Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 493
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ
Цели занятия:
1.
Систематизировать теоретические знания по медицинской гельминтологии.
2.
Закрепить практические навыки лабора- торной диагностики некоторых гельмин- тозов человека.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел
«Гельминтология».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа, 2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос.Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
160
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Ответить на вопросы:
1.
Что изучает медицинская гельминтология?
2.
Определение понятий «паразитизм», «паразит».
3.
На какие группы делят паразитов по их действию на орга- низм?
4.
Классификация паразитов по их месту и времени парази- тирования.
5.
Определение понятия «хозяин». Типы хозяев.
6.
Классификация паразитарных болезней по природе возбу- дителя. Примеры.
7.
Классификация паразитарных болезней по распростране- нию, их характеристика. Примеры.
8.
Структура природного очага заболевания.
9.
Определение понятия синантропный очаг.
10.
Общая характеристика типа Плоские черви. Деление на классы.
11.
Общая характеристика класса Сосальщики.
12.
Кошачий сосальщик, систематическое положение, морфо- логия, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
13.
Ланцетовидный сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
14.
Печеночный сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
15.
Общая характеристика класса Ленточные черви.
16.
Бычий цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
17.
Свиной цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
18.
Карликовый цепень, систематическое положение, морфо- логия, цикл развития, пути заражения человека, методы
161 лабораторной диагностики, профилактика.
19.
Эхинококк, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
20.
Альвеококк, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
21.
Широкий лентец, систематическое положение, морфоло- гия, цикл развития, пути заражения человека, методы ла- бораторной диагностики, профилактика.
22.
Общая характеристика типа Круглые черви. Деление на классы, группы.
23.
Аскарида человеческая, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
24.
Острица, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
25.
Власоглав, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
26.
Кривоголовка двенадцатипёрстная, систематическое по- ложение, морфология, цикл развития, пути заражения че- ловека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
27.
Трихинелла, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
28.
Ришта, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
29.
Главнейшие гельминтозы населения Алтайского края.
30.
Методы гельминтодиагностики и их характеристика.
2. На макро- и микропрепаратах определить: а) половозрелые формы:
−
карликового цепня,
−
эхинококка,
162
−
острицы (самки и самца),
−
власоглава (самки и самца),
−
печеночного сосальщика,
−
ланцетовидного сосальщика,
−
кошачьего сосальщика; б) фрагменты гельминтов:
−
зрелые членики: широкого лентеца, бычьего и свиного цепней,
−
поперечный срез аскариды; в) личинки:
−
трихинеллы,
−
эхинококка,
−
альвеококка,
−
тениид (финнозное мясо).
Самоконтроль студентов путем компьютерного тестиро- вания по разделу « Гельминтология» (20 мин).
Устное собеседование со студентами (100 мин). Каждому студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и определить два микропрепарата. На подготовку к ответу дается
10 минут.
163
ТЕМА. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA
ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ – BRANCHIATA
КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ – CRUSTACEA
ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОНОСНЫЕ – CHELICERATA
КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ – ARACHNOIDEA
Цель занятия:
1.
Изучить общие признаки типа Кольчатые черви, типа Членистоногие, классов: Ра- кообразные, Паукообразные и эпиде- миологическое и медицинское значение представителей классов.
2.
Научиться распознавать клещей до рода и пола.
3.
Научиться применять теоретические зна- ния по этой теме для профилактики забо- леваний, вызываемых и переносимых представителями класса Паукообразные.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: тип
Кольчатые черви, тип Членистоногие, подтип Жаберно- дышащие, класс Ракообразные, подтип Хелицероносные, класс Паукообразные.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
164
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос.Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете написать и прочитать по латыни название типов, подтипов, классов, подклассов, отрядов, семейств, родов изучаемых представителей.
2.
Знаете определения понятий:
−
переносчик, виды переносчиков,
−
облигатно-трансмиссивные заболевания,
−
природно-очаговые заболевания,
−
трансовариальная передача возбудителей,
−
половой диморфизм.
3. Можете дать общую характеристику:
−
типа Кольчатые черви,
−
класса Многощетинковые,
−
класса Малощетинковые,
−
класса Пиявки,
−
типа Членистоногие,
−
класса Ракообразные,
−
класса Паукообразные,
−
отрядов: Фаланги, Скорпионы, Пауки, Клещи.
4. Можете назвать морфологические особенности отряда
Клещей.
5.
Можете ответить на следующие вопросы:
−
Каково происхождение типа Кольчатые черви?
165
−
Какие ароморфозы Кольчатых червей позволяют отнести их к высшим беспозвоночным?
−
Каковы черты приспособления пиявок к полупаразитиче- скому образу жизни?
−
Каковы особенности строения мышечной, пищеварительной, нервной систем органов у представителей типа Членистоногие?
−
Каковы особенности строения кровеносной, дыхательной и выделительной систем органов у членистоногих?
−
Какие прогрессивные черты организации проявляются у членистоногих по сравнению с кольчатыми червями?
−
Каковы особенности развития ракообразных?
−
Какое медицинское значение имеют ракообразные?
−
Каковы особенности развития паукообразных?
−
Какое медицинское значение имеют паукообразные (соль- пуги, скорпионы, пауки, клещи)?
−
В чем проявляется половой диморфизм у клещей?
−
Какие животные являются природным резервуаром возбу- дителей клещевого возвратного тифа, таежного энцефали- та, туляремии?
−
В чем заключается профилактика заболеваний, возбудите- ли которых передаются человеку при укусе клещей?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбом записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Членистоногие – Arthropoda
Подтип Жабернодышащие – Branchiata
Класс Ракообразные – Crustacea
Подклассы: Низшие раки – Entomostraca
Высшие раки – Malаcоstraca
Подтип Хелицероносные – Chelicerata
Класс Паукообразные – Arachnoidea
Отряды: Пауки – Aranei
Cольпуги – Solpugae
Скорпионы – Scorpiones
Клещи – Acarina»
166
Задание:
1.
Используя постоянные микропрепараты, вы-
полните работы № 1, 2.
2.
Используя макропрепараты, выполните рабо-
ту № 3.
3.
Используя постоянные микропрепараты, вы-
полните работу № 4.
4.
Используя раздаточный материал, выполните
работу № 5.
5.
Используя таблицы, выполните работу № 6.
6.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Внешнее строение циклопа (Cyclops
strenuus) – 15 минут
Рассмотрите тотальный препарат циклопа под микроско- пом. Тело циклопа сегментировано, делится на головогрудь и брюшко. Головогрудь состоит из пяти сегментов. Передний – самый крупный, несет хорошо развитые длинные антеннулы, слабо развитые антенны. Спереди по средней линии найдите непарный глаз. На вентральной стороне головогрудных сегмен- тов располагаются конечности (четыре пары).
Брюшко состоит: у самца из четырех, а у самки из пяти сегментов и на конце раздвоено. Сегменты брюшка не несут ко- нечностей. У самки можно увидеть по бокам брюшка два яйце- вых мешка, заполненных оплодотворенными яйцеклетками. За- рисуйте в альбом и подпишите.
Работа № 2. Внешнее строение дафнии (Daphnia
magna) – 15 минут
Рассмотрите тотальный препарат дафнии под микроскопом
Обратите внимание, что голова дафнии имеет форму клю- вовидного шлема. На голове дафнии находится пара разветв- ленных антенн, маленькие антеннулы, непарный сложный глаз и маленький простой глазок. Остальное тело дафнии заключено в прозрачную двустворчатую раковину, открытую с брюшной стороны. На заднем конце раковина имеет шип.
Грудной отдел тела имеет 5 пар конечностей, у основания
167 которых расположены жабры.
Брюшко лишено конечностей. Оно загибается на брюш- ную сторону и заканчивается вилочкой. Зарисуйте в альбом и подпишите.
Работа № 3. Внешнее строение скорпиона (Buthus
epeus), паука-крестовика (Aranea diadema), тарантула
(Lycosa singoriensis) – 15 минут
Рассматривая внешнее строение, обратите внимание на расчлененность тела, поскольку именно по этому признаку можно различать отряды скорпионов, пауков, клещей.
Тело скорпиона делится на головогрудь и сложно расчле- ненный брюшной отдел. Широкое переднебрюшие и узкое зад- небрюшие разделены на сегменты. Тело паука-крестовика и та- рантула расчленено на резко обособленную головогрудь и брюшко, неразделенное на сегменты. Головогрудь несет (как у всех паукообразных) четыре пары ходильных конечностей.
Работа № 4. Личинка и нимфа таежного клеща (Ixodes
persulcatus) – 15 минут
Рассмотрите под микроскопом строение личинки клеща.
Тело не разделено на отделы. На переднем конце тела виден вы- ступающий ротовой аппарат, образованный хелицерами и педи- пальпами. Передняя часть спинной поверхности личинки по- крыта уплотненным хитином, образующим щиток. Личинка имеет 3 пары ходильных ног. По этому признаку личинку мож- но отличить от нимфы и взрослой формы. Зарисуйте личинку в альбом. На рисунке обозначьте ротовой аппарат, щиток, хо- дильные конечности.
Рассмотрите под микроскопом строение нимфы клеща, зарисуйте в альбоме.
Нимфа клеща по форме тела очень сходна с личинкой, но более крупных размеров, имеет 4 пары ходильных ножек. Ука- жите их на рисунке.
168
Работа № 5. Имагинальные стадии таежного клеща
(Ixodes persulcatus) и клеща рода Дермацентор (Dermacentor)
– 30 минут
Рассмотрите с помощью ручной лупы взрослую форму та- ежного клеща. Тело овальное, на спинной стороне расположен щиток. У самцов он покрывает всю спинную сторону. У самок щиток находится лишь в передней части спинной стороны, на остальных частях тела покровы мягкие. Окраска щитка корич- невая. Самка крупнее самца. Зарисуйте в альбоме самца и самку.
Рассмотрите клеща рода Дермацентор. Обратите внима- ние на окраску спинного щитка. На щитке увидите светлый эма- левый пигмент, образующий сложный узор, и на его фоне сим- метрично расположены бурые пятна. Определите пол клеща.
Зарисуйте в альбом самца и самку.
Работа № 6. Цикл развития таежного клеща – 20 минут
Зарисуйте в альбоме цикл развития.
Подпишите на рисунке стадии развития клеща и их хозяев.
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин)
1.
Чем отличается личинка клеща от нимфы?
2.
По каким признакам можно определить клещей рода
Ixodes и рода Dermacentor?
3.
Назовите отличительные морфологические признаки ик- содовых и аргазовых клещей?
4.
Назовите клещей, поддерживающих в природе очаги ту- ляремии и передающих человеку и животным возбудителя этой болезни?
5.
Как расчленено тело у фаланг, скорпионов, пауков, клещей?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
169
ТЕМА. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHOROPODA
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ – TRACHEATA
КЛАСС НАСЕКОМЫЕ – INSECTA
ОТРЯД ДВУКРЫЛЫЕ – DIPTERA
Цели занятия:
1.
Знать общую характеристику класса На- секомых.
2.
Научиться идентифицировать комаров на всех стадиях развития.
3.
Научиться применять теоретические зна- ния по этой теме для профилактики забо- леваний, вызываемых и переносимых представителями отряда Двукрылые.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: тип
Членистоногие, подтип Трахейнодышащие, класс Насеко- мые, отряд Двукрылые.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо-
ПО МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ
Цели занятия:
1.
Систематизировать теоретические знания по медицинской гельминтологии.
2.
Закрепить практические навыки лабора- торной диагностики некоторых гельмин- тозов человека.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел
«Гельминтология».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа, 2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос.Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
160
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Ответить на вопросы:
1.
Что изучает медицинская гельминтология?
2.
Определение понятий «паразитизм», «паразит».
3.
На какие группы делят паразитов по их действию на орга- низм?
4.
Классификация паразитов по их месту и времени парази- тирования.
5.
Определение понятия «хозяин». Типы хозяев.
6.
Классификация паразитарных болезней по природе возбу- дителя. Примеры.
7.
Классификация паразитарных болезней по распростране- нию, их характеристика. Примеры.
8.
Структура природного очага заболевания.
9.
Определение понятия синантропный очаг.
10.
Общая характеристика типа Плоские черви. Деление на классы.
11.
Общая характеристика класса Сосальщики.
12.
Кошачий сосальщик, систематическое положение, морфо- логия, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
13.
Ланцетовидный сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
14.
Печеночный сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
15.
Общая характеристика класса Ленточные черви.
16.
Бычий цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
17.
Свиной цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
18.
Карликовый цепень, систематическое положение, морфо- логия, цикл развития, пути заражения человека, методы
161 лабораторной диагностики, профилактика.
19.
Эхинококк, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
20.
Альвеококк, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
21.
Широкий лентец, систематическое положение, морфоло- гия, цикл развития, пути заражения человека, методы ла- бораторной диагностики, профилактика.
22.
Общая характеристика типа Круглые черви. Деление на классы, группы.
23.
Аскарида человеческая, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
24.
Острица, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
25.
Власоглав, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
26.
Кривоголовка двенадцатипёрстная, систематическое по- ложение, морфология, цикл развития, пути заражения че- ловека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
27.
Трихинелла, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
28.
Ришта, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
29.
Главнейшие гельминтозы населения Алтайского края.
30.
Методы гельминтодиагностики и их характеристика.
2. На макро- и микропрепаратах определить: а) половозрелые формы:
−
карликового цепня,
−
эхинококка,
162
−
острицы (самки и самца),
−
власоглава (самки и самца),
−
печеночного сосальщика,
−
ланцетовидного сосальщика,
−
кошачьего сосальщика; б) фрагменты гельминтов:
−
зрелые членики: широкого лентеца, бычьего и свиного цепней,
−
поперечный срез аскариды; в) личинки:
−
трихинеллы,
−
эхинококка,
−
альвеококка,
−
тениид (финнозное мясо).
Самоконтроль студентов путем компьютерного тестиро- вания по разделу « Гельминтология» (20 мин).
Устное собеседование со студентами (100 мин). Каждому студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и определить два микропрепарата. На подготовку к ответу дается
10 минут.
163
ТЕМА. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA
ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ – BRANCHIATA
КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ – CRUSTACEA
ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОНОСНЫЕ – CHELICERATA
КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ – ARACHNOIDEA
Цель занятия:
1.
Изучить общие признаки типа Кольчатые черви, типа Членистоногие, классов: Ра- кообразные, Паукообразные и эпиде- миологическое и медицинское значение представителей классов.
2.
Научиться распознавать клещей до рода и пола.
3.
Научиться применять теоретические зна- ния по этой теме для профилактики забо- леваний, вызываемых и переносимых представителями класса Паукообразные.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: тип
Кольчатые черви, тип Членистоногие, подтип Жаберно- дышащие, класс Ракообразные, подтип Хелицероносные, класс Паукообразные.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
164
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос.Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете написать и прочитать по латыни название типов, подтипов, классов, подклассов, отрядов, семейств, родов изучаемых представителей.
2.
Знаете определения понятий:
−
переносчик, виды переносчиков,
−
облигатно-трансмиссивные заболевания,
−
природно-очаговые заболевания,
−
трансовариальная передача возбудителей,
−
половой диморфизм.
3. Можете дать общую характеристику:
−
типа Кольчатые черви,
−
класса Многощетинковые,
−
класса Малощетинковые,
−
класса Пиявки,
−
типа Членистоногие,
−
класса Ракообразные,
−
класса Паукообразные,
−
отрядов: Фаланги, Скорпионы, Пауки, Клещи.
4. Можете назвать морфологические особенности отряда
Клещей.
5.
Можете ответить на следующие вопросы:
−
Каково происхождение типа Кольчатые черви?
165
−
Какие ароморфозы Кольчатых червей позволяют отнести их к высшим беспозвоночным?
−
Каковы черты приспособления пиявок к полупаразитиче- скому образу жизни?
−
Каковы особенности строения мышечной, пищеварительной, нервной систем органов у представителей типа Членистоногие?
−
Каковы особенности строения кровеносной, дыхательной и выделительной систем органов у членистоногих?
−
Какие прогрессивные черты организации проявляются у членистоногих по сравнению с кольчатыми червями?
−
Каковы особенности развития ракообразных?
−
Какое медицинское значение имеют ракообразные?
−
Каковы особенности развития паукообразных?
−
Какое медицинское значение имеют паукообразные (соль- пуги, скорпионы, пауки, клещи)?
−
В чем проявляется половой диморфизм у клещей?
−
Какие животные являются природным резервуаром возбу- дителей клещевого возвратного тифа, таежного энцефали- та, туляремии?
−
В чем заключается профилактика заболеваний, возбудите- ли которых передаются человеку при укусе клещей?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбом записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Членистоногие – Arthropoda
Подтип Жабернодышащие – Branchiata
Класс Ракообразные – Crustacea
Подклассы: Низшие раки – Entomostraca
Высшие раки – Malаcоstraca
Подтип Хелицероносные – Chelicerata
Класс Паукообразные – Arachnoidea
Отряды: Пауки – Aranei
Cольпуги – Solpugae
Скорпионы – Scorpiones
Клещи – Acarina»
166
Задание:
1.
Используя постоянные микропрепараты, вы-
полните работы № 1, 2.
2.
Используя макропрепараты, выполните рабо-
ту № 3.
3.
Используя постоянные микропрепараты, вы-
полните работу № 4.
4.
Используя раздаточный материал, выполните
работу № 5.
5.
Используя таблицы, выполните работу № 6.
6.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Внешнее строение циклопа (Cyclops
strenuus) – 15 минут
Рассмотрите тотальный препарат циклопа под микроско- пом. Тело циклопа сегментировано, делится на головогрудь и брюшко. Головогрудь состоит из пяти сегментов. Передний – самый крупный, несет хорошо развитые длинные антеннулы, слабо развитые антенны. Спереди по средней линии найдите непарный глаз. На вентральной стороне головогрудных сегмен- тов располагаются конечности (четыре пары).
Брюшко состоит: у самца из четырех, а у самки из пяти сегментов и на конце раздвоено. Сегменты брюшка не несут ко- нечностей. У самки можно увидеть по бокам брюшка два яйце- вых мешка, заполненных оплодотворенными яйцеклетками. За- рисуйте в альбом и подпишите.
Работа № 2. Внешнее строение дафнии (Daphnia
magna) – 15 минут
Рассмотрите тотальный препарат дафнии под микроскопом
Обратите внимание, что голова дафнии имеет форму клю- вовидного шлема. На голове дафнии находится пара разветв- ленных антенн, маленькие антеннулы, непарный сложный глаз и маленький простой глазок. Остальное тело дафнии заключено в прозрачную двустворчатую раковину, открытую с брюшной стороны. На заднем конце раковина имеет шип.
Грудной отдел тела имеет 5 пар конечностей, у основания
167 которых расположены жабры.
Брюшко лишено конечностей. Оно загибается на брюш- ную сторону и заканчивается вилочкой. Зарисуйте в альбом и подпишите.
Работа № 3. Внешнее строение скорпиона (Buthus
epeus), паука-крестовика (Aranea diadema), тарантула
(Lycosa singoriensis) – 15 минут
Рассматривая внешнее строение, обратите внимание на расчлененность тела, поскольку именно по этому признаку можно различать отряды скорпионов, пауков, клещей.
Тело скорпиона делится на головогрудь и сложно расчле- ненный брюшной отдел. Широкое переднебрюшие и узкое зад- небрюшие разделены на сегменты. Тело паука-крестовика и та- рантула расчленено на резко обособленную головогрудь и брюшко, неразделенное на сегменты. Головогрудь несет (как у всех паукообразных) четыре пары ходильных конечностей.
Работа № 4. Личинка и нимфа таежного клеща (Ixodes
persulcatus) – 15 минут
Рассмотрите под микроскопом строение личинки клеща.
Тело не разделено на отделы. На переднем конце тела виден вы- ступающий ротовой аппарат, образованный хелицерами и педи- пальпами. Передняя часть спинной поверхности личинки по- крыта уплотненным хитином, образующим щиток. Личинка имеет 3 пары ходильных ног. По этому признаку личинку мож- но отличить от нимфы и взрослой формы. Зарисуйте личинку в альбом. На рисунке обозначьте ротовой аппарат, щиток, хо- дильные конечности.
Рассмотрите под микроскопом строение нимфы клеща, зарисуйте в альбоме.
Нимфа клеща по форме тела очень сходна с личинкой, но более крупных размеров, имеет 4 пары ходильных ножек. Ука- жите их на рисунке.
168
Работа № 5. Имагинальные стадии таежного клеща
(Ixodes persulcatus) и клеща рода Дермацентор (Dermacentor)
– 30 минут
Рассмотрите с помощью ручной лупы взрослую форму та- ежного клеща. Тело овальное, на спинной стороне расположен щиток. У самцов он покрывает всю спинную сторону. У самок щиток находится лишь в передней части спинной стороны, на остальных частях тела покровы мягкие. Окраска щитка корич- невая. Самка крупнее самца. Зарисуйте в альбоме самца и самку.
Рассмотрите клеща рода Дермацентор. Обратите внима- ние на окраску спинного щитка. На щитке увидите светлый эма- левый пигмент, образующий сложный узор, и на его фоне сим- метрично расположены бурые пятна. Определите пол клеща.
Зарисуйте в альбом самца и самку.
Работа № 6. Цикл развития таежного клеща – 20 минут
Зарисуйте в альбоме цикл развития.
Подпишите на рисунке стадии развития клеща и их хозяев.
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин)
1.
Чем отличается личинка клеща от нимфы?
2.
По каким признакам можно определить клещей рода
Ixodes и рода Dermacentor?
3.
Назовите отличительные морфологические признаки ик- содовых и аргазовых клещей?
4.
Назовите клещей, поддерживающих в природе очаги ту- ляремии и передающих человеку и животным возбудителя этой болезни?
5.
Как расчленено тело у фаланг, скорпионов, пауков, клещей?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
169
ТЕМА. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHOROPODA
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ – TRACHEATA
КЛАСС НАСЕКОМЫЕ – INSECTA
ОТРЯД ДВУКРЫЛЫЕ – DIPTERA
Цели занятия:
1.
Знать общую характеристику класса На- секомых.
2.
Научиться идентифицировать комаров на всех стадиях развития.
3.
Научиться применять теоретические зна- ния по этой теме для профилактики забо- леваний, вызываемых и переносимых представителями отряда Двукрылые.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: тип
Членистоногие, подтип Трахейнодышащие, класс Насеко- мые, отряд Двукрылые.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо-