Файл: Психологопедагогические основы метапредметного подохода к обучению 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:

  1. все устройства, используемые в задании, известны студентам, понимают все связанные явления; им трудно решить проблему только из-за незнания одного понятия или явления, которое является целью или темой этого урока;

  2. содержание задания не должно предлагать решения проблемы, которую учащиеся решают во время урока;

  3. Вопрос должен вызывать удивление у студентов, вызывать желание решить его [15].

Метапредметные задачи в качестве иллюстраций, подтверждающих точность и важность сделанных теоретических выводов. Например, после выяснения вопроса о связи между скоростью молекул и температурой тела мы можем решить эту проблему; «Те же самые кусочки перманганата калия бросали в стаканы с холодной и горячей водой. В каком из них цвет акварели будет быстрее по всему объему? Решив эту задачу, ученики убедились в точности теоретического заключения.

Использование метаматериальных заданий для проверки степени понимания учащимися материала, изученного на уроке, для его закрепления. Решение проблем в этом случае помогает углубить и усовершенствовать новый материал [7].

Использование заданий с метатемой во время опроса позволяет узнать, насколько правильно, глубоко и осознанно ученик усвоил ранее предоставленный материал. Вызванный ученик получает карточку с текстом задания и всеми необходимыми устройствами. Иногда полезно (если позволяет время) не давать ученику все устройства, необходимые для решения проблемы, или давать им больше, чем требует решение. Затем он должен либо самостоятельно определить, какие устройства отсутствуют, либо выбрать необходимые данные.

Пятнадцать строк и двадцатиминутные аудиторные упражнения, проводимые ученикам и для решения экспериментальных задач с метапредметом с последующим анализом и поиском причин ошибок, очень полезны. Они могут быть даны либо до изучения новых концепций, либо при определении материала.

Один-два раза в учебном году можно проводить контрольные работы по решению метапредметных задач. Их содержание, количество, число вариантов однотипных задач подбирает учитель в зависимости от наличия лабораторного оборудования в физическом кабинете. В отличие от упражнений контрольные работы по решению метапредметных задач проводятся при полной самостоятельности учащихся.


Особый интерес для учеников представляет решение экспериментальных задач метаматериала как домашней работы, которая может быть как общей, одинаковой для всех, так и индивидуальной. Во всех случаях учитель должен быть уверен, что для домашних экспериментов ученики найдут необходимые приборы и предметы.

Наиболее сложные метапредметные задачи могут широко использоваться в работе физического круга и в элективных классах.

Занимательные метапредметные задания можно использовать во время физических вечеров и так далее.

Обобщенные уроки дают прекрасную возможность систематизировать знания и навыки при разработке программных материалов.

На таких уроках можно формировать следующие метапредметные умения:

  1. Способность устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;

  2. Способность адекватно оценивать правильность или ошибочность учебного задания;

  3. Способность действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  4. Умение выдвигать гипотезы в решении образовательных задач и понимать необходимость их проверки;

  5. Умение организовывать образовательное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определить цели и роли участников;

  6. Умение ориентироваться в жизненных ситуациях.

Роль новой формы обучения - метапредметных семинаров - возрастает.

Развитие общеобразовательных навыков у учеников является важной задачей при модернизации учебного процесса.

Общеобразовательные навыки - это умение работать с учебниками, справочниками, составлять планы, писать рефераты, рефераты и использовать различные источники. Эти навыки необходимы не только для успешного обучения в школе, но и для будущей работы в народном хозяйстве и на производстве [27].

В процессе обучения у школьников формируются базовые общеобразовательные навыки: пересказ содержания учебного параграфа, умелое построение сюжета из картинки, устный просмотр ответов учеников, составление простых и сложных планов, а также общеобразовательные навыки измерения - цена деления, округление чисел, использование весов, приборы для текущих измерений и так далее.

Взаимодействие усилий учителей разных предметов по формированию у учащихся навыков самообразования следует рассматривать как одно из перспективных направлений реализации метапредмета.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Методика формирования ключевых компетенций обучающихся


Развитие общих навыков ученика является важной задачей модернизации учебного процесса.

Общеобразовательные навыки - это умение работать с учебником, справочниками, составлять план, писать резюме, реферат, использовать различные источники. Эти навыки необходимы не только для успешного обучения в школе, но и для будущей работы в народном хозяйстве, на производстве [17].

В процессе обучения формируются базовые общеобразовательные навыки для учеников: повторение содержания учебного параграфа, умелое построение историй из рисунка, устный обзор ответов учащихся, подготовка простых и сложных планов, а также общеобразовательные навыки измерения - цена деления, округления чисел, использования весов приборы для измерения тока и другое.

Содействие усилиям преподавателей различных предметов в формирование у учащихся навыков самообразования следует рассматривать как одно из перспективных направлений для реализации метапредметов.

Физика, как ключевой представитель системы естественных и научных знаний, обладает огромным социальным и гуманитарным потенциалом, и современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методологического внимания и усилий на раскрытии и использовании этого потенциала. Эта практика позволила нам определить следующую структуру для реализации «метапредмета» на уроках физики и после уроков:

1)уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из других учебных предметов (физика, география, химия, астрономия, история и другие):

Выберите оборудование, которое вам нужно

    • Соберите установку.

    • Какой вывод можно сделать из результатов эксперимента?

    • Продемонстрируйте свой опыт и прокомментируйте его следующим образом:

    • Какие предположения были проверены в опыте?

    • Что наблюдалось во время эксперимента?

    • Какое оборудование было выбрано на основе опыта и почему?

2) ученик успешно выполняют свою домашнюю работу в течение всего года.

Исследование 1

    • Рассмотрите медицинский термометр (термометр) для измерения температуры вашего тела. Проанализировав полученную информацию, запишите ее в таблицу: Значение деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Точность термометра.

    • Измерьте свою температуру. Запишите результат измерения в таблицу.

    • Выскажите свое предположение о физическом явлении, лежащем в основе действия (работы) термометра.


Исследование 2

  • Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).

  • С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь — столовой ложки, чайной ложки, чашки.

  • После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу: Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.

Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу [45].

4) Для практического применения универсальных учебных занятий я предлагаю систематические упражнения. Например:

  1. Используя рулетку, измерьте длину и ширину вашей комнаты и рассчитайте ее площадь.

  2. Длина демонстрационного стола в физическом кабинете составляет 2,4 м, выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.

  3. 24 часа в сутки. Выразите это время в минутах и ​​секундах. Сохраните эти цифры в стандартной форме [46].

5) Обобщенные занятия имеют большое значение. Чтобы сознательно составить устное утверждение в устной и письменной форме, я предлагаю ученикам использовать блок-схемы, такие как:

    • Устройство, устройство, механизм -

1) принцип действия; 2) устройство; 3) цель;4) условия использования; 5) запрос;

    • физическое количество -

1) формула расчета; 2) обозначение; 3) определение;4) единица измерения; 5) измерительное устройство.

Учащиеся 9-11 классов активно участвуют в подготовке и проведении деловых игр по темам, связанным с курсом физики. Это:

1. Попытка электронизации.

2. Встреча конструкторского бюро (Тепловые двигатели).

3. «Мы строим электростанцию».

4. Заседание правительственного аппарата "Экологические проблемы региона" и другие.

6) Я использую решение нетрадиционных систематизирующих задач в профильном обучении. Это задачи, которые не выходят за рамки школьной программы, но требуют нестандартного подхода к решению. Рассмотрим задачи на тему «Молекулярная физика и основы термодинамики». Особое место занимают задачи перевода графика конкретного газового процесса из одной системы координат в другую. В этом случае необходимо правильно зарегистрировать функциональные зависимости между параметрами термодинамической системы в соответствии с состоянием задачи и получить требуемую функцию параметра в требуемых координатах [47].


Задача. Как изменялось давление газа во время процесса, изображенного на координатной плоскости?



Координатная плоскость.

Решение. Проведем серию изобар в координатах (V, T) (рис. 1), представляющих собой прямые, проходящие через начало координат. Очевидно, что на участке 1-2 давление падает, а на участках 2-3 и 3-1 – возрастает [48].

7) Метапредметные результаты уроков физики средней школе:

    • способность самостоятельно получать новые знания, организовывать образовательные мероприятия, ставить цели, планировать, контролировать себя и оценивать результаты своей деятельности, а также способность предвидеть возможные результаты своих действий;

  • формирование способности воспринимать, обрабатывать и представлять информацию в устной, изобразительной, символической форме, анализировать и обрабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, подчеркивать основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и формулировать их [49];

    • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, освоение универсальных педагогических действий с использованием примеров гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвинутых гипотез, разработка теоретических моделей процессов или явлений;

  • Овладение методами действия в нестандартных ситуациях, овладение эвристикой и методами решения задач;

  • Опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения когнитивных проблем;

  • Развитие монологического и диалогового языка, умение выражать свои мысли и слушать собеседника, понимать его точку зрения и признавать право другого человека на другое мнение;

  • Развитие навыков работы в группе, выполняющей различные социальные роли, представление и защита своих взглядов и убеждений, проведение дискуссии [50].

Отражение результатов деятельности (происходит в различной форме на каждом уроке). Для диагностики и формирования познавательных универсальных образовательных действий целесообразны следующие виды заданий: найти различия (можно указать их количество); поиск избытка; Лабиринты; упорядоченность; цепь; гениальные решения; составление схем поддержки; работа с разными типами таблиц; составление карт и признание; работа со словарями; находить ошибки;