Файл: Тема Киевская Русь Образование древнерусского государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные этапы второй мировой войны.
3 Этап 19 ноября 1042- декабрь 1943
4 Этап январь 1944- 2 сентября 1945.
Причины победы ссср во второй мировой войне.
29.05 Основные направления внешней и внутренней политики ссср в первые и послевоенные годы.
12.2. Путч гкчп, крах коммунистического режима и распад ссср (1991): причины и значение.
Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II
Очень скоро Екатерина поняла, как мало она знает страну, в которой ей выпало царствовать, и постаралась лучше ее изучить. В первые 5 лет своего правления Екатерина II совершила несколько поездок по России. Это позволило ей узнать как живут ее подданные.
Но Екатерина не забывала о главном - об учреждении таких государственных установлений, которые действовали бы в рамках закона, что было обещано еще в Манифесте 6 июля. Для этого требовалось привести в порядок все костное российское законодательство – по сути дела, создать его заново. Екатерина думала об этом с первых дней своего правления.
С 1765 года Екатерина II начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке нового Уложения. Необходимость в новом законодательстве назрела давно. В 1754 году Елизавета уже повелела сочинить «ясные законы», но дело с места так и не сдвинулось. Такие же попытки предпринимала Анна Иоанновна, а до нее – Петр I. Но Екатерина твердо решила довести дело до конца.
Страна менялась на глазах – к середине 1780-х гг. уже выросло поколение екатерининской эпохи, для которого понятие «общество» или «благо человечества» были вовсе не пустым звуком. В течение нескольких лет, с 1782 по 1786 гг. в России была создана сеть учебных заведений, среди которых выделялись 25 народных училищ, превращенных позже в гимназии. К их открытию в столице по повелению Екатерины II были подготовлены учителя и напечатаны учебники. Впервые была введена система классов и уроков, существующая и поныне. Так было положено начало российской системе классического образования.
Были открыты учебные заведения для девочек – институты для благородных девиц. Главный из них, в Смольном монастыре, начал работать в 1764 г.
В январе 1783 году была создана Российская академия наук для содействия изучению русского языка и истории.
Последние годы правления Екатерину заботила одна проблема – как уберечь Россию от вредоносного, как она полагала, влияния французской революции.
Что касается французской революции, то противостоять ее влиянию было очень сложно, но Екатерина II делала все возможное. Она обязала всех французов, проживавших в России, дать подписку в том, что они не принимают принципов революции, ограничивала ввоз «вредных» книг, боролась с масонскими ложами, которые считала корнем зла. В ссылку отправились первые вольнодумцы – Екатерина II, когда-то призывавшая свободно высказывать всякое мнение и говорить ей в глаза самую неприятную правду, с одобрением встретила смертный приговор Радищеву, вынесенный за официально разрешенную к печати книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» (казнь все же была заменена ссылкой). В сущности, он поплатился за стремление ограничить крепостничество.
КРАТКО!!!!!!!!!!
Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.
Губернская реформа:
«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.
Судебная реформа:
Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.
Секуляризационная реформа:
Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.
Реформа Сената:
15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.
Городская реформа:
Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.
Полицейская реформа:
В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.
Реформа образования
Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.
Денежная реформа
В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).
МОЁ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи. Основные положения:
-
Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи -
Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные). -
Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании. -
Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага. -
Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.
Мероприятие | Цель | Содержание |
1763 Реформа Сената | Императрица хотела единолично руководить процессом написания законов | Законодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный судебный и административный орган |
1764 Секуляризация церковных земель и имущества | Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель. | Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства |
1764 Ликвидация гетманства на Украине | Укрепление вертикали власти | Вся власть перешла к Малороссийской коллегии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II |
1764 Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детей Открыт «Смольный институт благородных девиц» | Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образования. | Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деятелей. |
1765 Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества» | Стимулирование экономики, продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии | Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства |
1765 Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгу | Повышение лояльности правящего класса — дворян | Утверждено личным указом |
1765 Инаугурация Императорской Академии художеств | Популяризация искусств | Академия получила официальный статус и отделилась от Московского университета |
1766-1768 Созыв и заседания Уложенной Комиссии | Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян. | Попытка создания нового единого законодательного документа «Проект новаго уложения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768. |
1767 Запрет крестьянам жаловаться на помещиков | Удовлетворение запросов дворянства | Жалоба признавалась преступлением и каралась ссылкой на каторгу в Сибирь |
1768 Введение обязательного оспопрививания | Развитие здравоохранения | Для пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из первых кому поставили прививку от оспы. |
1771 Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика | Попытка скрыть существующий рабовладельческий строй | Прямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян продолжали появляться в газетах |
1775 Ликвидация Запорожской Сечи | Создание единой системы воинских частей, подчиняющихся императору. | Исчезла угроза со стороны Крымского ханства, императрица опасалась повторной измены казаков после восстания Пугачёва и личным указом упразднила Сечь. |
1775 Губернская реформа | Усиление власти императора и правящего класса – дворянства. Внедрение местного самоуправления. Разделение органов административной и судебной власти. | Большая часть выборных должностей досталась дворянству. Генерал-губернаторы, назначаемые Екатериной II, получили практически неограниченную власть на вверенных им территориях. |
1775 Манифест о свободе предпринимательства | Стимулирование экономики. Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан) | Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога. |
1782 Полицейская реформа | Усиление вертикали власти, предотвращение возможных беспорядков | Регламентирование иерархии и функций полиции в городах. |
1783 Введение крепостного права в Малороссии | Создание единых правовых принципов рабовладения | Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян |
1783 Повторное открытие Академии наук | Популяризация и развитие наук и изысканий | Было приглашено большое количество зарубежных преподавателей, курсы велись преимущественно на иностранных языках. |
1783 Разрешение на создание вольных типографий | Показное снижение цензуры | Личный указ |
1785 Жалованная грамота дворянам | Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояльности дворянства | Закрепление дворянства, как высшего сословия. Отменены все возможные налоги и необходимость военной службы. |
1785 Жалованная грамота городам | Официальное оформление правового статуса мещан и купцов, передача им незначительных административных функций. | Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шестигласной дум. |
1786 Создание народных училищ | Популяризация образования в обществе | Создание главных и малых училищ в разных городах. |
1789 Арест Радищева | Пресечение попыток распространения идей, ставящих под сомнение проводимые Екатриной II преобразования | Личным указом, за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву |
1792 Арест Новикова | Личным указом, за распространение «вводящих в заблуждение идей» | |
1796 Введение крепостного права в Новороссии | Создание единой правовой концепции рабовладения | Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян |
-
Правление Павла 1
Павел Петрович Романов – сын Екатерины 2. В 1762 году Елизавета Петровна умерла, а на трон взошёл Пётр III. Непопулярность политических решений и самой личности нового императора позволила его супруге в этом же году совершить дворцовый переворот. Большую часть времени правления Екатерины II её сын Павел находился в тени матери – несмотря на желание участвовать в политической жизни страны он был фактически изолирован в своём гатчинском имении, где занимался муштрой солдат и размышлениями о необходимых государству реформах.
Под конец жизни Екатерина II строила планы по передаче престола “через голову” сына, к внуку Александру, однако после её смерти в 1796 году на трон взошёл Павел. Было ли секретное завещание уничтожено, или императрица не успела его подготовить – остаётся загадкой.
Жесткая дисциплина, которую так ценил и старался распространить Павел I, его импульсивный характер и непредсказуемые для высшего света политические авантюры в конце концов стали причиной формирования заговора с целью отстранения “сумасшедшего” правителя от власти. В ночь на 12 марта 1801 года Павел I был убит, а на престол взошёл его сын, Александр, который свернул многие проекты отца. Наиболее возмутившие дворян и гвардейских офицеров реформы попросту были отменены.
Внутреняя политика
1796 17 ноября — Павел I вступил на престол
1796 ноябрь — Указ о принятии новых воинских уставов
1796 ноябрь-декабрь — Освобождение политических заключённых времен Екатерины II
1796 4 декабря — в рамках подготовки к денежной реформе, указ о сожжении на площади перед Зимним дворцом 5 млн рублей бумажными ассигнациями
1797 13 января — Отмена запрета применять телесные наказания к дворянскому сословию
1797 5 апреля — Манифест о трёхдневной барщине
1797 16 апреля — Коронация Павла I и обнародование Акта о престолонаследии
1797 26 ноября — Запрет к участию в выборах для дворян, уволенных со службы за проступки
1798 — Губернская реформа
1800 апрель — В рамках борьбы с распространением революционных идей — запрет на ввоз любых иностранных книг, запрет на выезд молодых людей за границу для обучения