Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2870

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), следователь, дознаватель.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Судья кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников обвиняемого (подозреваемого), а при заключении под стражу военнослужащего — также командование воинской части, о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Согласно ст. 109 УПК срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить расследование в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда до 6 месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только ввиду особой сложности дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенного с согласия прокурора субъекта РФ, до 12 месяцев. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда субъекта РФ по ходатайству следователя, внесенного с согласия Генерального прокурора РФ или его замести­теля, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей.

Срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В срок содержания под стражей также засчитывается время: на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; домашнего ареста; принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; в течение которого лицо содержалось под стражей на тер­ритории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации. В случае повторного заключения под стражу Подозреваемого, обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времен проведенного под стражей ранее.


Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 - 159.6, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями171 - 174, 174.1, 176 - 178, 180 - 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 (экономические преступления) Уголовного кодекса Российской Федерации, при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 4 части первой настоящей статьи.


122. Сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела представляет собой начальный этап уголовно-процессуальной деятельности. Это самостоятельная стадия уголовного процесса, которую не может миновать ни одно уголовное дело.

Сущность данной стадии заключается в приеме, регистрации, учете и рассмотрении уполномоченными на то законом государственными органами и должностными лицами заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях с целью установления достаточных оснований для начала производства по уголовному делу.

Своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела является необходимой предпосылкой для быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, предотвращения преступлений и выполнения других задач уголовного судопроизводства.

Процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела сводится к следующему:

1. Только после принятия решения о возбуждении уголовного дела допускается производство следственных действий, применение мер уголовно-процессуального принуждения. До возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательств, допускается проведение осмотра места происшествия. В этих случаях, при наличии для этого оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после осмотра места происшествия (ч.2 ст. 190УПК).

2. Данная стадия представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускается информация о различного рода деяниях, требующих реагирования в установленном уголовно-процессуальным законом порядке. При этом происходит "отсеивание" информации о деяниях, не содержащих признаков преступления. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ч. 1 ст. 6 УПК), принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. В стадии возбуждения уголовного дела определяется, хотя и предварительно, квалификация преступления, а также пределы исследования обстоятельств конкретного дела.

4. В этой стадии определяется место производства досудебного следствия.

Цель – установление достаточных данных, обосновывающих начало расследования, указывающих на то, что деяние содержит признаки преступления, ответственность за которое установлена конкретной статьей (частью, пунктом статьи) УК РФ.

- важная гарантия законности и обоснованности решений.


- стадия досудебного производства по уд, на которой происходит прием, регистрация и проверка информации о совершенном или готовящемся преступлении и принимается одно из следующих решений:

1) о возбуждении уд;

2) об отказе в возбуждении уд;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уд частного обвинения — в суд.

Сущность – установление наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок предварительного расследования.

Значение – предупреждение необоснованных расследований и реализация неотвратимости ответственности.

Для возбуждения необходимы повод и основания.

Повод для возбуждения – явление объективной действительности, которое вызывает у дознавателя, органа дознания, следователя юридическую обязанность разрешить вопрос о возбуждении уд.

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Этот перечень носит открытый характер (кроме анонимных источников). Документы, в которых фиксируются поводы (протокол устного заявления, письменное сообщение и т. д.), служат важным источником информации о преступлении.

Основание – наличие факта и сбор данных для вероятного вывода о существовании общественно опасного деяния, содержащего признаки конкретного (по УК) преступления.

- выяснить, какое действительное событие кроется за теми или иными явлениями

- в выясненном деянии установить признаки конкретного преступления

- квалифицировать его по соответствующему пункту, части, статье УК РФ.
123. Порядок рассмотрения и проверки сообщения о преступлении. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает (ч. 1 ст. 144 УПК РФ):

1) прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях. По делам публичного и частно-публичного обвинения обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, органы дознания, следователя, руководителя следственного органа). Ведомственными нормативными актами детально регулируется прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях.


Сообщение о преступлении должно быть принято вне зависимости от вида преступления, степени тяжести, окончания, места и времени совершения, полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то возможна передача сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Лицу, сделавшему заявление о преступлении или явке с повинной, выдается документ (талон-уведомление) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

2) проверка сообщений о преступлениях. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка. Если в самом поводе уже содержится основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передаче сообщения по подследственности, то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения следов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имущества (ст. 157 УПК РФ).

Проверка заключается в проведении проверочных действий:

- Производство ревизий и документальных проверок.

- Истребование информации из СМИ.

- Получение объяснений.

- Истребование документов, предметов.

- Осмотр предметов и документов.

- Осмотр места происшествия.

- Осмотр и исследование трупа.

- Освидетельствование.

- Назначение судебной экспертизы и получение заключения эксперта.

Перечень исчерпывающий, иные действия на этой стадии невозможны.

3) сроки проверки сообщений о преступлениях. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК РФ не позднее 3-х суток со дня поступления сообщения. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново – с момента получения сообщения другим органом расследования. 3-х суточный срок предварительной проверки может быть продлен до 10 суток(ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Продление срока проверки сообщений о преступлениях от 10 до 30 суток может иметь место при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий, РСО по ходатайству следователя, а прокурором – по ходатайству дознавателя с обязательным указанием на обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.