Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория и организация адаптивной физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ульяновский государственный университет

Институт медицины, экологии и физической культуры

Кафедра адаптивной физической культуры


КУРСОВАЯ РАБОТА


По дисциплине Теория и организация адаптивной физической культуры

На тему «Возможности массажа в коррекции состояния детей с церебральной патологией»


Обучающийся 2 курса

Группа АФ-О-20\1

Направление подготовки/ специальность 49.03.02. – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
_________________Маркелычева Екатерина Владимировна

ФИО полностью

Руководитель:

_________________Антипов Игорь Викторович _____________________________

ФИО полностью

г. Ульяновск, 2022 г.

Содержание
Введение…………………………...…………………………………………....…3

Основная часть…………………………………...…………...……….…….....…5

Глава 1. Этиология и патогенез детских церебральных параличей….…….…5

1.1 Классификация детских церебральных параличей…….……………..….…9

1.2 Методы лечения детских церебральных параличей……….………………11

Глава 2. Механизмы лечебных действий массажа…...…………...……………22

2.1 Действие массажа на нервную систему……….……………………………23

2.2 Виды массажа, влияние массажа на функциональное состояние организма…………………………………………………………………………24

2.3 Массаж и самомассаж как основное средство восстановления организма после физической нагрузки……...………………………………………………27

2.4 Логопедический массаж………..……………………………………………29

Глава 3. Массаж в коррекции функциональных состояний при детских церебральных параличах………………………………...…...…….……………31

3.1 Фиксационный массаж с онтогенетической гимнастикой……………...…32

3.2 Логопедический массаж как метод воздействия при развитии речи у детей с ДЦП………..……………………………………………………………………33

3.3 Методика глубокого рефлекторно-мышечного массажа….........…………38

Заключение……………………………………………………..…...……………41

Выводы……………………………………………………………...……………43

Список литературы………………………………………………...…….………44

Введение
Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. Лечебная физическая культура и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии (Белая Н.А., 2019).


Глубокое освоение физических методов лечения, массажа, лечебной физкультуры является необходимым фундаментом для эффективного лечения и успешной реабилитации больных (Лукомский И. В, 2018).

Как система, лечебная физическая культура имеет свои формы, средства и методики. В этой работе более подробно остановимся на одном из средств лечебной физической культуры — массаж.

Массаж — это комплекс приемов, которые используют местное и рефлекторное воздействие дозированных механических раздражений различных участков тела. Комплекс таких приемов может быть выполнен руками специалиста — массажиста, специальными аппаратами (Мифтахов А.Ф., 2019).

В настоящее время в России очень много детей, страдающих таким заболеванием, как «детский церебральный паралич» (ДЦП). При ДЦП наблюдаются различные двигательные нарушения, которые зачастую сочетаются с нарушениями других психических функций. Нарушения двигательной деятельности возникают из-за поражения структур головного мозга. Объем и локализация таких повреждений может быть различного характера, что и определяет качество и количество нарушений у ребёнка.

Детский церебральный паралич является сложным нарушением, требующим ранней комплексной помощи, которая обязательно должна начинаться с оказания медицинских услуг различного плана – медикаментозных, физиотерапевтических, ортопедических и лечебной физкультуры. (Душкина С.В., 2017)

Существует большое количество методик лечения детей с церебральным

параличом, каждая из них помогает ребенку усвоить те или иные знания и навыки. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются: массаж, лечебная физкультура, анималотерапия (иппотерапия и дельфинотерапия) (Душкина С.В., Лебеденко И.Ю.,2017).

Заболевание детей с ДЦП считалось на протяжении многих лет неперспективным. Отсутствие эффективных методов лечения, квалифицированных специалистов, специализированных учреждений способствовало тому, что такие дети направлялись только в учреждения социального обеспечения. Последние 15 лет ведения таких детей показали, что только комплексное систематическое лечение может значительно улучшить общее состояние ребенка (Шишко Е.Ю., Скорик В.С., 2018).

Исходя из вышеизложенного, была определена цель - изучить возможности массажа в коррекции состояния опорно-двигательного аппарата детей с церебральной патологией.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть по данным литературы этиологию и патогенез детского церебрального паралича;

  2. Оценить по данным литературы механизмы лечебного действия массажа;

  3. Рассмотреть по данным литературы особенности массажа при детском церебральном параличе.



Основная часть
Глава 1. Этиология и патогенез детских церебральных параличей
Детский церебральный паралич занимает одно из основных мест в структуре заболеваний нервной системы у детей. Его частота составляет 0,1 – 0,2% у доношенных детей, 0,1% у недоношенных детей и детей с низкой массой тела. ДЦП – группа не прогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (Попова О.Ф., Попова Е.С., 2018).

Около 50% от всех случаев ДЦП составляют нарушения у детей, родившихся недоношенными. Достижения здравоохранения в области выхаживания недоношенных детей значительно повысили выживаемость этих хрупких новорожденных. Однако статистика неумолимо показывает, что по мере снижения гестационного срока и веса плода на момент рождения риск перинатальной патологии с исходом в ДЦП резко возрастает (Виноградов А.В., 2019).

Влияние любого фактора риска, родовая травма, пренатальная инфекция, недоношенность, асфиксия и так далее, приводит к ситуации, когда ребенок ослаблен настолько, что оказывается неспособным проявить столь необходимую в постнатальной период антигравитационную локомотивную активность в новой для него среде обитания, где действие гравитационного поля существенно возрастает.

Можно полагать, что именно локомоторная антигравитационная активность ребёнка является своеобразным неспецифическим триггером морфологической и функциональной интеграции тканей от уровня к уровню, через постоянное востребование функций метаболических и информационно-интегративных систем организма в процессе адаптации к среде обитания.

В филогенезе выработана достаточно жёстко детерминированная и оптимальная последовательность онтогенического развития в постнатальном период, итогом, который является приспособление организма к новым условиям существования в рамках существующей нормы адаптации.

Этот процесс в норме предполагает строгий инвариантный порядок прохождения фаз онтогенеза, когда каждая предыдущая фаза является фундаментом последующей и начало каждой последующей фазы обусловлено завершением предыдущей (Антонов А.Р., 2020).

Для клинической картины заболевания характерным является нарушение двигательной функции, связанной с неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, перезами. Кроме того, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах. Также нередко наблюдаются различные неврологические и психические расстройства.


Выраженность психических расстройств может варьировать от легких отклонений в эмоциональной сфере до тяжёлых интелектуалльных нарушений. Таким образом, двигательные нарушения при ДЦП могут сочиталться с умственной отсталостью, эпилептическим припадками, трудностями восприятия и обучения. Иногда отмечаются паталогические изменения со стороны зрения, слуха, чувствительности и различная поталогия со стороны внутренних органов, которые усугубляют степень задержки психомоторного развития. И, хотя термин «церебральный паралич» не отражает многообразия имеющихся при этом заболевании неврологических нарушений, его используют в мировой литературе, поскольку другого термина пока не предложено.

Для детского церебрального паралича характерно непрогресмирующее течение. Однако, по мере роста и развития ребенка, клиническая картина может меняться и вызывать впечатление, что процесс прогрессирует. Это связанно с нарастанием декомпесации, обусловленным всё большим несоответствием между возможностями нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей среде к растущему организму (Ткаченко Е.С., 2019).

Ведущими причинами развития ДЦП являются повреждения или аномалии развития головного мозга плода. В то же время последствия воздействия патологического фактора зависят не столько от природы вредного фактора, сколько от периода внутриутробного развития, совпадающего с определенным «критическим» этапом, влияющим на дизэмбриогенез, который и формирует патологию ЦНС. Следовательно, все причины, которые могут привести к структурным изменениям ЦНС, в зависимости от периода развития ребенка, можно поделить на три большие группы: пренатальные, интранатальные (в родах) и перинатальные. Значительная доля всех причин приходится на пренатальные патогенетические факторы, в последующем внутриутробная патология часто отягощается интранатальной (Кольцов А.А., Джомардлы Э.И., 2021).

В последние годы растёт количество публикаций, посвященных исследованиям нейроиммунных механизмов, лежащих в основе формирования ДЦП. Так, у больных 4–16 лет с поздней резидуальной стадией ДЦП авторы выявили антимозговые антитела в периферической крови, образующиеся, по мнению исследователей, в ответ на поступление мозговых антигенов (в частности, белка S-100, основного белка миелина, альфа-2-гликопротеина, TNF-a, РНК и ДНК продуктов распада) в результате деструкции нейронов и инициирующие аутоиммунный процесс. Непосредственной параллели между клиническими проявлениями заболевания и
уровнем перечисленных антител не обнаружено, однако отклонения уровня антител у больных детей по сравнению со здоровыми являются достаточно значимыми.

Увеличивается количество работ, изучающих роль наследственной предрасположенности и генетической патологии в структуре ДЦП выделяют семь так называемых красных флажков, когда у ребенка с ДЦП необходимо подозревать генетическую составляющую: нормальная МР-картина; патологический очаг локализован в сером веществе головного мозга; тяжелые клинические проявления при отсутствии в анамнезе перинатального повреждения головного мозга; семейный анамнез наследственного заболевания; прогрессирование или регрессирование тяжелой неврологической симптоматики; изолированная мышечная гипотония; ригидность (вместо спастичности) по результатам клинического обследования; параплегия. (Кольцов А.А., Джомардлы Э.И., 2021).

Согласно последним систематическим обзорам, генетический фактор вероятен у трети всех детей с церебральным параличом, особенно у детей без общеизвестных факторов риска, таких как недоношенность и гипоксия. По данным исследователей, существует значительное количество генетических состояний, фенотипически проявляющихся синдромом ДЦП. Клинически

эти генетические заболеваний могут протекать в виде истинной или мнимой мышечной слабости (инфантильная нейроаксональная дистрофия), в форме диплегии или тетрапареза (адренолейкодистрофия), дистонии (Dopa – зависимая дистония), атаксии (Х-сцепленная спинномозжечковая атаксия). В англоязычной литературе все эти заболевания нередко объединяют под общим термином сerebral palsy mimics (Кольцов А.А., Джомардлы Э.И., 2021).

Патогенез детского церебрального паралича определяется местом локализации в мозге тех или иных патологических процессов: могут развиваться парезы, гиперкинезы, атаксии и другие формы моторной недостаточности. Так, у больных с атактической и атонически-астатической формами ДЦП характерными изменениями являются перивентрикулярная лейкомаляция, уменьшение мозжечка в объеме, атрофия серого вещества, кистозная энцефаломаляция. При гиперкинетических формах патологические изменения локализуются как на корковом, так и на подкорковом уровнях. Для больных со спастическими формами характерные изменения выражены в перивентрикулярном белом веществе с развитием вентрикуломегалии и перивентрикулярных кист. При гемипаретической форме изменения касаются контралатерального (на клинически интактной стороне) полушария мозга с его атрофией, грубыми нарушениями плотности перивентрикулярного белого вещества(Антонов А.Р., 2020).