Файл: Ташкентский университет информационных технологий имени мухаммада алхоразмий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- если встретятся незнакомые термины, обязательно обратиться к словарю и зафиксировать их в тетради.

Все письменные задания выполнять в рабочей тетради.

Если студент пропустил практическое (лабораторное) занятие, он должен самостоятельно проработать данную тему (выполнить лабораторную работу), предоставить преподавателю решение и краткий конспект ответов на вопросы, поставленные к данной теме.

При возврате практической работы студент должен ознакомится с ошибками и выполнить рекомендации преподавателя. Работа над ошибками выполняется в той же тетради и сдается на проверку повторно.

Оценка за практическую работу складывается на основании проверки следующих критериев:

- правильного выполнения работы;

- оформления работы;

- срока сдачи работы;

- защиты.

Практическая работа, выполненная небрежно, не по своему варианту возвращается студенту без проверки.

Студенты, не выполнившие практические работы по дисциплине, к экзамену не допускаются.

Критерии оценивания компетенций

Оценка «отлично» выставляется студенту, если практическое содержание курса освоено полностью, без пробелов; исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает материал; свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний; использует в ответе дополнительный материал все предусмотренные программой задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному; анализирует полученные результаты; проявляет самостоятельность при выполнении заданий.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если практическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические компетенции в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения достаточно высокое. Студент твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если практическое содержание курса освоено частично
, но пробелы не носят существенного характера, большинство предусмотренных программой заданий выполнено, но в них имеются ошибки, при ответе на поставленный вопрос студент допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, наблюдаются нарушения логической последовательности в изложении программного материала.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы, необходимые практические компетенции не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Цель занятия
В производственном корпусе имеется несколько помещений, в которых ведутся работы, имеющие различную пожарную безопасность. Необходимо определить процентную концентрацию C паров ЛВЖ (легковоспламеняющиеся жидкости) в воздухе, рассчитать избыточное давление взрыва паровоздушной смеси V ЛВЖ, W – интенсивность испарения ЛВЖ, .

Пожар - это неконтролируемый процесс горения.

Взрыв - это освобождение большого количества энергии в ограниченном объёме и с ограниченным временем.

Вспышка - быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов.

Возгорание – возникновение горения под воздействием источника

зажигания.

Воспламенение - возгорание, сопровождающееся появлением пламени.

Самовозгорание- явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения вещества при отсутствии источника зажигания.

По степени горючести вещества делятся на: горючие (сгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и негорючие (несгораемые).
Поражающие факторы:

  1. в случае пожара:

  • воздействия огня;

  • отравление дымом

  • воздействие температуры;

  • обугливание предметов и конструкций (ожог) - особенно характерно для металлических конструкций;

  • уничтожение всего сгораемого, в том числе смерть или трупов;

  • взрыв;

  • утечка СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества);

  • затопление помещений водой;

  • материальный ущерб.


  • в случае взрыва:

      • световое излучение (ожог сетчатки глаза);

      • звук (лопнут барабанные перепонки);

      • P (разрыв внутренних органов);

      • осколочные поля (вторичные факторы);

      • завалы и погребения (человек способен выжить 1 - 2 суток);

      • повышение температуры тела.

    После воздействия поражающих факторов у человека возможны:

     ожоги дыхательных путей приводящие к отёку лёгких;

     отравление дымом;

     ожоги;

     переломы, ушибы, разрыв внутренних органов;

     комбинированное воздействие.

    Для возникновения взрывов и пожаров, необходимо и достаточно выполнить 3 условия:

     горючее вещество (дерево, H2, пропан и др.);

     окислитель;

     источник воспламенения (искра, реакция экзотермии).

    Для предотвращения взрывов и пожаров выполняются следующие мероприятия:


    Задание предполагает выполнить следующие пункты:

    1. Определить возможность воспламенения и распространения паровоздушной смеси ЛВЖ в помещении со свободным объемом V от внешнего источника зажигания. Количество испарившегося ЛВЖ принять равным: этанола – 3,2 бензола – 4,3 ацетона – 2,1 кг/м3.

    2. Определить, относится ли помещение со свободным объемом V к категории А, если в результате расчетной аварии произошел пролив ЛВЖ в количестве MЛВЖ на пол и его испарение в течении t часов.

    3. Определить категорию пожарной опасности деревообрабатывающего участка площадью S, на котором одновременно находятся в обработке сосновая древесина массы Q и древесноволокнистые плиты массой P.

    4. Определить категорию пожарной опасности здания площадью Sзд=2000 м2, если в нем имеется одно помещение площадью SА категории А, а остальные с площадями в пропорции x/y относятся к категориям Б и Д.

    Исходные данные

    Таблица 1

    Последняя цифра номера варианта

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    ЛВЖ

    Бензол

    Этанол

    Ацетон

    Этанол

    Ацетон

    Бензол

    Бензол

    Ацетон

    Этанол

    Бензол

    η

    1

    1,5

    2

    2,5

    3

    3,5

    4

    4,5

    5

    5,5

    S, м2

    100

    150

    250

    200

    50

    200

    250

    300

    250

    300

    t

    0,5

    1

    1,5

    2

    2,5

    3

    3,5

    4

    2

    1

    Gi кг

    10

    20

    30

    40

    50

    60

    70

    15

    25

    35

    SA, м2

    50

    60

    70

    80

    90

    100

    110

    120

    130

    140

    x

    10

    5

    8

    4

    6

    5

    3

    7

    8

    9


    Таблица 2

    Предпоследняя цифра номера варианта

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    V

    50

    60

    70

    80

    90

    100

    110

    120

    130

    140

    G

    1

    2

    1

    4

    2

    3

    1

    4

    5

    12

    Vсв

    110

    120

    130

    140

    150

    160

    170

    180

    190

    200

    KH

    5

    1

    2

    3

    4

    5

    4

    3

    2

    1

    MЛВЖ, кг

    2

    4

    6

    8

    10

    12

    14

    16

    18

    20

    y

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10



    Таблица 3


    ЛВЖ

    Химическая формула и общая молярная масса()

    ЛВЖ или

    П, кг/м3

    Tвсп, OС

    Максимальное давление взрыва, Pmax, кПа

    Нижний концентрационный предел распространения, %

    PH, кПа*

    Ацетон

    (CH3)2CO

    (58)

    2,44

    -19

    875


    2,2

    24,54

    Бензол

    C6H6 (78)

    4,3

    -11

    900


    1,2

    16,03

    Этанол

    CH3CH2OH

    (46)

    1,94

    12

    865


    3,1

    7,97

    * При температуре 25 oС C-12; Н-1; О-16.


    Sзд=2000 м2
    Методика решения
    1. Определить возможность воспламенения и распространения пламени паровоздушной смеси ЛВЖ в помещении со свободным объемом Vот внешнего источника зажигания. Количество испарившегося ЛВЖ – G.

    При решении задачи по п.1 необходимо определить процентную концентрацию паров ЛВЖ в воздухе С, % :
    (10.1)
    гдеV – свободный объем помещения

    VП – объем паров ЛВЖ:

    (10.2)
    где G – количество паров ЛВЖ, кг/м3,

    П – плотность паров ЛВЖ, кг/м3, берем из таблицы 3.

    Сравните полученное значение C с нижним концентрационным пределом распространения пламени ЛВЖ (таблица 3.). Сделайте вывод о возможности воспламенения и распространения пламени паров ЛВЖ в данном помещении.
    2. Определить, относится ли помещение со свободным объемом V к категории А, если в результате расчетной аварии произошел пролив ацетона в количестве