Под воздействием революции Россия де-факто стала своеобразным “полусамодержавием”.
Конституция в России по-прежнему отсутствовала, однако Николай II был вынужден считаться с мнением партий и движений, с Государственной думой. Россия сделала большой шаг на пути превращения в современную конституционную монархию, что при наличии квалифицированного высшего полити ческого руководства могло положить начало эволюционному развитию страны. Но этого не произошло. Первая русская революция 1905-1907 гг. заняла свое место в истории главным образом как пролог великих революционных катаклизмов 1917 г.
Государственная дума. В марте-апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. Было избрано 448 депутатов, представлявших преимущественно либерально-буржуазные и демократические партии: 153 кадета, 107 трудовиков, 63 “автономиста” (депутаты национальных окраин — поляки, белорусы, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане), 13 октябристов, 105 беспартийных и 7 прочих. Таким образом, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43%, трудовиков — 23%, представителей национальных групп — 14%; пятую часть депутатов представляли беспартийные.
27 апреля 1906 г. депутаты, избранные в I Государственную думу, были собраны в Зимнем дворце. К ним с приветственной речью обратился Николай II, обещая “сохранить незыблемые установления”, дарованные народу. Затем депутатов на пароходах доставили в Таврический дворец — место работы Думы. Председателем I Государственной думы был избран представитель либеральной московской профессуры кадет С. А. Муромцев.
I Государственная дума проработала всего 72 дня. Центральное место в ее заседаниях заняло обсуждение аграрного вопроса. Рассматривалось два аграрных законопроекта — от кадетской партии за подписью 42 депутатов (“проект 42-х”) и от 104 депутатов трудовой группы Думы. И тот и другой предлагали создание “государственного земельного фонда” для наделения землей безземельного и малоземельного крестьянства.
В феврале 1907 г. прошли выборы во II Государственную думу. Она оказалась “левее” первой. Из 518 депутатов Думы 223 принадлежали к левым партиям и группам (66 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов и 104 трудовика), 99 кадетов, 44 октябриста, 10 крайне правых. Первое заседание Думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем избран земский деятель кадет Ф. А. Головин.
Во II Думе, как и в первой, центральное место занял аграрный вопрос. Левые фракции потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность.
II Государственная дума просуществовала 102 дня. Жаркие дебаты и выдвинутые ею радикальные требования, особенно по аграрному вопросу, встревожили правительство. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Столыпин выступил с заявлением об имеющихся в распоряжении следствия материалах, якобы указывающих на наличие антиправительственного заговора, к которому причастна социал-демократическая фракция, и потребовал лишить депутатской неприкосновенности и привлечь к следствию 65 депутатов этой фракции, а также дать санкцию на немедленный арест 16 из них.
3 июня 1907 г. были обнародованы царский манифест о роспуске Думы и новый закон, изменивший порядок выборов в Думу. Издание нового избирательного закона одной волей царя стало грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и обнародованных 23 апреля 1906 г. “Основных государственных законов”, согласно которым “никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы”. Тем самым был совершен акт государственного переворота. Он знаменовал собой поражение революции 1905-1907 гг. и наступление реакции.
Даже с ограниченными правами Государственная дума была уже неугодна царю и его министрам. Еще до войны, в октябре 1913 г., Николай II подписал два указа, согласно которым правительство в любой момент могло распустить очередную Думу и создать вместо нее простое законосовещательное учреждение, способное лишь высказывать свое мнение по принимаемым правительством решениям.
Все это свидетельствует о том, что вплоть до крушения старой России в ней не было ни настоящего парламента