Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория и организация адаптивной физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Массаж в коррекции функциональных состояний при детских церебральных параличах
Массаж представляет собой мануальное воздействие на кожу и подлежащие образования пациентов с ДЦП. Процедура массажа является традиционной и наиболее назначаемой в структуре комплексной терапии. Массаж решает те же лечебные задачи, что и лечебная физическая культура, во главе этих задач лежит спастичность. Массажные техники оказывают воздействие либо на зоны основного поражения — так называемые триггерные точки, либо на организм в целом — проведение общего расслабляющего массажа, либо на рефлекторно-сегментарные области — рефлекторный, паравертебральный массаж. Отдельного внимания заслуживают дозировки массажа при ДЦП. Они на порядок выше, чем при других неврологических заболеваниях и составляют 5–7 массажных единиц (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).

Массаж позволяет добиваться выраженной и устойчивой положительной динамики в двигательном статусе больного за сравнительно короткое время. Элементы массажа направлена на расслабление спастичных мышц и стимуляцию функций ослабленных мышц, что изменяет функциональное состояние головного и спинного мозга, улучшает кровоснабжение мышц, ускоряет ток лимфы, способствуя, таким образом, более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена (Диамант И.И., Чуйко Ю.А, 2018).

При фиксационном массаже фиксируются все части тела пациента, кроме тех частей (или той части), которые в данный момент подвергаются массажу или послемассажной гимнастике. Онтогенетическая гимнастика основывается на гимнастических упражнениях, соответствующих той обычной онтогенетической последовательности развития двигательной активности ребенка, которая исторически выработалась в ходе эволюционного развития человека (Апокин В.В., 2016).

Однако фиксационный массаж и онтогенетическая гимнастика на состояние физиологических систем и функциональных возможностей детей с ДЦП являются высокоэффективными средствами для улучшения развития подвижности суставов нижних конечностей (Гулин А.В., 2020).
3.1 Фиксационный массажа с онтогенетической гимнастикой
В общем комплексе медико-биологических средств восстановления функционального состояния организма детей с ДЦП особое место занимают различные виды массажа и гимнастики. В настоящее время разработана и апробирована система
фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики, эффективность которой позволила внедрить ее в практику здравоохранения в качестве нового корригирующего и восстановительного средства.

Известные способы проведения массажа не предусматривают необходимой фиксации частей тела пациента. Поэтому при проведении массажа на какой-то части тела пациента происходит возникновение патологических синкинезий и возбуждаемых гиперкинезов на других, незафиксированных частях тела. Со временем патологические синкинезии и возбуждаемые гиперкинезы укрепляются и становятся непреодолимым препятствием у детей с ДЦП для формирования правильного двигательного стереотипа, вплоть до полной невозможности выполнять необходимые целевые действия. Решение этой проблемы достигается путем использования фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики (Бруйков А.А., 2019).

При фиксационном массаже фиксируются все части тела пациента, кроме тех частей (или той части), которые подвергаются в данный момент массажу или послемассажной гимнастике. Онтогенетическая гимнастика основывается на гимнастических упражнениях, соответствующих той обычной онтогенетической последовательности развития двигательной активности ребенка, которая выработалась исторически в ходе эволюционного развития человека (Бруйков А.А., 2019).

    1. 1   2   3


Логопедический массаж как метод воздействия при развитии речи у детей с ДЦП


Дети с детским церебральным параличом тяжело справляются со звукопроизношением. Причиной этому выступает поражение структур головного мозга. У такой категории детей наблюдаются параличи или парезы органов артикуляции, часто можно наблюдать гипотонус и гипертонус мышц. Наблюдаются от множественных нарушений речи до полного ее отсутствия (Проскурня К.М., 2018).

При детском церебральном параличе четко прослеживается взаимосвязь между двигательными и речевыми нарушениями. Основным нарушением речи при ДЦП выступает дизартрия, которая имеет так же симптомы двигательного расстройства. Для преодоления патологии органов артикуляции необходим комплексный подход, одним из таких подходов выступает логопедический массаж (Проскурня К.М., 2018).

Массаж тесно связан с развитием звукопроизношения у детей, так как благодаря его использованию происходит механическое воздействие на мышцы, нервы, тканей периферического артикуляционного аппарата. Логопедический массаж помогает в нормализации произносительной стороны речи. Под влиянием массажа может наблюдаться изменения в состоянии мышечной системы. Благодаря ему повышается работоспособность мышц и после нагрузки возможно восстановление их активности. Так к примеру массаж языка, губ, щек в дальнейшем может существенно облегчить постановку звуков.

Логопедический массаж при ДЦП направлен на восстановление тонуса мышц, а так же на преодоление насильственных непроизвольных движений - гиперкинезов. Вследствие того, что у детей с ДЦП наблюдается дизартрия, то мышцы органов артикуляции у них малоподвижны, произношение звуков может быть затруднено. При логопедическом массаже идет разминание всех органов артикуляции, снятие напряжения. Массаж помогает уменьшить интенсивность проявлений патологии, а так же добиться восстановления функционирования центральной нервной системы.

Логопедический массаж у детей с ДЦП имеет свои особенности выполнения. В зависимости от того, что необходимо сделать, с мышцами поднять тонус или наоборот расслабить проводятся следующие упражнения. Массаж всегда необходимо начинать с растирания, это делается чтобы подготовить мышцы (Проскурня К.М., 2018).


Для каждого ребенка с ДЦП в зависимости от тяжести нарушения и ее особенностей необходимо подобрать правильное положение туловища, при котором будет проводиться массаж. Это делается для того чтобы избежать патологического тонического рефлекса. Поза тела может быть следующая: в положении лежа на спине, под шею необходимо положить валик, согнуть ноги в коленях. В процессе массажа у таких детей с выработки артикуляции прорабатывается мимическая и жевательная мускулатура. Начать следует с поглаживания лба, затем бровей, переходя к носу, подбородку и губам. возможно использование таких приемов массажа как растирание, растяжение, постукивание, а так же пощипывание. Чаще всего у детей с ДЦП наблюдается повышение тонуса мышц артикуляционного аппарата, для его снижения можно провести звуковой массаж, который предполагает массирование лица с одновременным произнесение ребенком звука «Р-Р-Р», «Ж-Ж-Ж» (Проскурня К.М., 2018).

В логопедической практике можно использовать точечный массаж, так как в некоторых случаях точечный массаж является более эффективным, чем линейный. Точечный массаж – один из видов рефлексотерапии, состоящий в механическом воздействии пальцами или заменяющим их инструментом. Точечный массаж обладает значительно большей прицельностью и избирательностью воздействия, позволяя одновременно расслаблять одни мышцы и стимулировать другие, что особенно важно при центральных спастических параличах (Ваниева В.Ю., 2020).

Инициатором применения точечного массажа при заболеваниях центральной нервной системы в нашей стране стала школа профессора Э.Д. Тыкочинской в Ленинградском психоневрологическом научно-исследова- тельском институте им. Бехтерева В.М., Тыкочинской Э.Д. (1969) была предложена, а впоследствии. Леонтьевой М.Я (1975) детально разработана методика сочетания точечного массажа с лечебной гимнастикой при центральных спастических параличах. В зависимости от наличия синдромов первого типа – повышение мышечного тонуса или второго типа – снижение мышечного тонуса, слабость и атрофия мышц, применяется тормозная или стимулирующая методика точечного массажа:

Тормозное воздействие. Тормозное воздействие достигается круговым поглаживанием с постепенным переходом к стабильному растиранию, затем – к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию с изменяющимся усилием. Вращение выполняется по часовой стрелке. Выход из точки акупунктуры происходит постепенно, с уменьшением интенсивности исполнения выполняемых приемов.


Ощущения: онемение, ломота, распирание в точке акупунктуры. Длительность воздействия на одну точку акупунктуры: 3-5 минут для взрослых, не более 2 минут для детей. Тормозное воздействие оказывает успокаивающее, болеутоляющее, спазмолитическое, релаксирующее действие (Ваниева В.Ю., 2020).

Стимулирующее воздействие. При стимулирующей методике производится импульсивное, резкое, но в то же время поверхностное и кратковременное (по 2-3 секунды) с последующим отрывом пальца от кожи (на 1-2 секунды) воздействие путем вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Вращение выполняется против часовой стрелки. Ощущения минимальные – небольшая боль. Продолжительность процедуры от 30 секунд до 1-2 минут.

Проводится с целью стимулирования нервно-мышечного аппарата. (Ваниева В.Ю., 2021).

В зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у ребенка необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего).

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

1. «Поза эмбриона» − в положении на спине приподнимают и опуска- ют голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии (Ваниева В.Ю., 2020).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления шейных мышц. Доказано, что расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.