Файл: Психологопедагогические основы метапредметного подохода к обучению 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Что такое метапредметный подход к обучению?
Как правило, обучающийся, работая с материалами из физики, химии, биологии, истории и так далее, запоминает наиболее важные определения понятий. Применяя метапредметный подход на уроках, ученик делает совсем другое. Он прослеживает происхождение наиболее важных понятий, определяющих эту предметную область знаний. Кажется, он заново открывает эти понятия. И благодаря этому, процесс появления того или иного умения разворачивается перед ним, он «открывает заново» открытие. Если ситуация появления блестящего открытия будет повторно представлена и прожита в классе как реальность, полученные знания никогда не будут забыты. И затем обучающийся обнаруживает, что, несмотря на различные материалы по предмету, он в основном делал то же самое, потому что он работал с той же организацией мышления. Таким образом, нам необходимо передать ученикам не только знания, но и способы работы со знаниями. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Метапредметный подход имеет два смысла:
-
Широком значении - умение ребенка учиться, способность ребенка самостоятельно развиваться и получать социальный опыт. -
В психологическом смысле это самостоятельное усвоение новых знаний, сформирование навыков, так же и сам образовательный процесс.
Организация и регуляция всей деятельности учащегося не имеет зависимости от специально-предметного содержания, так как универсальный характер носит надпредметный и метапредметный характер, и гарантирует саморазвитие личностное и общекультурное. Универсальные образовательные действия обеспечивают этапы для овладения образовательным содержанием и формирования психологических характеристик учащихся. Универсальные образовательные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких методов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках данного образовательного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, умение применять свои знания на практике и способность мыслить нестандартно. Все это заставляет учителя отходить от привычной структуры урока
, традиционных технологий обучения. Также существует необходимость создания метапрограмм совместной учебной деятельности учеников, которые реализуются в процессе решения ситуационных задач и направлены на решение конкретных и личностно важных задач учеников [29].
Говоря о метапредметном подходе, следует отметить основные научные школы, развивающие это направление. Прежде всего, по мнению А.Г. Асмолова [2], изучение метапредметов, способности ученика к саморазвитию и самосовершенствованию посредством осознанного и активного усвоения нового социального опыта, а также способности ученика самостоятельно изучать новые знания для формирования навыки и компетенции, в том числе самостоятельная организация этого процесса. Современный учащиеся способен решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний благодаря компетентностному подходу, который не отменяет важности знаний, а фокусируется на способности использовать полученные знания. С этой позиции прямым результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций, т. е. способности учащихся действовать самостоятельно в ситуациях неопределенности при решении важных для них задач.
В научной школе А. В. Хуторского [37] метапредметный подход основывается на принципе человекосообразности – в умении выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого человека. Автор рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Согласно идеям А. В. Хуторского [38], под метапредметностью понимают выявление, установление и осмысление внутренней связи между знаниями (фактами, законами, закономерностями) разных наук (учебных предметов). Благодаря использованию учителем метапредметности в обучении, учащиеся смогут увидеть процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы.
Метапредметность характеризует выход за границы предметы, но не уход от них. В свою очередь, Ю. В. Громыко, исходя из основной мировоззренческой модели выдающегося психолога В. В. Давыдова, считает, что принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, образцам мыслительной работы, схемам, техникам, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Следовательно, все авторы говорят о наличии общего метапредметного содержания, выводящему ученика за рамки к преподаваемым основам.
Речь в данном исследовании шла лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах обучения в связи с формированием универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного школы. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, а так же рефлексивности по отношению к предметности.
Метапредметы – учебные предметы, предполагающие работу с материалом нескольких учебных предметов сразу:
-
Обучающиеся узнают сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. -
Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: как он мысленно двигался, что именно он мысленно проделал, создал порядок действий у себя в голове. -
На обычных учебных предметах на большом счету знание «пройденного» учебного материала, а на метапредметах – акты спонтанное мышление, осуществляемого индивидуально и так же колективно, с равной ответственностью – и учениками и учителями.
Что такое метапредмет?
Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительно-деятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления – «знак», «знание», «задача» и «проблема» [22].
Метапредмет – «Знак».
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность к схематизации.
Они учатся выражать с помощью схем:
- то, что хотят сказать,
- то, что понимают,
- то, что хотят сделать,
- то, что пытаются промыслить.
Основная цель процесса обучения:
-
обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов. -
обучение детей тому, как функционируют знаки в разных процессах мыследеятельности – понимания, коммуникации, рефлексии, мышления, действия.
Метапредмет – «Знание».
В рамках метапредмета – «Знание» - создает, свой индивидуальный блок. В них входят, такие же способности как работать с понятиями, систематизирующую способность (то есть способность работать с системами знании), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация – это такой идеальный конструктор, который лежит в основе понятия) и так далее. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение новых знаний, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из техник входящих в их состав «знающего незнания». При получении ее, школьники научатся выделять объекты «незнания» в своих знаниях. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, рефлексия, воображение.«Знания» - понимание того, чему главному надо учиться в школе. Ученики в школе будут учиться с интересом только тогда, когда они не только узнают от учителя или учебников о чьих-то открытиях ранее, но могут вновь открыть их или сделать свои собственные.
Метапредмет «Задача».
При изучении метапредмета школьники развивают способности понимать и схематизировать условия, моделировать объект проблемы, разрабатывать решения и разрабатывать процедуры деятельности для достижения поставленной цели. Тип философского и методологического философствования учеников в рамках этого метапредмета связан с процессом определения задач, поиска и отражения средств их решения, с овладением техниками для перевода проблем в задачи.
Метапредмет «Проблема».
Научить человека видеть и понимать ситуацию в целом, вырабатывать свою позицию и уметь ее отстаивать - вот основная задача метапредмета «Проблема».
Данный, метапредмет обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности) учащегося. При попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения [7]. Учащиеся осваивают технику – видеть одно и то же явление одновременно с разных позиций.
Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования [39]:
-
Метод регрессии. -
Метод вживания; -
Метод смыслового видения; -
Метод сравнений; -
Метод графических ассоциаций; -
Метод образного видения; -
Метод фонетических ассоциаций, комбинированный; -
Метод гипотез (рабочих, реальных); -
Метод символического видения; -
Метод наблюдений; -
Метод эвристических бесед; -
Метод ошибок;
Метапредметные технологии представляют собой педагогические способы работы с общением, мышлением, действием, пониманием и рефлексией учеников. Метадисциплинарные технологии, включенные в преподавание предметов, трансформируют сами предметы и педагогический стиль. Использование метадисциплинарных технологий в преподавании традиционных академических дисциплин позволяет ученикам демонстрировать процессы развития научных и практических знаний, реорганизации учебных курсов, в том числе современные проблемы, задачи и проблемы, актуальные для молодежи [9].
Метапредметное обучение
Предполагает новые формы работы с детьми:
-
Организационно – деятельностные игры, -
Проекты, -
Турниры способностей.
Метапредметное обучение является отечественной технологией, позволяющей выводить на новый уровень качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося.
Основные идеи метапредметного подхода:
-
Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания.
-
Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое.
-
Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и «дидактических дрессировок».
-
Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.
- 1 2 3 4 5 6 7 8