Файл: Ташкентский университет информационных технологий имени мухаммада алхоразмий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- если встретятся незнакомые термины, обязательно обратиться к словарю и зафиксировать их в тетради.
Все письменные задания выполнять в рабочей тетради.
Если студент пропустил практическое (лабораторное) занятие, он должен самостоятельно проработать данную тему (выполнить лабораторную работу), предоставить преподавателю решение и краткий конспект ответов на вопросы, поставленные к данной теме.
При возврате практической работы студент должен ознакомится с ошибками и выполнить рекомендации преподавателя. Работа над ошибками выполняется в той же тетради и сдается на проверку повторно.
Оценка за практическую работу складывается на основании проверки следующих критериев:
- правильного выполнения работы;
- оформления работы;
- срока сдачи работы;
- защиты.
Практическая работа, выполненная небрежно, не по своему варианту возвращается студенту без проверки.
Студенты, не выполнившие практические работы по дисциплине, к экзамену не допускаются.
Критерии оценивания компетенций
Оценка «отлично» выставляется студенту, если практическое содержание курса освоено полностью, без пробелов; исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает материал; свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний; использует в ответе дополнительный материал все предусмотренные программой задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному; анализирует полученные результаты; проявляет самостоятельность при выполнении заданий.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если практическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические компетенции в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения достаточно высокое. Студент твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если практическое содержание курса освоено частично
, но пробелы не носят существенного характера, большинство предусмотренных программой заданий выполнено, но в них имеются ошибки, при ответе на поставленный вопрос студент допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, наблюдаются нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы, необходимые практические компетенции не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Цель занятия
В производственном корпусе имеется несколько помещений, в которых ведутся работы, имеющие различную пожарную безопасность. Необходимо определить процентную концентрацию C паров ЛВЖ (легковоспламеняющиеся жидкости) в воздухе, рассчитать избыточное давление взрыва паровоздушной смеси V ЛВЖ, W – интенсивность испарения ЛВЖ, .
Пожар - это неконтролируемый процесс горения.
Взрыв - это освобождение большого количества энергии в ограниченном объёме и с ограниченным временем.
Вспышка - быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов.
Возгорание – возникновение горения под воздействием источника
зажигания.
Воспламенение - возгорание, сопровождающееся появлением пламени.
Самовозгорание- явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения вещества при отсутствии источника зажигания.
По степени горючести вещества делятся на: горючие (сгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и негорючие (несгораемые).
Поражающие факторы:
-
в случае пожара:
-
воздействия огня; -
отравление дымом -
воздействие температуры; -
обугливание предметов и конструкций (ожог) - особенно характерно для металлических конструкций; -
уничтожение всего сгораемого, в том числе смерть или трупов; -
взрыв; -
утечка СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества); -
затопление помещений водой; -
материальный ущерб.
в случае взрыва:
-
световое излучение (ожог сетчатки глаза); -
звук (лопнут барабанные перепонки); -
P (разрыв внутренних органов); -
осколочные поля (вторичные факторы); -
завалы и погребения (человек способен выжить 1 - 2 суток); -
повышение температуры тела.
После воздействия поражающих факторов у человека возможны:
ожоги дыхательных путей приводящие к отёку лёгких;
отравление дымом;
ожоги;
переломы, ушибы, разрыв внутренних органов;
комбинированное воздействие.
Для возникновения взрывов и пожаров, необходимо и достаточно выполнить 3 условия:
горючее вещество (дерево, H2, пропан и др.);
окислитель;
источник воспламенения (искра, реакция экзотермии).
Для предотвращения взрывов и пожаров выполняются следующие мероприятия:
Задание предполагает выполнить следующие пункты:
-
Определить возможность воспламенения и распространения паровоздушной смеси ЛВЖ в помещении со свободным объемом V от внешнего источника зажигания. Количество испарившегося ЛВЖ принять равным: этанола – 3,2 бензола – 4,3 ацетона – 2,1 кг/м3. -
Определить, относится ли помещение со свободным объемом V к категории А, если в результате расчетной аварии произошел пролив ЛВЖ в количестве MЛВЖ на пол и его испарение в течении t часов. -
Определить категорию пожарной опасности деревообрабатывающего участка площадью S, на котором одновременно находятся в обработке сосновая древесина массы Q и древесноволокнистые плиты массой P. -
Определить категорию пожарной опасности здания площадью Sзд=2000 м2, если в нем имеется одно помещение площадью SА категории А, а остальные с площадями в пропорции x/y относятся к категориям Б и Д.
Исходные данные
Таблица 1
Последняя цифра номера варианта | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ЛВЖ | Бензол | Этанол | Ацетон | Этанол | Ацетон | Бензол | Бензол | Ацетон | Этанол | Бензол |
η | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | 4,5 | 5 | 5,5 |
S, м2 | 100 | 150 | 250 | 200 | 50 | 200 | 250 | 300 | 250 | 300 |
t | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | 2 | 1 |
Gi кг | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 15 | 25 | 35 |
SA, м2 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 |
x | 10 | 5 | 8 | 4 | 6 | 5 | 3 | 7 | 8 | 9 |
Таблица 2
Предпоследняя цифра номера варианта | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
V | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 |
G | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 4 | 5 | 12 |
Vсв | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 |
KH | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
MЛВЖ, кг | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
y | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Таблица 3
ЛВЖ | Химическая формула и общая молярная масса() | ЛВЖ или П, кг/м3 | Tвсп, OС | Максимальное давление взрыва, Pmax, кПа | Нижний концентрационный предел распространения, % | PH, кПа* |
Ацетон | (CH3)2CO (58) | 2,44 | -19 | 875 | 2,2 | 24,54 |
Бензол | C6H6 (78) | 4,3 | -11 | 900 | 1,2 | 16,03 |
Этанол | CH3CH2OH (46) | 1,94 | 12 | 865 | 3,1 | 7,97 |
* При температуре 25 oС C-12; Н-1; О-16. |
Sзд=2000 м2
Методика решения
1. Определить возможность воспламенения и распространения пламени паровоздушной смеси ЛВЖ в помещении со свободным объемом Vот внешнего источника зажигания. Количество испарившегося ЛВЖ – G.
При решении задачи по п.1 необходимо определить процентную концентрацию паров ЛВЖ в воздухе С, % :
(10.1)
гдеV – свободный объем помещения
VП – объем паров ЛВЖ:
(10.2)
где G – количество паров ЛВЖ, кг/м3,
П – плотность паров ЛВЖ, кг/м3, берем из таблицы 3.
Сравните полученное значение C с нижним концентрационным пределом распространения пламени ЛВЖ (таблица 3.). Сделайте вывод о возможности воспламенения и распространения пламени паров ЛВЖ в данном помещении.
2. Определить, относится ли помещение со свободным объемом V к категории А, если в результате расчетной аварии произошел пролив ацетона в количестве