Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения Формы социального обеспечения.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.
На современном этапе довольно отчетливо обрисовывается третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Это смешанная форма социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. На социальное обеспечение трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно средства фонда социального страхования и бюджетные средства. Какого-нибудь специализированного способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время до сих пор не установлено.
К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся государственные служащие, депутаты, судьи, прокурорские работники.
Наряду с централизованными, также выделяются региональные формы социального обеспечения.
Конституция Российской Федерации относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты Российской Федерации принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Соответственно, данный уровень может быть повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта Российской Федерации за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, которые пользуются дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами Российской Федерации.
К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Собственно, данные органы и субъекты устанавливают способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых учитываются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают специальное значение, так как именно они максимально приближены к человеку и могут вовремя реагировать на все социальные риски локального характера, впрочем ресурсы здесь пока еще не ограничены
8.
Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации 1993года. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разнообразных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.
С учетом вышеназванных признаков в настоящее время возможно отметить последующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.
Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В статье 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Таким образом, данное определение нуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи союза "или" означает, что объектом обязательного социального страхования служит возможное изменение материального и социального положения определенных категорий граждан. Впрочем, социальное положение работающих лиц заключается в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, или пособия по безработице никак не сможет восстановить их трудовой статус, а, следовательно, "минимизировать" изменение их социального положения. Это в равной степени относится как к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей, так и прочих категорий самозанятых лиц.
Компенсировать либо минимизировать можно исключительно последствия изменения материального положения, которые наступили вследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимых обстоятельств.
Во-вторых, не ясно, что именно предполагается под социальным риском - само "предполагаемое событие" (то есть трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и роды и другое) либо его последствия в виде "изменения материального и (или) социального положения" работающих или иных категорий граждан.
Согласно теории вероятности страховой риск – это всего лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, то есть фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения9.
Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Данное определение отражает преимущественно значительные признаки социального риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер; объективные причины наступления.
Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.
Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Страхование всегда базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд, то есть безработица, болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие, перечень которых устанавливается законом.
Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию
, и государством. Утрата заработка и иные указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием, только если они инициированы социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства представляются уважительными. В частности, например, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разнообразных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями10.
Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и улучшает свои трудовые навыки, оттого в случае отсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, который организует производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, соответственно, некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени обязано нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение. Четко разграничить степень ответственности между вышеназванными участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения весьма плотно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Возможно организовать механизм распределения материальных затрат между ними, то есть механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы11.
По данной схеме можно рассмотреть и остальные социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Они перечислены в статье 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать все неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и иные факторы, обязано оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и иную дополнительную информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья населения факторов, качества рабочей силы, в котором числе и степени ее профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых функций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, разнообразных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Задачи фондов заключаются в обеспечении собираемости нужных средств и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование представляется формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья либо профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях представляется обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета. Эта форма содержит специализированные субъекты государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также иные категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанных лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны Российской Федерации) из бюджета Российской Федерации12.
Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
На современном этапе довольно отчетливо обрисовывается третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Это смешанная форма социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. На социальное обеспечение трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно средства фонда социального страхования и бюджетные средства. Какого-нибудь специализированного способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время до сих пор не установлено.
К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся государственные служащие, депутаты, судьи, прокурорские работники.
Наряду с централизованными, также выделяются региональные формы социального обеспечения.
Конституция Российской Федерации относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты Российской Федерации принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Соответственно, данный уровень может быть повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта Российской Федерации за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, которые пользуются дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами Российской Федерации.
К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Собственно, данные органы и субъекты устанавливают способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых учитываются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают специальное значение, так как именно они максимально приближены к человеку и могут вовремя реагировать на все социальные риски локального характера, впрочем ресурсы здесь пока еще не ограничены
8.
Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации 1993года. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разнообразных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.
С учетом вышеназванных признаков в настоящее время возможно отметить последующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.
Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В статье 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Таким образом, данное определение нуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи союза "или" означает, что объектом обязательного социального страхования служит возможное изменение материального и социального положения определенных категорий граждан. Впрочем, социальное положение работающих лиц заключается в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, или пособия по безработице никак не сможет восстановить их трудовой статус, а, следовательно, "минимизировать" изменение их социального положения. Это в равной степени относится как к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей, так и прочих категорий самозанятых лиц.
Компенсировать либо минимизировать можно исключительно последствия изменения материального положения, которые наступили вследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимых обстоятельств.
Во-вторых, не ясно, что именно предполагается под социальным риском - само "предполагаемое событие" (то есть трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и роды и другое) либо его последствия в виде "изменения материального и (или) социального положения" работающих или иных категорий граждан.
Согласно теории вероятности страховой риск – это всего лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, то есть фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения9.
Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Данное определение отражает преимущественно значительные признаки социального риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер; объективные причины наступления.
Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.
Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Страхование всегда базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд, то есть безработица, болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие, перечень которых устанавливается законом.
Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию
, и государством. Утрата заработка и иные указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием, только если они инициированы социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства представляются уважительными. В частности, например, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разнообразных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями10.
Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и улучшает свои трудовые навыки, оттого в случае отсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, который организует производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, соответственно, некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени обязано нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение. Четко разграничить степень ответственности между вышеназванными участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения весьма плотно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Возможно организовать механизм распределения материальных затрат между ними, то есть механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы11.
По данной схеме можно рассмотреть и остальные социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Они перечислены в статье 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать все неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и иные факторы, обязано оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и иную дополнительную информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья населения факторов, качества рабочей силы, в котором числе и степени ее профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых функций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, разнообразных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Задачи фондов заключаются в обеспечении собираемости нужных средств и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование представляется формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья либо профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях представляется обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета. Эта форма содержит специализированные субъекты государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также иные категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанных лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны Российской Федерации) из бюджета Российской Федерации12.
Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".