Файл: Психологопедагогические основы метапредметного подохода к обучению 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
провести эксперимент; история рисованием; завершить предложение; подбор текстовых терминов и так далее. Для проверки уровня сформированности экспериментальных навыков студентов я провожу контрольные лабораторные работы. Кроме того, исходя из структуры эксперимента, я предполагал, что учащиеся должны в первую очередь выполнять следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; проверить условия эксперимента; разработать эксперимент; выбрать необходимое оборудование, материалы, инструменты; собрать установку; проводить разработанные эксперименты; производить расчеты; на основе анализа сделать выводы. Результаты наблюдений, тестовые анализы, опросы учеников приведены в таблице [32].
Сводная таблица результатов эффективности овладения учащимися 8-х классов основными видами учебно-познавательной деятельности в 2019-2020 учебном году.
В заключение следует отметить, что сегодня учитель должен стать разработчиком новых педагогических ситуаций, новых задач, призванных использовать обобщенные методы деятельности и создавать продукты, позволяющие учащимся овладеть знаниями. Поэтому сегодня важно не только дать ребенку как можно больше знаний, но и обеспечить его общее культурное, личностное и когнитивное развитие, чтобы вооружить себя таким важным умением, как способность к обучению. Это основная задача новых образовательных стандартов, призванных реализовать потенциал развития общеобразовательной школы и одно из основных направлений деятельности учителя [17].
Для проверки гипотезы исследования и апробации предлагаемой методики нами были разработаны технологические карты. Для классов, в которых не первый год введены новое поколение ФГОС.
Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС №1.
Класс:8класс
Учебный предмет: физика
Учебник: Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2019г
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.
Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок «открытия нового знания» по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Знание-незнание». В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием «количество теплоты»
Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС №2.
Учебный предмет: физика
Класс: 7класс
Учебник: Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2017г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.
Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок «открытия нового знания» по теме «Механическая работа». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Знание-незнание». В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием «работа»
Сводная таблица результатов эффективности овладения учащимися 8-х классов основными видами учебно-познавательной деятельности в 2019-2020 учебном году.
Виды деятельности | 8-е классы | ||
Оценка учителя | Уровень овладения (T) | Само оценка | |
Эксперимент | Сентябрь-0.35 Май-0.5 | Низкий средний | Сентяюрь-0.38 Май-0.6 |
Наблюдение | 0.28 0.4 | Низкий средний | 0.55 0.7 |
Работа с книгой | 0.4 0.7 | Средний высокий | 0.56 0.9 |
Систематизация знаний | 0.28 0.4 | Низкий средний | 0.20 0.4 |
В заключение следует отметить, что сегодня учитель должен стать разработчиком новых педагогических ситуаций, новых задач, призванных использовать обобщенные методы деятельности и создавать продукты, позволяющие учащимся овладеть знаниями. Поэтому сегодня важно не только дать ребенку как можно больше знаний, но и обеспечить его общее культурное, личностное и когнитивное развитие, чтобы вооружить себя таким важным умением, как способность к обучению. Это основная задача новых образовательных стандартов, призванных реализовать потенциал развития общеобразовательной школы и одно из основных направлений деятельности учителя [17].
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Апробация методики формирования ключевых компетенций учащихся
Для проверки гипотезы исследования и апробации предлагаемой методики нами были разработаны технологические карты. Для классов, в которых не первый год введены новое поколение ФГОС.
Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС №1.
Класс:8класс
Учебный предмет: физика
Учебник: Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2019г
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.
Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок «открытия нового знания» по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Знание-незнание». В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием «количество теплоты»
Тема | Количество теплоты | ||
Цель |
| ||
Планируемый результат | УУД | ||
Личностные:
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные:
Учащиеся получат возможность научиться:
| |||
| |||
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Пропедевтика темы данного урока осуществлялась: 2-6 классы-естествознание, 4-8 класс - математика |
|
|
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Мотивационно-ориентировочный блок | ||||||
1. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для зарождения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствует обучающихся, предлагает способ распределения по группам, настраивает их на работу на уроке. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с новыми физическими величинами, научимся их измерять. Прошу вас быть на уроке проявлять активность, внимательность, помогать учителю и друг другу [50]. | Воспринять цели познавательной деятельности Личностные Формирование примера общечеловеческой культуры, ценностного отношения к учению и личности учащегося. | |||
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: организация актуализации мыслительных операций, изученных способов действий, необходимых для проблемного изложения нового знания. | Отвечают на вопросы:
| Работа Отвечают
Метапредметные Овладение навыками самостоятельной постановки цели и задач. Развитие диалогической речи, построение умозаключений. ученики предполагают, выдвигают гипотезы. | |||
3. | Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать уточнение и согласование темы, цели урока с помощью подводящего к теме диалога и продуктивных заданий, зафиксировать причину затруднения. | Вызывает двух учеников дает задание
Что приобретают и теряют физические тела? Вопрос был один. А мнения разделились – Из-за чего так получилось? Что может приобрести? Именно незнание мешает нам ответить однозначно на вопрос. - Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? | ответы детей Количество теплоты | |||
4. | Этап моделирования. Конструирование плана формирования знаний. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении проблемного задания. Организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Соотнести новое знание с правилом в учебнике. | Просмотрите картинку и составьте гипотезу о данной ситуации, изображенные на рисунках Учитель разбивает класс на группы и раздает группам карточки с рисунками Скажите, от каких величин может зависеть количество теплоты? Каков же причины повышения количества теплоты? Повторим, что мы знаем о теплоте. Работать будем в группах. «Один в поле не воин»! – Проверяем Давайте выясним как зависит количество теплоты от массы тела Какая зависимость? Приведите примеры, показывающие зависимость количество теплоты от температуры. Какая зависимость? С точки зрения математики прямо пропорциональна зависимость записывается каким действием? Запишите единицу измерения теплоты , если : Q- количество теплоты Джоули (Дж) – единица измерения | Ученики в группе работают с карточками Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы. Количество теплоты зависит от массы тела и рода вещества Предметные Развитие теоретического мышления в различении причин и следствий. ГИПОТЕЗА: дети выписывают величины, которые считают нужными Количество теплоты Заполняют таблицу Прямо пропорциональная Чем выше нагреть предмет тем больше будет количество теплоты предмета | |||
5. | Этап конструирования. Реализация построенного проекта. Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения. | Запишите на доске свои варианты. Каково же количество теплоты Количество теплоты зависит от массы тела. А род вещества будет мешать в повышении количество теплоты?? – масса играет прямопропорциональную зависимость с температурой? Проанализируйте и ответьте, при каких условиях совершается положительная работа, а в каких – отрицательная. И при каких условиях работа равна нулю, то есть совсем не совершается. | Количество теплоты которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое при остывании), зависит от массы тела, от изменения его температуры и рода вещества. Метапредметные Развитие монологической устной и письменной речи при самостоятельном формулировании и записи выводов и определений. Формирование умений работать в группе при распределении социальных ролей. Формирование умений перерабатывать, и воспринимать предъявлять информацию в различных формах. Предметные Знание и понимание внутренней структуры понятия «количество теплоты», присвоение способа определения количество теплоты Да может так количество теплоты зависит от рода вещества, массы и температуры. | |||
6. | Этап презентации образовательных продуктов. Первичное закрепление с комментированием в речи. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи | На основе приобретенных знаний выясним единицу измерения количество теплоты. | Единица измерения количества теплоты Джоуль Предметные Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия устройств, обеспечение безопасности своей жизни. Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы. Умение применять теоретические знания на практике. | |||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися продуктивных заданий, самопроверку, выявление и исправление допущенных ошибок. | Используя приобретённые знания решите следующую задачу. В упражнении №6 на странице 24 | Решают задачу Взаимопроверка | |||
8. | Этап презентации образовательных продуктов. Включение в систему заданий на повторение. Цель: организовать включение нового знания в систему знаний, выработать стратегию решения задания практико-ориентированного и познавательного характера. | Современный стиль работы – это работа команды. Работать опять будем в группах, выполните задания на карточках. | Выполняют задания на карточках. Умение применять теоретические знания на практике. Предметные Умения пользоваться методами научного исследования представлять результаты в виде таблицы. | |||
9. | Домашнее задание | | | |||
10. | Рефлексия. Цель: соотнести цель урока и его результаты, провести самооценку работы на уроке, осознать метод построения нового знания и спрогнозировать направления будущей деятельности. | Заполняем таблица
«+»- что вы узнали нового «-»- что было не понятно | Заполняют таблицу |
Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС №2.
Учебный предмет: физика
Класс: 7класс
Учебник: Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2017г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.
Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок «открытия нового знания» по теме «Механическая работа». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Знание-незнание». В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием «работа»
Тема | Механическая работа | ||
Цель |
| ||
Планируемый результат | УУД | ||
Личностные:
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные:
Учащиеся получат возможность научиться:
| |||
| |||
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Пропедевтика темы данного урока осуществлялась: 2-6 классы-естествознание, 6 класс – география, 7 класс - математика |
|
|