Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения Формы социального обеспечения.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъектами социальной помощи обязаны признаваться исключительно малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального либо среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.
В соответствии с законом от 24.10.97 № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в ее субъектах обуславливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации каждый квартал на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также еще включает обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитывается для трех основных социально-демографических групп населения - трудоспособных лиц, пенсионеров, детей.
Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Корзина, согласно закону, должна определяться в целом по Российской Федерации и в ее субъектах не реже одного раза в пять лет. В субъектах Российской Федерации она устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.
Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.
В рамках довольно разнообразных организационно-правовых форм даются различные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам)13.
Видами социальной помощи являются:
- социальные пособия;
- субсидии;
- социальные пенсии;
- компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
-компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
- единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
- бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
- дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
- дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
- помощь престарелым и инвалидам на дому;
- полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
- содержание детей в детских приютах;
- оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.
Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.
Таким образом в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи. В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.
2.2 Проблемы социального обеспечения
В рамках реформирования пенсионной системы Российской Федерации Государственной Думой Российской Федерации был принят ряд законов, которые регулируют вопросы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, закрепивших переход от распределительной пенсионной системы к системе, основанной исключительно только на принципах страхования и включающей в себя распределительный и накопительный элементы. При этом технологической и информационной базой новой пенсионной системы является индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав. Соответственно утратил силу Закон от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», регулировавший пенсионные правоотношения до указанной даты.
Основополагающими законодательными актами, которые сменили указанный выше Закон и в настоящее время устанавливают нормы и условия пенсионного обеспечения, являются федеральные законы от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Последний из вышеназванных федеральных законов устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. При этом под его действие подпадает абсолютное большинство пенсионеров как нынешних, так и будущих. Опираясь на это, можно считать, что именно Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ играет определяющую роль при осуществлении пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.
Как показывают статистические данные, независимо от снижения или увеличения общего количества гражданских дел, рассмотренных федеральными судами, количество споров, вытекающих из пенсионных правоотношений возросло.
Анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев находило свое подтверждение несоответствие требованиям Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года решений территориальных органов пенсионного обеспечения об отказе гражданам в досрочном назначении трудовой пенсии.
Основную массу рассматриваемых федеральными судами пенсионных дел представляют споры между гражданами и территориальными органами пенсионного обеспечения, связанные с отказом в установлении трудовой пенсии ранее предусмотренного статьей 7 вышеназванного Закона возраста.
В соответствии с положениями статьи 24 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации дела данной категории подсудны районным судам, как дела по искам не подлежащим оценке.
Более того, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами), связанные с назначением и выплатой пенсий, рассматриваются судами в порядке искового производства (подраздел II раздела II Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации).
Эти дела не могут рассматриваться в порядке, установленном главой 25, которая включена в подраздел III раздела II Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации ("Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений").
В порядке, установленном главой 25 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, рассматриваются дела об оспаривании гражданами и организациями решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пенсионный фонд Российской Федерации в силу статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является государственным учреждением власти и, соответственно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются в порядке, установленном главой 25 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации.
О недопустимости рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций в порядке производства по делам, которые возникают из публичных правоотношений, разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
Соответственно, вышеуказанные дела рассматриваются с соблюдением общих правил родовой и территориальной подсудности.
Устанавливая минимальный страховой стаж для назначения пенсии – тринадцать лет, а к 2025 году он поднимется до пятнадцати лет, новое пенсионное законодательство изменило пенсионный возраст для установления трудовой пенсии, который в свою очередь является основанием для назначения трудовой пенсии, а именно право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ указан возраст, по достижении которого возможна реализация права на обязательное пенсионное обеспечение по старости. Данный возраст определен в полных годах и называется общеустановленным пенсионным возрастом. Общеустановленный пенсионный возраст дифференцируется по признаку пола и составляет для мужчин 65 лет, для женщин - 60 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ застрахованное лицо, которое достигло общеустановленного пенсионного возраста, имеет право на трудовую пенсию по старости при наличии у него не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин.
При этом трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Для возникновения права на пенсионное обеспечение по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста либо независимо от возраста требуется иметь страховой стаж продолжительностью более чем 5 лет.
Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по ранее действовавшему законодательству, то есть до 01.01.2002. Установление досрочной трудовой пенсии по старости обусловлено особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также региональными признаками.
Соответствующие возрастные и стажевые требования установлены статьями 27, 28 и 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Несмотря на то, что возрастные критерии при назначении пенсии, как правило, не вызывают у судов затруднений, необходимо обратить внимание на то, что при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии, суды не всегда учитывают данный аспект.
Например, Иванов И.И. обратился в А-ский городской суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. А. Б - кой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по различным предусмотренным ФЗ-173 от 17.12.2001 года правовым основаниям.
Проверяя правомерность отказа органа пенсионного обеспечения в назначении истцу досрочной трудовой пенсии только по основаниям подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона за работу в тяжелых условиях труда, суд пришел к выводу о неправильном исключения ответчиком из специального стажа истца периодов его работы в должности электросварщика, газоэлектросварщика, необходимости их зачета в спецстаж, наличии требуемого стажа работы и установленного законом для данной категории лиц 55-летнего возраста для назначения пенсии по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Закона и обязал ГУ УПФ РФ по г. А. Б-кой области назначить Иванову И.И. трудовую пенсию досрочно с момента обращениях гражданина в органы пенсионного обеспечения и достижения им 55-летнего возраста, то есть с 22.12.2004 года.
Вместе с тем согласно материалам дела, Иванов И.И. – 22.12.1954 года рождения, то есть на момент обращения в Пенсионный Фонд Российской Федерации 22.12.2004 г. его возраст составлял 50 лет. При этом мотивировочная часть решения не содержит выводов относительно возможности снижения установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона для назначения пенсии за работу в тяжелых условиях 55-летнего возраста.
Данное судебное постановление не было обжаловано в кассационном порядке.
Независимо от вида трудовой пенсии порядок назначения пенсии является общим. Вопросы назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий детально регламентированы.