Файл: Психологопедагогические основы метапредметного подохода к обучению 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно-ориентировочный блок | |||
1. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствует обучающихся, предлагает способ распределения по группам, настраивает их на работу на уроке. Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к нашему уроку будут слова К. Ушинского: « Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет». Чтобы трудиться и получать от этого удовольствие нужно лучше изучить окружающий нас мир. Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной, научимся её измерять. Прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу. | Принять цели познавательной деятельности Личностные Формирование примера общечеловеческой культуры, ценностного отношения к учению и личности учащегося. |
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания. | Объяснить смысл пословиц и поговорок: Пословицы Всякая работа мастера хвалит. По работе и работника знать. При готовой работе и работника знать. Работа не волк, в лес не убежит; Без труда не выловишь и рыбку из пруда; Берись дружно, не будет грузно. - Какое слово, какой общий смысл объединяет все эти пословицы Как вы понимаете, что такое работа? Давайте прочитаем, как в словаре русского языка объясняется слово работа Спасибо вам у вас глубокие знания понятия «работа» Поговорим о работе с точки зрения физики. Что такое работа с точки зрения физики? | Работа Отвечают Работа – «труд, занятие, дело, упражненье, деланье. Египетская работа – тяжкая и долгая. Черная работа – работа, где не нужно знанье и уменье. Срочная работа – работа, которую нужно окончить в срок. Работа мастера боится. Есть работа, есть и хлеб» (В. Даль) Метапредметные Овладение навыками самостоятельной постановки цели и задач. Развитие диалогической речи, построение умозаключений. ученики предполагают, выдвигают гипотезы. |
3. | Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать уточнение и согласование темы, цели урока с помощью подводящего к теме диалога и продуктивных заданий, зафиксировать причину затруднения. | Вызывает двух учеников дает задание Кто совершает работу с точки зрения физики? Вопрос был один. А мнения разделились – Почему так получилось? Что нам мешает? Именно незнание мешает нам ответить однозначно на вопрос. - Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? | Учащиеся отвечают ответы детей Механическая работа |
4. | Этап моделирования. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении проблемного задания. Соотнести новое знание с правилом в учебнике. | проанализируйте ситуации, изображенные на рисунках Учитель разбивает класс на группы и раздает группам карточки с рисунками Скажите, от каких величин может зависеть работа? Каков же признак совершения работы? Повторим, что мы знаем о силах. Работать будем в группах. «Один в поле не воин»! – Проверяем Давайте выясним как зависит механическая работа от силы Какая зависимость? Приведите примеры, показывающие зависимость работы от пройденного пути. Какая зависимость? С точки зрения математики прямо пропорциональна зависимость записывается каким действием? Запишите формулу механической работы , если : А-работа, F-сила, S-пройденный путь | Дети в группе работают с карточками Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы. Под действием силы тело перемещается Предметные Развитие теоретического мышления в различении причин и следствий. ГИПОТЕЗА: дети выписывают величины, которые считают нужными Перемещение и сила Заполняют таблицу « Виды сил» Сильный человек может выполнить больше работы, чем слабый. Тот, кто несет более тяжелый чемодан совершает большую работу, чем тот, кто несет лёгкий чемодан. Прямо пропорциональная Тот, кто понесет чемодан на 5-й этаж совершит большую работу, чем тот, кто донесет чемодан до 2-го этажа... прямо пропорциональная |
5. | Этап конструирования. Реализация построенного проекта. Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения. | Запишите на доске свои варианты. Каково же определение работы Из формулы видно, что единица работы равна 1 Ньютон умноженный на 1метр,и называется Джоуль Механическая работа совершается, если тело перемещается и если на него действует сила. А сила трения, сопротивления может совершить работу? Как вы думаете? –. Но не мешает ли она нам, например, передвигать шкаф? – В этом случае говорят, сила трения совершает отрицательную работу. – А сила тяжести при поднятии груза помогает? А при опускании? При поднятии сила тяжести совершает отрицательную работу, а при опускании – положительную. Проанализируйте и ответьте, при каких условиях совершается положительная работа, а в каких – отрицательная. И при каких условиях работа равна нулю, то есть совсем не совершается. | Работа=сила*пройденный путь А =F*S Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути Метапредметные Развитие монологической устной и письменной речи при самостоятельном формулировании и записи выводов и определений. Формирование умений работать в группе при распределении социальных ролей. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах. Предметные Знание и понимание внутренней структуры понятия «механическая работа», присвоение способа определения механической работы Да может мешает, еще как при поднятии мешает, а при опускании помогает
|
6. | Этап презентации образовательных продуктов. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи | На примере простейшей задачи давайте попробуем сами составить алгоритм решения расчётных задач по нашей теме. Какую работу совершает сила трения, действующая на кирпич, при его перемещении на 0,4 м? Сила трения равна 5 Н. На какое тело действует сила? - На какое расстояние переместили кирпич? - Чему равна приложенная сила? - Как направлены сила и перемещение? - Какой вывод можем сделать? | 1. кирпич. 2. 0,4 м 3. 5 Н 4.противоположно 5.в формуле для вычисления работы поставим знак минус Предметные Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия устройств, обеспечение безопасности своей жизни. Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы. Умение применять теоретические знания на практике. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися продуктивных заданий, самопроверку, выявление и исправление допущенных ошибок. | Используя данный алгоритм, решите задачу. Петя, масса которого 35 кг, залез на самую высокую верхушку берёзы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя? Поменяйтесь тетрадями и сделайте проверку | Решают задачу (4 116 Дж) Взаимопроверка |
8. | Этап презентации образовательных продуктов. Включение в систему заданий на повторение. Цель: организовать включение нового знания в систему знаний, выработать стратегию решения задания практико-ориентированного и познавательного характера. | Современный стиль работы – это работа команды. Работать опять будем в группах, выполните задания на карточках. | Выполняют задания на карточках. Умение применять теоретические знания на практике. Предметные Умения пользоваться методами научного исследования представлять результаты в виде таблицы. |
9. | Домашнее задание | | |
10. | Рефлексия. Цель: соотнести цель урока и его результаты, провести самооценку работы на уроке, осознать метод построения нового знания и спрогнозировать направления будущей деятельности. | -Давайте начнём подводить итоги урока с того, что вернёмся к вопросу начала урока: Кто из трех ваших одноклассников совершал механическую работу. Поделитесь результатами урока. -Это для меня важно и интересно…. -Я понял, что…. -Я открыл….. -Я научился…. -Мне было трудно… -Мне понравилось (не понравилось)… -Я благодарен…. – Спасибо всем за работу. Работать – это хорошо, а работать быстро, еще лучше! Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке | Ответы делятся впечатлениями об уроке, подводят итоги, демонстрируют, насколько понятным и интересным был урок, какие знания открыли, чему научились, что было трудно и почему |
Таблица «Виды сил»
Характеристика | Виды сил | ||
Сила тяжести | Сила упругости | Сила трения | |
Направление действия силы | | | |
Формула или закон | | | |
Величины, входящие в формулу | | | |
Природа силы | | | |
Алгоритм решения задачи
1.Сила, рассматриваемая в задаче, действует на кирпич.
2. Выделите участок движения, на котором производится воздействие.
3. Определите силу воздействия в ньютонах.
4. Если сила направлена по направлению, либо против направления движения, то:
- поставьте соответствующий знак перед формулой;
- определите пройденный путь в метрах;
- рассчитайте произведение силы на путь.
5. Если направление силы отлично от направления движения, то возможны два варианта:
- если угол между направлениями равен 90º, работа равна 0;
- в других случаях работу по известной формуле определить нельзя.
Дано:
F=5Н
S=0,4 м
А-?
Решение:
Если F и S противоположно направлены, то А= - FS
А = - 5Н*0,4м = - 2 Дж
Ответ: - 2 Дж.
№1. Необходимо рассчитать, какую работу совершит ученик по переносу своего портфеля с учебниками от первой парты к последней. Предложите способ расчета и укажите порядок действий. | |||
приборы | Порядок действий | Расчеты | |
| | | |
№ 2. Известно, что за один удар сердце совершает работу в 1 Дж. Определите какую работу совершит сердце за 1 минуту. Каков порядок ваших действий и способ расчета? | |||
приборы | Порядок действий | Расчеты | |
| | |
№3. Необходимо рассчитать, какую работу совершает ученик выходя к доске со своей парты для выполнения задания. Предложите способ расчета и укажите порядок действий. | ||
приборы | Порядок действий | Расчеты |
| | |
Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС №3.
Учебный предмет: физика
Класс: 7класс
Учебник: Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2017г
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.
Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок «открытия нового знания» по теме «Давление. Единицы давления». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Знание-незнание». В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием «Давление»
Тема | Давление. Единицы давления. | ||
Цель |
| ||
Планируемый результат | УУД | ||
Личностные:
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||
| |||
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Пропедевтика темы данного урока осуществлялась: 2-6 классы-естествознание, 6-7 класс – география, 7 класс - математика |
|
|
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Мотивационно-ориентировочный блок | ||||||
1. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствует обучающихся, предлагает способ распределения по группам, настраивает их на работу на уроке. Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к нашему уроку будут слова Слушаю – забываю. Смотрю – запоминаю. Делаю – понимаю. Конфуций. Чтобы трудиться и получать от этого удовольствие нужно лучше изучить окружающий нас мир. Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной, научимся её измерять. Прошу вас быть на уроке активными, внимательными, помогать учителю и друг другу. | Принять цели познавательной деятельности Личностные Формирование примера общечеловеческой культуры, ценностного отношения к материалу и личности учащегося. | |||
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания. | Достроить предложение и ответьте на вопросы: На демонстрационном столе лежит прибор. Как он называется. Что с его помощью можно измерить? Попробуйте прочитать предложения полностью, обратив внимание на экран. На экране:
Давайте прочитаем, как в словаре русского языка объясняется слово давление Спасибо вам у вас глубокие знания понятия «давление» Поговорим о давлении с точки зрения физики. Что такое давление с точки зрения физики? | Отвечают Тонометр Измерение давление человека.
Метапредметные Овладение навыками самостоятельной постановки цели и задач. Развитие диалогической речи, построение умозаключений. ученики предполагают, выдвигают гипотезы. Степень упругости (газов и жидкости; физических тел). Давление воды. Атмосферное давление [31]. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. | |||
3. | Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать согласование темы и уточнение, зафиксировать причину затруднения, найти цели урока с помощью подводящего к теме диалога и продуктивных заданий. | Вызывает два ученика, выдает задание
Кто производит давление с точки зрения физики? Вопрос был один. А мнения разделились – Почему так получилось? Что нам мешает? Именно незнание мешает нам ответить однозначно на вопрос. - Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? | Учащиеся отвечают ответы детей давление | |||
4. | Этап моделирования. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении проблемного задания. Соотнести новое знание с правилом в учебнике. | Проанализируйте ситуации, изображенные на рисунках Учитель разбивает класс на группы и раздает группам карточки с рисунками Скажите, от каких величин может зависеть давление тела? Каков же признак уменьшения давления Повторим, что мы знаем о давлении. Работать будем в группах. «Один в поле не воин»! – Проверяем Давайте выясним, как зависит давление от силы тяжести. Какая зависимость? Приведите примеры, показывающие зависимость давления от площади опоры. Какая зависимость? С точки зрения математики прямо пропорциональна зависимость а также обратно пропорциональная записывается каким действием? Запишите формулу давления, если : p-давление, F- силаS- площадь опоры. | Дети в группе работают с карточками Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы. Под действием силы тяжести проявляется давление Предметные Развитие теоретического мышления в различении причин и следствий. Гипотеза: давление больше чем меньше площадь опоры. Прямо пропорциональная к силе. Обратно пропорциональная к площади опоры. Давление у мальчика на лыжах меньше, чем у мальчика без них. | |||
5. | Этап конструирования. Реализация построенного проекта. Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения. | Запишите на доске свои варианты. Каково же определение работы Из формулы видно, что единица давления 1 Паскаль Давление проявляет себя при воздействии силы, на поверхность. Можно ли применить другую силу? Как вы думаете? –Допустим силу трения?. При увеличении силы тяжести увеличивается давления тела? Проанализируйте и ответьте, при каких условиях совершается положительная работа, а в каких – отрицательная. И при каких условиях работа равна нулю, то есть совсем не совершается. | Давление равно сила тяжести разделись на площадь опоры p=F:S Давление прямо пропорционально силе тяжести Зависит давление только от силы тяжести Метапредметные Развитие монологической устной и письменной речи при самостоятельном формулировании и записи выводов и определений. Формирование умений работать в группе при распределении социальных ролей. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах. Предметные Знание и понимание внутренней структуры понятия «механическая работа», присвоение способа определения механической работы Да может увеличится так как прямо пропорциональная зависимость | |||
6. | Этап презентации образовательных продуктов. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи | На примере простейшей задачи давайте попробуем сами составить алгоритм решения расчётных задач по нашей теме. Гусеничный трактор ДТ-75М массой 6610 кг имеет опорную площадь обеих гусениц 1,4 . Определите давление этого трактора на почву. Сколько опор у трактора? |
Предметные Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия устройств, обеспечение безопасности своей жизни. Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы. Умение применять теоретические знания на практике. | |||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися продуктивных заданий, самопроверку, выявление и исправление допущенных ошибок. | Используя данный алгоритм, решите задачу. Человек нажимает на лопату силой 600Н. какое давление оказывает лопата на почву, если ширина ее лезвия 20 см, а толщина режущего края 0,5 мм?? Поменяйтесь тетрадями и сделайте проверку | Решают задачу (6000 кПа) Взаимопроверка | |||
8. | Этап презентации образовательных продуктов. Включение в систему заданий на повторение. Цель: организовать включение нового знания в систему знаний, выработать стратегию решения задания практико-ориентированного и познавательного характера. | Современный стиль работы – это работа команды. Работать опять будем в группах, выполните задания на карточках. | Выполняют задания на карточках. Умение применять теоретические знания на практике. Предметные Умения пользоваться методами научного исследования представлять результаты в виде таблицы. | |||
9. | Домашнее задание | | | |||
10. | Рефлексия. Цель: соотнести цель урока и его результаты, провести самооценку работы на уроке, осознать метод построения нового знания и спрогнозировать направления будущей деятельности. | -Давайте начнём подводить итоги урока с того, что вернёмся к вопросу начала урока: Кто из трех ваших одноклассников совершал большее давление. Так заполняем таблицу
«+»- что вы узнали нового «-»- что было не понятно | Ответы делятся впечатлениями об уроке, подводят итоги, демонстрируют, насколько понятным и интересным был урок, какие знания открыли, чему научились, что было трудно и почему |