Файл: Психологопедагогические основы метапредметного подохода к обучению 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
провести эксперимент; история рисованием; завершить предложение; подбор текстовых терминов и так далее. Для проверки уровня сформированности экспериментальных навыков студентов я провожу контрольные лабораторные работы. Кроме того, исходя из структуры эксперимента, я предполагал, что учащиеся должны в первую очередь выполнять следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; проверить условия эксперимента; разработать эксперимент; выбрать необходимое оборудование, материалы, инструменты; собрать установку; проводить разработанные эксперименты; производить расчеты; на основе анализа сделать выводы. Результаты наблюдений, тестовые анализы, опросы учеников приведены в таблице [32].

Сводная таблица результатов эффективности овладения учащимися 8-х классов основными видами учебно-познавательной деятельности в 2019-2020 учебном году.

Виды деятельности

8-е классы

Оценка учителя

Уровень овладения (T)

Само оценка

Эксперимент

Сентябрь-0.35 Май-0.5

Низкий средний

Сентяюрь-0.38 Май-0.6

Наблюдение

0.28

0.4

Низкий средний

0.55

0.7

Работа с книгой

0.4

0.7

Средний высокий

0.56

0.9

Систематизация знаний

0.28

0.4

Низкий средний

0.20

0.4

В заключение следует отметить, что сегодня учитель должен стать разработчиком новых педагогических ситуаций, новых задач, призванных использовать обобщенные методы деятельности и создавать продукты, позволяющие учащимся овладеть знаниями. Поэтому сегодня важно не только дать ребенку как можно больше знаний, но и обеспечить его общее культурное, личностное и когнитивное развитие, чтобы вооружить себя таким важным умением, как способность к обучению. Это основная задача новых образовательных стандартов, призванных реализовать потенциал развития общеобразовательной школы и одно из основных направлений деятельности учителя [17].

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Апробация методики формирования ключевых компетенций учащихся


Для проверки гипотезы исследования и апробации предлагаемой методики нами были разработаны технологические карты. Для классов, в которых не первый год введены новое поколение ФГОС.

Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС №1.

Класс:8класс

Учебный предмет: физика

Учебник: Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2019г

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.

Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок «открытия нового знания» по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Знание-незнание». В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием «количество теплоты»


Тема

Количество теплоты

Цель

  • Содержательная: сформировать представление о понятии «количество теплоты», сформировать умение вычислять количество теплоты; изучить единицу измерения количества теплоты; исследовать условия, при которых повышается количество теплоты и понижается; сформировать зависимость количества теплоты от массы тела;

  • Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Планируемый результат

УУД

Личностные: 

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  2. Развитие навыков сотрудничества фронтальной работы с учителем.

  3. Развитие работы в парах.

  4. Развитие работы индивидуальной.

Регулятивные: 

  1. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

  2. формирование умения тайминга (временной промежуток) и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно формировать новые учебные цели и задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели;

  • Индивидуально строить план достижения задач и целей.

Познавательные: 

  1. построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Коммуникативные: 

  1. организация работы в парах и в группах,

  2. использование речевой аппарат для выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  3. построение устных и письменных докладов, в соответствии с установленной коммуникативной целью.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • брать на себя активность в организации совместного действия; брать во внимание разные интересы и мнения и обосновывать собственную позицию;

  • принимать участие в коллективном обсуждении проблемы.




Организация пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Пропедевтика темы данного урока осуществлялась:

2-6 классы-естествознание,

4-8 класс - математика

  • Учебник,

  • тетрадь,

  • компьютер,

  • доска,

  • мультимедийный проектор и экран,

  • лабораторное оборудование на каждый стол: термометр, спиртовая горелка, штатив с лапкой, колориметр

  • карточки с индивидуальными заданиями

  • Листы контроля и бланки ответов.



  • работа в парах

  • индивидуальная работа

  • фронтальная (коллективная) работа

  • ИКТ.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационно-ориентировочный блок

1.

Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для зарождения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

 Приветствует обучающихся, предлагает способ распределения по группам, настраивает их на работу на уроке.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с новыми физическими величинами, научимся их измерять. Прошу вас быть на уроке проявлять активность, внимательность, помогать учителю и друг другу [50].

Воспринять цели познавательной деятельности

Личностные  Формирование примера общечеловеческой культуры, ценностного отношения к учению и личности учащегося.


2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: организация актуализации мыслительных операций, изученных способов действий, необходимых для проблемного изложения нового знания.


Отвечают на вопросы:

  1. От чего зависит температура тела?

  2. Как называются явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры?

  3. Тепловое движение – это…

  4. Назвать два вида механической энергии

  5. Назвать два способа изменения внутренней энергии

  6. Теплопередача может осуществляться тремя способами…

  7. Хорошую теплопроводность имеют

  8. Плохую теплопроводность имеют

  9. Самая низкая теплопроводность

  10. Чем переносится энергия при конвекции

  11. Назвать два вида конвекции

  12. Почему жидкости и газы нагревают снизу

  13. Почему не происходит конвекция в твердых телах

  14. Чем отличается передача энергии излучением от других видов теплопередачи

  15. Назвать основной источник тепла на Земле





Работа
Отвечают

  1. от скорости движения молекул

  2. (тепловыми)

  3. беспорядочное движение частиц из которых состоят тепла)

  4. кинетическая и потенциальная

  5. совершение работы, теплопередача

  6. теплопроводностью, конвекцией, излучением металлы

  7. дерево, стекло, пух

  8. в вакууме

  9. самими струями газа или жидкости

  10. естественная, искусственная

  11. что бы происходила конвекция

  12. не могут образоваться потоки вещества происходит в вакууме солнце

Метапредметные Овладение навыками самостоятельной постановки цели и задач.

Развитие диалогической речи, построение умозаключений.

ученики предполагают, выдвигают гипотезы.


3.

Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать уточнение и согласование темы, цели урока с помощью подводящего к теме диалога и продуктивных заданий, зафиксировать причину затруднения.


Вызывает двух учеников дает задание

  1. Металл нагрелся на солнце

  2. Вода стала холодной

  3. Растаяло мороженное

Что приобретают и теряют физические тела?

Вопрос был один.  А мнения разделились

– Из-за чего так получилось?

Что может приобрести?

Именно незнание мешает нам ответить однозначно на вопрос.
- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?


ответы детей
Количество теплоты

4.

Этап моделирования.

Конструирование плана формирования знаний.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении проблемного задания. Организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Соотнести новое знание с правилом в учебнике.

Просмотрите картинку и составьте гипотезу о данной ситуации, изображенные на рисунках

Учитель разбивает класс на группы и раздает группам карточки с рисунками



Скажите, от каких величин может зависеть количество теплоты?

Каков же причины повышения количества теплоты?

Повторим, что мы знаем о теплоте. Работать будем в группах. «Один в поле не воин»!

– Проверяем

Давайте выясним как зависит количество теплоты от массы тела

Какая зависимость?

Приведите примеры, показывающие зависимость количество теплоты от температуры.

Какая зависимость?

С точки зрения математики прямо пропорциональна зависимость записывается каким действием?

Запишите единицу измерения теплоты ,

если : Q- количество теплоты

Джоули (Дж) – единица измерения

Ученики в группе работают с карточками

Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы.
Количество теплоты зависит от массы тела и рода вещества

Предметные Развитие теоретического мышления в различении причин и следствий.
ГИПОТЕЗА: дети выписывают величины, которые считают нужными

Количество теплоты

Заполняют таблицу

Прямо пропорциональная

Чем выше нагреть предмет тем больше будет количество теплоты предмета

5.

Этап конструирования.

Реализация построенного проекта.
Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения.


Запишите на доске свои варианты.

Каково же количество теплоты

Количество теплоты зависит от массы тела.

А род вещества будет мешать в повышении количество теплоты??
– масса играет прямопропорциональную зависимость с температурой?

Проанализируйте и ответьте, при каких условиях совершается положительная работа, а в каких – отрицательная. И при каких условиях работа равна нулю,

то есть совсем не совершается.


Количество теплоты которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое при остывании), зависит от массы тела, от изменения его температуры и рода вещества.

Метапредметные Развитие монологической устной и письменной речи при самостоятельном формулировании и записи выводов и определений.

Формирование умений работать в группе при распределении социальных ролей.

Формирование умений перерабатывать, и воспринимать предъявлять информацию в различных формах.

Предметные Знание и понимание внутренней структуры понятия «количество теплоты», присвоение способа определения количество теплоты

Да может так количество теплоты зависит от рода вещества, массы и температуры.

6.

Этап презентации образовательных продуктов. Первичное закрепление с комментированием в речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи

На основе приобретенных знаний выясним единицу измерения количество теплоты.


Единица измерения количества теплоты Джоуль

Предметные Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия устройств, обеспечение безопасности своей жизни.

Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы.

Умение применять теоретические знания на практике.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися продуктивных заданий, самопроверку, выявление и исправление допущенных ошибок.

Используя приобретённые знания решите следующую задачу.

В упражнении №6 на странице 24

Решают задачу

Взаимопроверка

8.

Этап презентации образовательных продуктов. Включение в систему заданий на повторение.
Цель: организовать включение нового знания в систему знаний, выработать стратегию решения задания практико-ориентированного и познавательного характера.

Современный стиль работы – это работа команды. Работать опять будем в группах, выполните задания на карточках.

Выполняют задания на карточках.

Умение применять теоретические знания на практике.

Предметные Умения пользоваться методами научного исследования представлять результаты в виде таблицы.

9.

Домашнее задание







10.

Рефлексия.

Цель: соотнести цель урока и его результаты, провести самооценку работы на уроке, осознать метод построения нового знания и спрогнозировать направления будущей деятельности.

Заполняем таблица

+

-

Интересно

«+»- что вы узнали нового

«-»- что было не понятно


Заполняют таблицу



Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС №2.

Учебный предмет: физика

Класс: 7класс

Учебник: Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2017г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.

Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок «открытия нового знания» по теме «Механическая работа». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Знание-незнание». В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием «работа»


Тема

Механическая работа

Цель

  • Содержательная: сформировать представление о понятии «механическая работа», сформировать умение вычислять механическую работу; исследовать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;

  • Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Планируемый результат

УУД

Личностные: 

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

  1. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

  2. формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Познавательные: 

  1. построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Коммуникативные: 

  1. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

  2. использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

  3. построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.




Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Пропедевтика темы данного урока осуществлялась:

2-6 классы-естествознание,

6 класс – география,

7 класс - математика

  • работа в парах

  • индивидуальная работа

  • фронтальная (коллективная) работа

  • ИКТ.

  • Учебник,

  • тетрадь,

  • компьютер,

  • доска,

  • мультимедийный проектор и экран,

  • лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный

  • диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

  • карточки с индивидуальными заданиями

  • Листы контроля и бланки ответов.