Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория и организация адаптивной физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Затем по основным массажным линиям проводится расслабление лицевой мускулатуры, затем − губной мускулатуры. Далее массаж проводится уже в полости рта ребенка. Предварительно для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту теплый настой трав (крапивы, зверобоя, ромашки).

Цели массажа языка: а) нормализация мышечного тонуса; б) включение в речевую деятельность новых групп мышц и увеличение интенсивности ранее включенных мышц; в) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; г) уменьшение слюнотечения; д) афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития) (Ваниева В.Ю., 2020).

Массаж языка осуществляют как пальцами (в напальчнике или медицинских перчатках), так и с помощью зондов (Е.В. Новиковой, Е.Ф. Рау, Ю.В. Микляевой). Можно также использовать различные зондозаменители или шпате- ли, зубные щетки. Обычно они не вызывают у детей страха.

Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз. Затем укрепляют губную мускулатуру, потом – мышцы языка. В случае гипотонии применяются активные, интенсивные приемы (Ваниева В.Ю., 2021).

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, логопедический массаж играет ключевую роль при развитии речи детей с ДЦП. При комплексном воздействии на все органы артикуляции он помогает преодолеть патологические нарушения центральной нервной системы, благодаря выполнению массажных упражнений возможно остановить патологию, которая может прогрессировать и предотвратить дальнейшие осложнения (Проскурня К.М., 2018).


    1. Методика глубокого рефлекторно-мышечного массажа


Пациентам, страдающим ДЦП, рекомендуется глубокий мышечный массаж шеи, спины и легкий массаж конечностей. Особое внимание следует обратить на массаж шеи, который улучшает кровообращение головного и спинного мозга. Это способствует улучшению функционального состояния центральной нервной системы и снижению тонуса мышц пораженных конечностей. В ГРММ основной прием – разминание в виде «раздавливания» массируемых мышц между массирующими пальцами и костным ложем, на котором они находятся. На долю разминания приходится до 90% времени (Аксёнова А.М., 2012).


Массаж шеи включает в себя глубокое разминание передней, боковой и задней ее поверхностей. Особое внимание необходимо обратить на уровень большого затылочного отверстия и места прикрепления мышц к затылочной кости. Затем проводится массаж надплечий. Основные массажные приемы – поглаживание, растирание и глубокое разминание в виде раздавливающего приема. Массаж височных областей выполняется мягкими приемами растирания и раздавливающего приема разминания.

Как известно, во время прохождения плода по родовым путям, а также при извлечении его во время операции кесарева сечения кости черепа сильно смещаются, уменьшая размер головы, однако в норме после рождения форма черепа восстанавливается. При ДЦП деформация черепа сохраняется, что ведет к ограничению подвижности костей черепа, изменению краниального ритма вплоть до его прекращения, что отрицательно влияет на восстановление гемо- и ликвородинамики. Для устранения этих последствий используют краниосакральные техники: освобождение мыщелков затылочных костей, декомпрессия сфенобазилярного синхондроза, теменной и лобный подъем, декомпрессия сагиттального шва, освобождение чешуйчатых, височнососцевидных и затылочно-сосцевидных швов, тракция за нижнюю челюсть, асинхронная и синхронная ротация (Аксёнова А.М., 2012).

Во время массажа спины необходимо следить, чтобы ребенок не напрягал мышцы спины, т.е. не поднимал голову. Исходное положение может быть на боку, или на животе. Во время глубокого мышечного массажа спины необходимо обратить внимание на рефлексогенные зоны, имеющие отношение к верхним и нижним конечностям: межлопаточная и лопаточная, а также пояснично-крестцовая и ягодичная области. После вступительного массажа приемами растирания и разминания рекомендуется воздействовать на болезненные и уплотненные мышцы спины. В заключительный массаж можно включить непрерывистую вибрацию в виде легкого сотрясения.

Массаж конечностей лучше выполнять в положении пациента лежа на спине или на животе (в зависимости от массируемой области) общими приемами поглаживания, растирания, разминания и легкой вибрации. Если тонус конечностей повышен, то приемы должны быть мягкими, расслабляющими. При пониженном тонусе мышц в конечностях приемы должны быть стимулирующими, т.е. более сильными и быстрыми. Однако они не должны быть грубыми, резкими, очень болезненными и не должны вызывать отрицательные эмоции у ребенка (Аксёнова А.М., 2012).



Как известно, на стопах отражена топография расположения областей тела и органов человека. Поэтому рекомендуется выполнять массаж стоп (тыльной и подошвенной поверхности) по общепринятой методике.

С третьего или четвертого сеанса дополнительно проводят массаж грудных мышц, разминание мест прикрепления прямых и косых мышц живота к тазу (подвздошной кости), массаж верхних и нижних конечностей. В качестве самомассажа стоп можно использовать стояние на округлых камешках (морская галька) или переступание по круглой палке диаметром 2-3 см, расположенной поперек стопы. Дополнительно можно выполнить массаж волосистой части головы (сдвигание кожи), а также разминание и легкую непрерывистую вибрацию мест выхода нервов (тройничного, лицевого) на лице и глубокое разминание височных мышц.

Массажные приемы должны быть мягкими, но глубокими, не должны вызывать выраженных болезненных ощущений, которые могут привести к повышению тонуса (усилению спастики).

Массаж необходимо сочетать с пассивным растягиванием мышц и миофасциальным расслаблением. Последнее отличается от растягивания более мягким воздействием (Аксёнова А.М., 2012).

Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что детский церебральный паралич не вылечивается, именно поэтому используют восстановительное лечение или реабилитацию, однако своевременное и правильное восстановительное лечение способно привести к значительному улучшению функций, нарушенных болезнью.

Программа восстановительного лечения ребенка с церебральным параличом зависит от тяжести, характера и преимущественной локализации симптомов, а также от наличия или отсутствия сопутствующих церебральному параличу нарушений слуха, зрения, поведения, познавательной деятельности и т.д (Быковская Е.Ю., 2007).

Наиболее серьезными препятствиями к реабилитации ребенка с церебральным параличом являются сопутствующее нарушение интеллекта и познавательной деятельности, которое мешает адекватному взаимодействию между пациентом и инструктором, и эпилептические судороги, которые при отсутствии медикаментозного контроля могут создавать для ребенка риск жизнеугрожающих осложнений на фоне активного стимулирующего лечения (Диамант И.И., Чуйко Ю.А., 2018).

Тем не менее на сегодняшний день разработаны специальные «мягкие» программы реабилитации для детей с эпилепсией, так же как и методики общения с интеллектуально–сниженными пациентами с ДЦП, то есть для каждого пациента может и должна быть разработана своя, индивидуальная программа реабилитации, учитывающая его возможности, потребности и проблемы (Маткеева А.Т., 2017).


Продолжительность восстановительного лечения для пациента с церебральным параличом не ограничена, при этом программа должна быть гибкой и учитывать постоянно меняющиеся факторы жизни больного. Основной целью реабилитации при церебральном параличе является адаптация больного человека в социуме и его полноценная и активная жизнь.

Детский церебральный паралич влияет на качество жизни больного человека на любом ее этапе, от детства и юношества до зрелости и старости. И на каждом этапе пациента с церебральным параличом должна сопровождать активная реабилитационная поддержка.

Массаж является одним из древнейших способов физического воздействия на организм больного человека. Массаж имеет значительное влияние на развитие детей с детским церебральным параличом. Его важной составляющей является разнообразие методов и приемов, которые способствуют реализации индивидуального подхода в коррекционной работе.

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Логопедический массаж при ДЦП направлен на восстановление тонуса мышц, а так же на преодоление насильственных непроизвольных движений - гиперкинезов.

Классический массаж – помогает добиться улучшения питания и дыхания мышечных тканей, нормализации функционирования элементов нервной системы, нормализации тонуса мышц. Проводят поглаживание, растирание, вибрационные и разминающие движения.

Выводы:
1. Основными причинами детского церебрального паралича являются: родовая травма, пренатальная инфекция, недоношенность, асфиксия. Патогенез характеризуется: поражением мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

2. Лечебный массаж представляет собой совокупность способов и методов, посредством которых оказывается механическое и рефлекторное воздействие на органы и ткани человеческого организма. Воздействие на различные биологически значимые точки улучшает процессы саморегуляции, повышает физическую и умственную активность.

3. При детском церебральном параличе массаж направлен на расслабление спастичных мышц, стимуляцию функций ослабленных мышц, улучшение кровоснабжения мышц и ускорение тока лимфы.

Список литературы


  1. Аксенова А.М. Рефлекторно-мышечный массаж и растягивание скелетных мышц в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта: Дис. … д-ра мед. наук:14.00.12 и 14.00.05 - Воронеж, 1999 - 192 с.

  2. Аксенова А.М., Балакирева Е.А., Сереженко Н.П. Сравнительная характеристика влияния глубокого мышечного массажа и инстенона на организм детей с перинатальной патологией нервной системы // ЛФК и массаж. – 2004. – № 5. – С. 11–14.

  3. Аксенова А.М. Влияние глубокого рефлекторно-мышечного массажа на организм // ЛФК и массаж. – 2007. – № 5. – С. 7–13

  4. Антонов А.Р. К вопросу этиологии и патогенеза детского церебрального паралича (ДЦП) // Вестник РУДН. – 2019. – №2. – С. 123 – 125

  5. Аранович С.Н. Массаж: восстановление и поддержание работоспособности. // Физкультура – М, 2016. – 32 – 41с.

  6. Батышева Т.Т. Детский церебральный паралич – современные представления о проблеме (обзор литературы). // Рус. мед. журн. – 2012. – Т. 20. – № 8. – С. 401–405.

  7. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровье, 1988.

  8. Болдарев Е.П. Влияние массажа на организм человека // Научно-образовательный журнал для студентов и преподаватлей «StudNet». – №4/2021

  9. Бруйнов А.А. Реабилитация детей со спастическими формами детского церебрального паралича средствами фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой и иппотерапии // Детская и подростковая реабилитация. – № 2/ 2019

  10. Бруйков А.А. Изменения в нервно-мышечном аппарате у детей с детским церебральным параличом под влиянием фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики. // Вестник Авиценны (Паёми Сино). – 2011. – № 3. – С. 126–129.

  11. Бруйков А.А. Исследование моторной активности у детей со спастическими формами ДЦП. // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Естественные и технические науки». – Тамбов, 2011. – Т. 16. – Вып. 6. – С. 1516–1519.

  12. Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный // М., 1998.

  13. Быковская Е.Ю. Развитие подвижности суставов у ДЦП-детей под воздействием адаптивной онтогенетической гимнастики и фиксационного массажа. // Адаптивная физическая культура. – 2007. – № 3 (31). – С. 16–18.

  14. Ваниева В.Ю. Технологии коррекции нарушений мышечного тонуса у детей с ДЦП

  15. Волокитин А.С. Влияние иппотерапии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата у детей с детским церебральным параличом в форме спастической двойной гемиплегии. // Теория и практика физической культуры и спорта. – М. – 2015 (4). – С. 83–85.

  16. Гурленя А.М. Физиотерапия в неврологии / Медицинская литература, 2008 - 296 с.

  17. Диамант И.И., Чуйко Ю.А. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК // Вестник ТГПУ. – 2018 -№1 – 136 – 140 с.

  18. Дьякова Е.А. Логопедический массаж – М.: Академия, 2003.

  19. Елецкова Л.В., Зайцев Д.Е., Баранцевич Е.Р., Хоршев С.К. Детский церебральный паралич и эпилепсия: современный взгляд на проблему // Ученые записки СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова. СПб., 2009 - № 4 - С. 10-14

  20. Иваницкая И. Н. Детский церебральный паралич (Обзор литературы) // Исцеление: альманах. 1993. С. 41-65.

  21. Икоева Г.А., Иванов С.В., Коченова Е.А. Использование системы “Армео” после реконструктивных операций на верхних конечностях у детей с неврологическими нарушениями // Матер. научн.практ. конф. “Реабилитация при патологии опорно-двигательного аппарата”- 2011 – С. - 45.

  22. Кенис В.М. Лечение динамических эквино-плановальгусных деформаций стоп у детей с ДЦП. Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. -2012 - 4(1) – С. 35-40.

  23. Клочкова О.А., Куренков А.Л., Намазова-Баранова Л.С., Мамедьяров А.М., Каримова Х.М., Кузнецова М.А. Концепция «ключевых мышц» и ранее начало ботулинотерапии при спастических формах детского церебрального паралича. Вопросы современной педиатрии. 2017- 16(1)- С. 39-48.

  24. Немкова С. А. Детский церебральный паралич: ранняя диагностика и восстановительное лечение // Лечащий Врач. 2007, № 5

  25. Осокин В.В., Астрахан Д.Х., Головина Ж. Н. Детский церебральный паралич: Медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение: монография. - Головина. - Иркутск, 2010. - C. 8-103.

  26. Осокин В.В. Эволюция представлений о детском церебральном параличе // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. № 9. С. 77 – 81

  27. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008. – 157с.

  28. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. / К.А. Семенова. – М.: Закон и порядок, 2007. – 616 с

  29. Шалькевич Л. В., Зарецкий С. В. Хирургические методы лечения спастичности у детей при детском церебральном параличе: основные положения, показания, эффективность // Медицинская панорама. 2005, № 11

  30. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. / И. Штраус. – М.: Изд-во ИРПО, 2000. – 240 с