Файл: Анализ и основные направления совершенствования деятельности управления государственного пожарного надзора Главного управления мчс россии по Алтайскому краю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • органы государственной власти;

  • органы местного самоуправления;

  • организации;

  • граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

Произошедшие в последние годы пожары с массовой гибелью людей и имеющие большой общественный резонанс, показывают, что основные функции системы обеспечения пожарной безопасности реализовываются не в полном объеме и ситуация с обеспечением пожарной безопасности складывается не лучшим образом. Данный факт объясняется недостаточным участием и невыполнением в нужном объеме своих функций основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, целесообразно решить данный вопрос и в целом скоординировать деятельность всех основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности посредством комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ, так как указанный орган, как отмечалось выше, имеет очень широкие полномочия по выработке соответствующих решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности на территории соответствующего субъекта РФ.


Выводы по разделу:
Учитывая слабую активность со стороны других надзорных органов в вопросах контроля за выполнением противопожарных требований, а также невыполнение в полном объеме своих функций основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности, назрела необходимость, скоординировать деятельность всех надзорных органов по предупреждению возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах целесообразно более чётким разделением полномочий надзорных органов в законодательном порядке.

Для выполнения в необходимом объеме своих функций органами государственной власти, органами местного самоуправления и руководителями организаций (основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности) необходимо установить постоянный коллегиальный контроль со стороны комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.

Заключение
В ходе исследований деятельности по основным направлениям Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Алтайскому краю, анализе проблемных ситуаций, анализе трудозатрат и оценке решений поставленных задач различными вариантами - проведена определённая работа, позволяющая определить возможности решения задач, возложенных на органы государственного пожарного надзора с учетом региональных особенностей.

Так в первом разделе аттестационной работы, на основе статистических данных по пожарам и их последствиям на территории Алтайского края, проанализирована обстановка с пожарами за последние 5 лет. За данный период наблюдается устойчивая в пятилетней динамике отмечается улучшение противопожарной обстановки по всем показателям. Установлено, что основное количество пожаров происходит в жилом секторе и составляет 82% от общего количества зарегистрированных пожаров.

При изучении действующей в настоящее время законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации определены основные документы, регулирующие отношения в области обеспечения пожарной безопасности. Проведены подсчёты общего объёма информации и трудозатрат на ознакомление и изучение данных документов сотрудником ГПН. При анализе приказов, распоряжений и указаний регионального центра установлена необходимость разработки специального программного продукта, устанавливающего единые формы отчётности, характеризующие результативность государственного пожарного надзора, исключая дублирование и предоставление дополнительных отчётов на различных уровнях сотрудниками ГПН.



Во втором разделе работы проведён анализ трудозатрат при осуществлении надзорной деятельности. Анализ трудозатрат, при осуществлении надзорной деятельности за обеспечением пожарной безопасности показывает, что в рамках времени, предусмотренных законодательством, на проверки объектов не возможно в полном объёме качественно выполнить требуемую задачу. Установлено, что для повышения качества, сокращения трудозатрат и сроков проведения проверок объектов наиболее актуально наряду с надзором применение расчётных оценок пожарных рисков - аудита безопасности и декларирования мероприятий в области пожарной безопасности.

Определены процессуальные действия, предусмотренные административным кодексом при ведении делопроизводства по факту нарушений требований пожарной безопасности, с расчётом трудозатрат на документальное их оформление. Установлено, что время, затрачиваемое на ведение административного делопроизводства предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе которого подтверждается обязательность исполнения противопожарных мероприятий, может превышать время, отведённое на проведение мероприятия по контролю.

В третьем разделе работы рассмотрена работа других надзорных органов по предупреждению возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах и определена необходимость, скоординировать деятельность всех надзорных органов по предупреждению возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах целесообразно более чётким разделением полномочий надзорных органов в законодательном порядке.

Для выполнения в необходимом объеме своих функций органами государственной власти, органами местного самоуправления и руководителями организаций (основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности) необходимо установить постоянный коллегиальный контроль со стороны комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным и в целях совершенствования деятельности Управления ГПН ГУ МЧС России по Алтайскому краю, органов государственного пожарного надзора России в целом, необходимо осуществить следующее:

  1. Провести ревизию нормативной базы с целью установления её соответствия требованиям федеральному законодательству, при этом её выполнить её упрощение;

  2. Разработать нормативные документы, определяющего численность личного состава государственного пожарного надзора по субъекту РФ, городу, району в зависимости от численности населения или количества объектов надзора, административно территориального деления субъекта Российской Федерации.

  3. Довести численность ГПН до разработанных нормативов, позволяющих выполнять поставленные задачи по предназначению.

  4. Разработать специальный обучающий программный продукт, в котором оптимально и доступно изложить законодательные и нормативно-правовые акты, используемые при осуществлении функций государственного пожарного надзора;

  5. Повысить качество работы инспекторского состава ГПН при помощи разработанных типовых решений задач;

  6. Разработать программный продукт для решения задач по проверке объектов со сложными методиками;

  7. Для повышения уровня защищённости от пожаров объектов применить наряду с надзором - аудит безопасности и декларирование мероприятий в области пожарной безопасности, исходя из функционального назначения объектов и стадий их жизненного цикла;

  8. Установить новые показатели, характеризующие оценку деятельности подразделений ГПН, исходя из контрольных функций, а не из функций обеспечения пожарной безопасности;

  9. Установить единые формы отчётности (в соответствие с Административным регламентом), характеризующие деятельность государственного пожарного надзора, исключая дублирование и предоставление дополнительных отчётов по указаниям на различных уровнях;

  10. Увеличить число часов обучения по экономическим и правовым основам осуществления государственного пожарного надзора в учебных заведениях МЧС России.


Литература


  1. Конституция Российской Федерации. – «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) – от 30.11.1994 № 51-ФЗ. - «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – от 30.12.2001 № 195-ФЗ. – «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации – от 29.12.2004 № 190-ФЗ. – «Российская газета», №290, 30.12.2004.

  5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». – «Российская газета», № 3, 05.01.1995.

  6. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». – «Российская газета», № 245, 31.12.2002.

  7. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

  8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – «Российская газета», № 202, 08.10.2003.

  9. Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». – «Российская газета», № 155-156, 11.08.2001.

  10. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». – «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.

  11. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». – «Российская газета», № 145, 30.07.1997.

  12. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». – «Собрание законодательства РФ», № 28, 12.07.2004, ст.2882.

  13. Указ Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». – «Российская газета», № 223, 14.11.2001.

  14. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе». – «Российская газета», № 137, 24.06.2005.

  15. Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 № 595 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов». – «Российская газета», № 35, 10.09.2002.

  16. Постановление Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности». – «Российская газета», № 245, 01.11.2006.

  17. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре». – «Российская газета», № 4, 14.01.2005.

  18. Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)». – «Российская газета», № 129, 04.07.2003.

  19. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования». – М.: ИПК Издательство стандартов, 1996.

  20. ГОСТ 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля», – М.: ИПК Издательство стандартов, 1998.

  21. В. И. Козлачков, И. А. Лобаев, А. О. Андреев, И. А. Степанова, И. А. Вотченко, А. Ю. Хохлова, Д. Г. Карпенко «Государственный пожарный надзор», Курс лекций, Часть 1. Академия ГПС МЧС России, 2008.

  22. В. И. Козлачков, И. А. Лобаев, А. О. Андреев, С. А. Назаров, В. И. Полегонько, «Государственный пожарный надзор», Курс лекций, Часть 2. Академия ГПС МЧС России, 2008.