Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения Формы социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕХНИКУМ ТУРИЗМА, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ТТМИТ)

Курсовая работа
по дисциплине «Право социального обеспечения»

«Формы социального обеспечения»
Специальность: 40.02.01 «Право социального обеспечения»

Студент: _______________________ Володин Иван Владимирович

Руководитель:__________________ Шитиков Сергей Геннадиевич


Дата защиты «__» ________2023

Оценка __________

г. Сафоново, 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Общая характеристика форм социального обеспечения…………..6

1.1 Понятие формы социального обеспечения………………………………6

1.2 Правоотношение по социальному обеспечению……………………….10

Глава II. Характеристика форм социального обеспечения………………..14

2.1 Организационно – правовые формы социального обеспечения………14

2.2 Проблемы социального обеспечения…………………………………...27

Заключение…………………………………………………………………...38

Список библиографических источников…………………………………...41

ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод является социальная политика.

В статье 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В нем обеспечивается поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации, в которой говорится что: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.


Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках, средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и так далее); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Целью исследования работы является исследование форм социального обеспечения.

Задачами исследования являются:

- изучить понятие форм социального обеспечения

- исследовать формы социального обеспечения.

Гипотеза: следует ожидать, что исследовав формы социального обеспечения, можно выявить проблемы законодательства, действующего в сфере социального обеспечения

Объектом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, представляющая собой систему обеспечения внетрудовыми доходами членов общества, нуждающихся в помощи и поддержке по объективным социально-экономическим причинам временного или постоянного характера.

Предметом исследования являются нормы законодательства, устанавливающие формы социального обеспечения.

Методологией и методами исследования работы являются диалектический метод изучения социально-правовой действительности, а также - формально-юридический, сравнительно-правовой и исторический методы исследования в сочетании с системно-структурным подходом к изучению объекта.

Комплексный характер темы исследования предполагает обращение к литературе по вопросам способов защиты прав граждан по праву социального обеспечения. Для написания данной работы было изучено большое количество источников, в том числе Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты.



Значительный вклад внесли такие ученые, как монографии известных ученых А.В. Вихляев, Н.В. Герасимов, К.И. Микульский, Г.И. Тамошина, Н.В. Ветрова, А.И. Егоров, М.П. Захарова, М.С. Ланцев, Е.Г. Тучкова, Е.Е. Мачульская, Г.Г. Сулейманова и другие.

Структура курсовой работы предопределяется целями и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение и библиографический список. В первой главе рассмотрена общая характеристика форм социального обеспечения, во второй дана характеристика форм социального обеспечения и выявлены проблемы социального обеспечения.

ГЛАВА I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие формы социального обеспечения
Международные правовые нормы объявляют право каждого человека на социальное обеспечение. Впрочем, они не содержат отчетливо определенной формы данной категории Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, статья 9 которого упоминается социальное страхование. Однако, исходя из сути указанной статьи, представляется, что оно относится скорее к виду социального обеспечения, чем к его форме.

Учеными акцентируются несколько их классификаций. Е.Н. Доброхотова, М.В. Филиппова, М.А. Янтураева считают, что существует две формы социального обеспечения: государственное пенсионное обеспечение и государственное социальное страхование1. С данной позицией невозможно согласиться, поскольку в настоящее время вернее было бы толковать о государственном пенсионном страховании, которое в свою очередь, почти охватывается определением «государственное социальное страхование». Следовательно, выделять государственное пенсионное обеспечение в отдельную форму отсутствует необходимость.

Немного непоследовательна в своей позиции Е.Е. Мачульская, которая первоначально характеризовала социальное страхование как второй элемент социальной защиты, а впоследствии выделяет данный элемент в качестве формы социального обеспечения наравне с социальным обеспечением за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Кроме того, она предлагает анализировать социальную помощь как один из организационно - правовых способов осуществления социального обеспечения, а не как вид социального обеспечения. Предоставленную типологию надлежит анализировать под призмой изменившегося законодательства в части перераспределения источников финансирования государственной социальной помощи. Полагаем, что социальная помощь «растворилась» в прочих формах, а именно: в социальном обеспечении за счет средств прямых ассигнований из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или местного бюджета в зависимости от категории получателя.


М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова призывают выделять в качестве форм социального обеспечения централизованные, региональные, муниципальные и локальные. Централизованные формы, в свою очередь разделяются ими на обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет бюджетных средств и смешанную форму, применяемую для определенных специальных субъектов (судей, прокурорских работников, государственных служащих и иные категории). Полагается, что последняя форма фактически является собирательной. Особая потребность в ее выделении в самостоятельную форму отсутствует. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации и на основании анализа системы социального обеспечения, очевидно, что социальное страхование как форма социального обеспечения может быть двух видов: государственное обязательное социальное страхование и негосударственное добровольное социальное страхование.

Таким образом, учитывая проанализированную классификацию систем и форм социального обеспечения, возможно отчетливо определить, что, например, система государственного пенсионного обеспечения может реализовываться в форме обязательного социального страхования, или добровольного социального страхования либо за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан). Централизованная система негосударственного обеспечения может быть осуществлена в форме добровольного социального страхования.

С помощью приведенной классификации можно плодотворно организовать управление социальным обеспечением, поскольку содержание социального обеспечения определяет его форму.

При этом хотелось бы обратить внимание, что Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой представляется осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, но не как форма социального обеспечения.

Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что социальна защита содержит в себе социальное обеспечение, то, очевидно, последнее обязано осуществляться в какой-либо форме. Если, к примеру, обеспечение работающих по трудовому договору граждан пособиям по беременности и родам возможно исполняется исключительно в форме обязательного социального страхования, то и формой социального обеспечения в предоставленном случае представляется обязательное социальное страхование
2 .

Обязательное социальное страхование надлежит анализировать в широком и узком смысле. Широкое понимание данного термина значит часть государственной системы социальной защиты населения, а узкая трактовка предоставленного определения описывает его как форму или организационно правовой способ социального обеспечения.

Настоящий вывод подтверждается тем обстоятельством, что виды социальных страховых рисков, которые подлежат обязательному социальному страхованию, одновременно представляются и основания социального обеспечения. По сути, происходит обязательное социальное страхование оснований социального обеспечения. Наступление старости соответствует страховому обеспечению - пенсии по старости, то есть ввиду социального обеспечения. Следовательно, пенсией по старости гражданин обеспечивается в соответствии со страховыми взносами. Другими словами, формой социального обеспечения действительно представляется обязательное социальное страхование.

В качестве видов государственного обязательного социального страхования выступают обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, представляется верным изучать благотворительность и обеспечение из общественных фондов3.

В соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью подразумевается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Одной из главной цели благотворительной деятельности представляется социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических либо интеллектуальных особенностей, прочих обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Таким образом, благотворительность не может быть формой социального обеспечения. Благотворительная деятельность осуществляется посредством благотворительных организаций, являющиеся неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, созданными для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Характерной спецификой благотворительной деятельности представляется ее добровольность.