Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения Формы социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Правоотношение по социальному обеспечению
Правоотношения представляют форму индивидуально-волевых общественных отношений, что подвержены правовому регулированию и «выражают специализированную общественную связь между лицами, связь через права и обязанности».

В зависимости от степени индивидуализации правоотношения делят на относительные и абсолютные.

Правоотношения по социальному обеспечению абсолютно представляются относительными, поскольку все участники подобных отношений отчетливо обусловлены законом и никакие другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют.

Правоотношения по социальному обеспечению также носят волевой характер: в нормах права, регламентирующих распределение части валового внутреннего продукта в форме материальных благ и услуг через систему социального обеспечения, выражена воля государства, в связи с чем эти отношения им охраняются. Причем в отличие от других общественных отношений, регулируемых прочими отраслями права, для возникновения правоотношения по социальному обеспечению не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно исключительно волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение.

Особой спецификой правоотношения по социальному обеспечению представляется существование его в реальной жизни исключительно как конкретного видового правоотношения. В то же время всем правоотношениям по социальному обеспечению присуща целевая общность. Настоящий признак означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений распределения части общественных фондов потребления, расходуемых на удовлетворение определенных потребностей граждан (социально-экономических потребностей престарелых и нетрудоспособных, потребностей в охране здоровья всех граждан, в содержании и воспитании подрастающего поколения, в охране материнства и детства и так далее).

Несмотря на разнообразие правоотношений по социальному обеспечению, они могут быть сгруппированы как части единого целого в зависимости от той цели, ради достижения которой они возникли

В зависимости от функционального назначения правоотношений они подразделяются в теории права на регулятивные и охранительные. Указанные выше группы отношений как процедурного, так и материального характера относятся к числу регулятивных.


В систему правоотношений по социальному обеспечению входят вдобавок правоотношения, возникающие в связи с защитой гражданином нарушенного права: правоотношения по рассмотрению жалоб и споров по вопросам социального обеспечения. Это, безусловно, охранительные отношения.

Общим объектом подобных отношений представляется определенное материальное благо, на которое направлено правоотношение. Подобным благом могут быть как денежные выплаты, так и различные социальные услуги (социальное обеспечение в «натуральной форме»).

По данному критерию первый блок правоотношений охватывает следующие их группы:

а) пенсионные правоотношения;

б) правоотношения по поводу пособий;

в) правоотношения по поводу компенсационных выплат.

Виды денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации) имеют еще и внутривидовую дифференциацию (пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.; компенсации: за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, супругу военнослужащего, студенту за время академического отпуска по медицинским показаниям, учащимся на питание и другие), в связи с чем указанные выше группы правоотношений классифицируются на соответствующие виды, обусловленные видом пенсии, пособия, компенсации. Данный уровень классификации разрешает раскрыть особенности каждого вида правоотношения не в аспекте научной абстракции, а как реально существующего4.

Комплекс «натуральных» видов социального обеспечения, в который с определенной долей условности включаются и льготы по системе социального обеспечения, также довольно обширен и включает разнообразные виды социальных услуг и льгот. В связи с их предоставлением возникает множество правоотношений, соответствующих видам социальных услуг, право на которые граждане реализуют в качестве субъектов таких правоотношений.

Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они возникли, систематизируются на следующие группы:

1) по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению;

2) по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения;

3) в связи с рассмотрением жалоб и споров по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан.



Таким образом диапазон классификации процедурных правоотношений значительно меньше, чем материальных.

Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод. На современном этапе представляется неоднозначной и классификация правоотношений «по формам социального обеспечения» (государственное социальное страхование; социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета; дополнительные виды добровольного страхования). Правоотношения по социальному обеспечению граждан (как работников либо как членов общества, без какой-либо связи с трудом) всегда своим объектом имеют «конкретное материальное благо, в связи, с чем подразделяются на виды, условленные видами обеспечения, независимо от того, в порядке кой именно организационно-правовой формы предоставляется данный вид социального обеспечения.

В перспективе, когда законодательно будут закреплены относительно обособленные системы социального обеспечения с учетом особенностей их организации и, главное, особенностей финансирования социального обеспечения, очевидно, возникнет необходимость в классификации правоотношений по социальному обеспечению на соответствующие блоки, с учетом финансовых источников, гарантирующих обеспечение5.


ГЛАВА II.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Организационно-правовые формы социального обеспечения
Под формами социального обеспечения понимают организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. Способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств обусловленного финансового источника;

3. Виды обеспечения за счет предоставленного источника определенного круга субъектов;

4. Систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно и непрерывно трансформируются. Формы социального обеспечения, которые сейчас используются в Российской Федерации, возможно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

- обязательное социальное страхование;

- социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

- смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов6.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования представляются соответствующие фонды, которые не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства данных фондов не подлежат изъятию и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, а также иные средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

- Пенсионный Фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;

- фонды обязательного медицинского страхования.


Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также других условий, связанных с использованием данных средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Виды страхового обеспечения соответствуют определенным видам социального страхового риска.

Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующее:

- материнство;

- временную нетрудоспособность;

- необходимость получения медицинской помощи;

- трудовое увечье и профессиональное заболевание;

- инвалидность;

- потерю кормильца;

- признание безработным;

- наступление старости;

- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер предоставленного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения высказывается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории Российской Федерации, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется вдобавок источник финансирования расходов: или средства федерального бюджета, или средства бюджета субъекта Российской Федерации, или средства местных бюджетов.

К кругу лиц, которые обеспечиваются за счет бюджетных средств, относятся лица, которые получают обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, которое обеспечивается определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.

Разнообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства