Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория и организация адаптивной физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предполагается, что наиболее тяжело протекающие формы ДЦП (спастический тетрапарез, спастико-гиперкинетическая и гиперкинетическая

формы) обусловлены распространением патологических изменений из области перивентрикулярного белого вещества на проводники в стриопаллидарной системе и воздействием на процесс аксо-дендритного ветвления собственно в базальных ядрах. Дисфункция при этом охватывает отделы мозга, выходящие за пределы подкорковых узлов (Кольцов А.А., Джомардлы Э.И., 2021).



    1. Классификация детских церебральных параличей


Так как ДЦП не является единой нозологической формой, его сложно классифицировать. В международной классификаций ДЦП лежат преобладающие расстройства движения: спастический, атетоидный, атактический и смешанный; другая классификация выделяет три категории двигательных нарушений:

• спастическая – с повышенным мышечным тонусом и сухожильными рефлексами (верхний или нижний парапарез, тетрапарез, односторонняя или двойная гемиплегия);

• дискинетическая – с нарушением содружественности и адекватности регуляции мышечного тонуса (атетоидная или гиперкинетическая форма);

• атактическая – с нарушением координации произвольных движений (атонически–астатическая или смешанные формы церебрального паралича) (Виноградов А.В, 2019).

Согласно Международной классификации выделяют: G80.0 Спастический церебральный паралич; G80.1 Спастическая диплегия; G80.2 Детская гемиплегия; G80.3 Дискленический церебральный паралич; G80.4 Атаксический церебральный паралич; G80.8 Другой вид детского церебрального паралича (Голева. О.П., 2019).

Спастическая диплегия – самая частая форма ДЦП, известная в литературе так же под названием «болезнь Литтла». Но распространённости двигательных нарушений – тетрапез, при котором мышечный тонус преобладает в сгибателях рук, разгибателях и приводящих мышцах ног. Иными словами, нижние конечности поражаются больше, чем верхние (Луценко С.А., 2018).

Спастическая гемиплегия: Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом, у части пациентов – задержкой психического и речевого развития. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Реже встречается спастический монопарез. Возможны фокальные эпилептические приступы.

Дискинетический церебральный паралич. Этот тип представляет малую


часть ДЦП и относится к детям с дистонией или хореоатетозом. Характеризуется непроизвольными движениями, традиционно называемыми гиперкинезами (атетоз, хореоатетоз, дистония), изменениями мышечного тонуса (может отмечаться как повышение, так и понижение тонуса), насильственные непроизвольные тонические напряжения мышц. Сопровождаются речевыми нарушениями чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей (Маткеева А.Т., 2017).

Атаксический церебральный паралич. Характеризуется низким тонусом

мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Нарушения координации представлены наличием интенционного тремора и дисметрией при выполнении целенаправленных движений. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобномосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксическиишемического фактора или врождённых аномалий развития. Интеллектуальный дефицит при данной форме варьирует от умеренного до глубокого (Маткеева А.Т., 2017).

Функциональная классификация ДЦП – GMFCS (Cross Motor Function Classification System – Система классификации больших моторных функций), заключается в учёте степени развития моторики и ограничения движений в повседневной жизни для 5 возрастных групп пациентов с ДЦП: до 2 лет; от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 12 лет; от 12 до 18 лет. Согласно данной классификации, выделяются 5 уровней развития больших моторных функций:

- Уровень I – ходьба без ограничений;

- Уровень II – ходьба с ограничениями;

- Уровень III – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;

- Уровень IV – самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения;

- Уровень V – полная зависимость ребёнка от окружающих – перевозка в коляске\инвалидном кресле (Голева. О.П., 2019).



    1. Методы лечения детских церебральных параличей


Медикаментозная терапия является составной частью комплексного лечения пациентов с детским церебральным параличом и назначается посиндромально в зависимости от формы заболевания, включая следующие группы лекарств:

- Миорелаксанты (при спастическом синдроме)

- Антихолинергические средства (при гиперкинетическом синдроме)

- Допаминергические средства (при дистоническом синдроме)



-Противоэпилептические лекарственные средства (при судорожном синдроме)

Также применяются симптоматические средства (нестероидные противовоспалительные, слабительные) для коррекции отдельных симптомов (Бейшембаев Б.С., 2017).

Хирургические методы. Селективная спинальная ризотомия. Первичным хирургическим лечением для детей с ДЦП является селективная спинальная ризотомия (SDR). Эта процедура состоит в избирательном делении части спинных пояснично-крестцовых корешков вблизи спинного мозга. Эта процедура эффективно прерывает рефлекторную дугу на сенсорной стороне, таким образом уменьшая спастичность в мышцах, не вызывая паралич и без утраты силы мышц (Бейшембаев Б.С., 2017).

Ортопедические вмешательства. Для любого медицинского и хирургического вмешательства, направленного на улучшение походки, необходимо собрать все точные исходные данные и последующий результат. Эта точная и скрупулезно собранная информация позволяет более точно определить какие мышечные группы являются целевыми для улучшения функции.

Поэтапное гипсование: имеются доказательства того, что этот метод увеличения длины напряженных мышц является эффективным, хотя нет убедительного доказательства улучшения с точки зрения измеряемого диапазона движения. Но в целом отмечается значительное улучшение функции.

Сухожильная пластика: сухожильная пластика рекомендуется при наличии

значительных контрактур, которые препятствуют функции (Бейшембаев Б.С., 2017).

Уход за ребёнком с ДЦП. Работа в команде по уходу за ребенком с ДЦП является новой и эффективной концепцией во введении ДЦП. Потребуется время для того, чтобы командный подход получил развитие, также необходимо постепенное, длительное и постоянное совершенствование в уходе за детьми с ограниченными возможностями.

В процессе лечения необходимо тесное взаимодействие родителей с лечащим врачом, обмен информацией о ребенке. Врачи, воспитатели и родители должны наблюдать ребенка вместе: именно так достигается наилучший результат. Как показывает практика, наиболее эффективно лечение в многопрофильной или специализированной клинике, где с ребенком работают специалисты из разных областей медицины:

- Детский невролог – возглавляет команду врачей, решает системные проблемы, контролирует и координирует выполнение плана реабилитации. Диагностирует и осуществляет лечение нарушений работы головного мозга и нервной системы. Консультируется с профильными специалистами по поводу лечения. Определяет задачи профильных специалистов в процессе лечения.


- Детский ортопед – диагностирует и осуществляет лечение специфических ортопедических проблем. Осуществляет хирургическое лечение по показаниям.

- Врач лечебной физкультуры – разрабатывает и применяет на практике курс упражнений для развития и поддержания мышечного тонуса. Помогает ребенку учиться ходить, сидеть и сохранять равновесие.

- Физиотерапевт – разрабатывает и применяет на практике курс индивидуального электро, гидро и бальнеолечения в зависимости от особенностей ребенка.

- Логопед – работает с детьми, испытывающими трудности при глотании и страдающими нарушениями речи.

- Психолог – Диагностирует наличие и степень интеллектуального дефицита у ребенка. Проводит терапию, призванную минимизировать стрессы, сопряженные с лечением ДЦП.

- Педагог – Консультирует по образовательным вопросам, связанным с ДЦП. Определяет в составе медико-педагогической комиссии программу обучения ребенка (Плавунов Н.Ф.,2012).
Методы реабилитации. Ключевыми принципами оказания помощи при ДЦП является её ранее начало, непрерывность и преемственность всех этапов реабилитации, мультидисциплинарный подход (Бейшембаев Б.С., 2017).

Цели реабилитации:

- улучшение мышечного тонуса;

- снижение тугоподвижности в суставах и увеличение двигательной; активности ребенка, коррекция статика моторных функций;

- улучшение речевых навыков и когнитивных функций;

- улучшение сенсорных функций;

- улучшение психоэмоциональной сферы;

- приобретение навыков соответственно возрасту, появление мотивации

к реабилитации;

- улучшение социальной адаптации.

Показания для реабилитации (раннего периода): наличие нарушения тонуса мышц,

длительное сохранение безусловных рефлексов врожденного автоматизма, наличие патологических рефлексов, нарушение этапов двигательного развития, беспокойство, отсутствие или низкая прибавка в весе, снижение реакции на слуховые и зрительные раздражители.

Для продолженной реабилитации (начальной хронически-резидуальной стадии): нарушения моторного развития ( шкалы или возрастной градиент); задержка или отсутствие редукции врожденных позотонических рефлексов; задержка программы вертикализации, становления цепных рефлексов на голову, туловище и конечности; ограничение объема движений конечностей; изменения рефлекторной сферы; задержка речевого развития;


поведенческие нарушения;нарушения зрения и слуха; нарушения глотания и жевания; отсутствие или задержка становления навыков самообслуживания; наличие судорожного синдрома (Бейшембаев Б.С., 2017).

Для поздней реабилитации (поздней резидуальной стадии): двигательные нарушения: парезы, параличи, гиперкинезы, контрактуры, тугоподвижность в суставах, деформации кистей и стоп, нарушение координации и равновесия, задержка психомоторного и речевого развития,нарушения зрения и слуха, приступы судорог, нарушения жевания и глотания, задержка становления навыков самообслуживания.

Индикаторы эффективности лечения и реабилитации:

- этапы двигательного развития;

- шкала спастичности Ашфорта;

- шкала больших моторных функций «GMFM» и «GMFCS»;

- оценка речевого развития;

- оценка по МКФ (Бейшембаев Б.С., 2017).

Методы физической реабилитации традиционно представлены механотерапией, а в ряде медицинских центров и клиник — роботизированной аппаратной терапией с использованием специализированных тренажеров, в том числе основанных на принципе биологической обратной связи (БОС). Наиболее эффективными устройствами сегодня являются аппараты серии «Локомат» (Locomat) — роботизированный ортопедический тренажер для восстановления навыков ходьбы (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).

Тренажер «Армео» (Armeo) — это роботизированный комплекс для функциональной терапии верхних и нижних конечностей с биологически обратной связью. Одним из наиболее эффективных механизмов для диагностики, контроля и лечения пациентов с ДЦП является стабилоплатформа, выпускаемая в разных вариантах, дающая возможность не только оказывать лечебный эффект, но и определять состояние пациента в данный период времени, то есть определять качество и динамику реабилитационного процесса (Икоева Г.А., Иванов С.В., Коченова Е.А, 2011).

В системе комплексного восстановительного лечения детей важным компонентом являются вертикализаторы различных модификаций. Эти тренажеры создают возможность создания и придания правильного постепенного вертикального положения больного в пространстве. Прорывной методикой в лечении пациентов с ДЦП стало появление экзоскелетов различных видов. Эти тренажеры дают возможность пациенту создать и выработать полное ощущение паттерна ходьбы при крайне низких физиологических возможностях. Отдельно рассматривают тренажерную систему «Моушен Мейкер» (Motion Maker), показавшую высокую доказательную эффективность. Отечественной разработкой, нашедшей широкое применение в комплексной реабилитации таких пациентов, явилось использование метода динамической проприоцептивной коррекции, осуществляемой при помощи специализированных костюмов («Адели», «Гравистат», «Атлант»), систем, состоящих из опорных эластичных регулируемых элементов, с помощью которых создаются целенаправленная коррекция позы и дозированная нагрузка на опорно-двигательный аппарат пациентов с целью нормализации проприоцептивной афферентации (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).