Файл: Психологопедагогические основы метапредметного подохода к обучению 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 1
Глава 1. Психолого-педагогические основы метапредметного подохода к обучению 7
1.1.Что такое метапредметный подход к обучению? 8
1.2.Ключевые компетенции учащихся 15
1.3. Преимущество метапрограмм перед обычными учебными программами. 30
Глава 2. Методика формирования ключевых компетенций обучающихся на основе реализации метапредметного подхода к обучению физики. 41
2.1. Пути осуществления метапредметного подхода к обучению на уроках физики. 41
2.1.Методика формирования ключевых компетенций обучающихся 49
2.2.Апробация методики формирования ключевых компетенций учащихся 56
Заключение 81
Список литература 83
Введение
Международная программа оценки образования PISA (International Student Assessment Programme) проводится каждые 3 года, начиная с 2000 года, и финансируется Организацией экономического сотрудничества и развития. Целью этих масштабных тестов является оценка навыков учащихся в различных видах образовательной деятельности: точных науках, математике, компьютерах и чтении [22].
В рейтингах PISA наша страна занимает позиции ниже среднего, так как задачи в данных тестах не имеют классического вида. Задачи требуют от ученика самостоятельного исследования. Задания PISA проверяют не заученный материал по географии, биологии, обществознанию и физике, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: природные ресурсы, здоровье человека, экология, окружающая среда, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача - предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. По результатам тестирования видна следующая картина: российские школьники не обладают большим количеством подобных навыков.
Система образования эволюционирует и стремится перестроиться к новому времени. Первостепенной задачей современного образования является подготовка учащегося к жизненным испытаниям, о которых он и не подозревает. Первостепенная задача современной школы - не только усвоении уже установленных знаний, но и в их применении, в умении преодолевать жизненные испытания, а так же гарантировать их когнитивное
, общекультурное, личностное развитие и способность к обучению учащихся. Данные цели являются ядром новых образовательных стандартов.
Сегодня введение федеральных государственных образовательных стандартов открывает обширное пространство для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Старая система образования работала на принципе передачи знаний от педагога к обучающемуся. Принцип работы современной системы образования сосредоточен на том, чтобы научить ученика использовать самостоятельно знания, ставить цели в образовании, изобретать способы реализации. Например, учащийся сам должен планировать свой образовательный маршрут и стать «первопроходцем». «Необходимо, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель контролировал этот самостоятельный процесс и обеспечивал его материалом». Педагогу важно правильно построить образовательный процесс.
В основу ФГОС заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Данный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и уже с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире [30].
«Мета» означает стоящий «за». Первым известным метапредметом была «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики». Первоначально так называли философские книги Аристотеля, не включающие в себя физику, но посвящённые первопричинам бытия. Сегодня же метафизика – это учение о началах всего сущего.
Предметы, относящиеся к определённому числу дисциплин, связаны с метадисциплиной. Но свою очередь метапредмет имеет отношение к определенному циклу предметов, а их содержание к индивидуальному предмету. В следствии выстраивается иерархия компетенций.
А.В. Хуторской называет основные образовательные компетенции ценностями - семантическими, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникационными, социальными - и личностным развитием [1].
В современных условиях внедрения образовательного стандарта в школьную практику становятся актуальными вопросы, связанные с достижением образовательных результатов метапредметов. Концепция компетентности подтверждается позицией психолого-педагогического исследования через особенности личности, которые определяют способность человека организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели, а также желание использовать знания и навыки на практике. Навыки в области метапредмета представлены как ключевые и рассматриваются как реализация универсальной образовательной деятельности. Его обучение предназначено как процесс преднамеренного и организованного овладения социальными субъектами
целостными и устойчивыми чертами и характеристиками, необходимыми для приобретения навыков самостоятельной деятельности, готовности применять знания и навыки и проводить универсальные образовательные мероприятия. Метатема может быть реализована различными способами.
В новой системе знания и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития индивидуальности учащегося. Проектно-созидательный подход позволяет нам достичь этой цели, в которой процессы проектирования и исследования объектов в целостном мире и поиска отношений между ними на первом месте.
В настоящее время в образовании существует всего три уклада: информационно-тестовый, связанный с внедрением ЕГЭ, уклад ЗУНовский, доставшийся нам в наследство еще от советской школы, мыследеятельностный уклад.
Между этими укладами ведется в настоящее время острая содержательная борьба. Соответственно, между разными типами дидактик, лежащих в их основе, тоже. И мирным решением острой борьбы может стать только переход на ФГОС нового поколения, которые в свою очередь трактуют метапредметный подход. Соответственно данная тема является актуальной на данный момент, так как среднее образование переходит полностью на ФГОС, начиная с седьмых классов заканчивая одиннадцатыми. В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, они и являются объектами исследования данной работы. Результаты метапредметного обучения позволяют предположить, что у учащихся будет развиваться уверенная ориентация в различных дисциплинарных областях, благодаря сознательному использованию философского и общего предмета при изучении школьных предметов, владение базовыми общеобразовательными навыками логико-познавательного характера, умение организовывать учебную деятельность, базовые универсальные навыки познавательного характера, моделирование информации как основного метода получения знаний, широкий спектр навыков использования информационные и коммуникационные технологии для сбора, хранения, преобразования и передачи информации различного типа, базовые исследовательские навыки, проведение виртуальных экспериментов, методы для освоения новых инструментов, основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества с коллегами.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью формирования метапредметных результатов обучения в соответствии с требованием ФГОС и недостаточной разработанностью методического сопровождения для реализации этого требования.
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: «Какой должна быть методика реализации метапредметного подхода к преподаванию физики для успешного формирования ключевых компетенций обучающихся».
Цель исследования – изучение возможности использования метапредметного подхода к формированию ключевых компетенций учащихся.
Объект исследования - процесс обучения физике в средней школе.
Предмет исследования – процесс формирования ключевых компетенций учащихся на основе реализации метапредметного обучения физике.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация метапредметного подхода к обучению физике будет способствовать успешному формированию ключевых компетенций обучающихся.
Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:
-
выявить состояние проблемы использования метапредметного подхода к обучению для формирования ключевых компетенций обучающихся; -
выделить основные метапредметы, формирование которых наиболее эффективно при изучении физики; -
разработать методику формирования ключевых компетенций обучающихся на основе реализации метапредметного подхода к обучению; -
провести апробацию предлагаемой методики.
Методологической базой исследования являются идеи развития личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.); теория применения системного подхода в образовании (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков и др.); работы, посвященные компетентностному подходу в обучении (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.); труды по методологии метапредметного подхода в обучении (А. Г. Асмолов, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской и др.).
Экспериментальной базой исследования является муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко» Степновского муниципального района Ставропольского края, с. Степное.
Глава 1. Психолого-педагогические основы метапредметного подохода к обучению
Новые требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта к результатам обучения требуют кардинальной перестройки преподавания, основой которой будет метапредметность как метод достижения высокого уровня образованная.
В новой системе образования, знания и навыки не являются целью всего обучения, а лишь средством развития личности обучающегося. Учитель же в данной системе должен быть архитектором для построения индивидуальных навыков учащихся. Технология формирования теоретического мышления и универсальных методов деятельности как принцип интеграции образовательного контента основана на метапредметном подходе. Метапредметный подход, на котором основана новая дидактика, включает в себя реорганизацию подготовки специалистов, при которой можно было бы передавать требуемый контент не как информацию, которую нужно запомнить, а как информацию для разумного использования. Перспективность метапредметного подхода в образовании привела к большому интересу к современной педагогической науке как к изучению метапредметного подхода в целом, так и к его применению в определенных учебных курсах и областях знаний. Метапредметный подход позволяет нам обеспечить переход от существующей практики фрагментации знаний к объектам к целостному образному восприятию мира и помочь ребенку освоить эти методы деятельности, которые будут применимы к ним в образовательном процессе и в решении проблемы в реальных жизненных ситуациях. Метапредмет как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных методов деятельности, позволяет гарантировать формирование целостного образа мира в сознании детей. При таком подходе учащиеся формируют подход к изучаемой теме как системе познания мира, выраженной в цифрах в математике, в химии вещества, художественных образах литературы, телах и областях физики. Метапредмет подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются повсюду, и учитель, который использует его, раскрывает некоторые из их аспектов. Метапредмет сочетают в себе идею объективности и в то же время чрезмерную субъективность, идею рефлексивности по отношению к объективности. Учащийся учится одинаково работать с новой концепцией на другом материале. Условия создаются для того, чтобы ученик начал задумываться о своем рабочем процессе: что именно он делал мысленно, как он двигался мысленно, когда восстанавливал генезис той или иной концепции [26].