Файл: Понятие преступлений против общественного порядка 5 Общественный порядок, как объект уголовноправовой охраны 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Широкое понимание предполагает и конституционно-правовые отношения, и гражданско-правовые, и иные связи.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации, Россия является демократическим государством3. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а реализация прав и свобод человека и гражданина не должна ущемлять права и свободы других лиц
Понимание общественного порядка в более узком смысле этого слова представляется предпочтительным. В этом смысле общественный порядок как социально-правовая категория включает в себя не всю систему общественных отношений, регулируемых социальными нормами, а лишь некоторые из них, которые формируются в различных сферах жизнедеятельности. Такое понимание общественного порядка имеет большое практическое значение, способствует совершенствованию правового регулирования общественного порядка и совершенствованию деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти в борьбе с преступностью.
А.М. Воронов определяет, что «общественный, порядок, - это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих, слаженную и устойчивую совместную жизнь людей»4.
На наш взгляд, последнее определение может быть принято, но с оговоркой. Конечно, общение не может существовать без наличия четких правил поведения, без социальных норм, которые являются необходимой предпосылкой для рационализации коммуникативных отношений. Именно так достигается соответствие между поведением индивида и интересами других людей и общества в целом. Но прочный порядок в сфере коммуникации, общественный порядок - это не сами правила поведения, нормы, а конечный результат соблюдения правил поведения, норм. Центр тяжести, основа порядка коммуникативных отношений, лежит в плане реализации гражданами социальных норм, регулирующих эти отношения.
По мнению Е.И. Куприянова, общественный порядок воплощается в создании обстановки общественного спокойствия, внешних условий, благоприятных для жизнедеятельности людей
, а общественная безопасность проявляется в создании безопасных условий при обращении с источниками повышенной опасности и проведении работ повышенной опасности5.
В то же время А.В. Точка обращает внимание на то, что общественный порядок достигается через рационализацию общественных отношений с использованием всех видов регулирования, а общественная безопасность - только через реализацию двух групп норм - правовых и технических6.
Так что, по-видимому, последняя позиция является наиболее предпочтительной. Общественная безопасность и общественный порядок, хотя и находятся в одной плоскости обеспечения нормального существования общества и взаимозависимы, как и все элементы социального механизма, но они вполне автономны и «ответственны» за каждый из своих социальных секторов.
Поддержать иную точку зрения не представляется возможным в силу целого ряда обстоятельств. Во-первых, в законе осуществлено отграничение общественной безопасности от общественного порядка, на что прямо указывает формулировка раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ. Подобным образом сам законодатель кивает и взаимосвязь указанных явлений, и в то же время их относительную самостоятельность.
Во-вторых, рассматриваемые две категории охватывают систему достаточно обособленных, хотя и взаимосвязанных общественных отношений, о чем свидетельствует содержание части 1 статьи 2 УК РФ, определяющей задачи охраны общественного порядка и общественной безопасности как отдельные проблемы, которые уголовное право призвано решать. К такому выводу приводит анализ других нормативных актов. В частности, содержание ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»7 также четко указывает на два самостоятельных направления деятельности полиции: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Следовательно, в источниках права прослеживается тенденция к отграничению рассматриваемых категорий друг от друга.
По мнению автора А.В. Шемелина, к преступлениям против общественного порядка следует относить только хулиганство и вандализм8.
Все посягательства на общественный порядок подразделяются на такие виды:
- аморальный проступок;
- административное правонарушение;
- преступление.
Они отличаются друг от друга по степени тяжести нарушений общественных отношений, составляющих содержание общественного порядка. Каждый из этих видов обладает определенным зарядом антиобщественности. Эго-это материальный критерий, поскольку оно выражает социально-политическое содержание нарушения общественного порядка.
Тяжесть этих нарушений зависит от многих объективных и субъективных факторов: специфики нарушенных коммуникативных отношений между людьми, тяжести последствий, способа, места, времени нарушения, формы вины, характера мотивов и целей, личности правонарушителя и др.
Критерий разграничения преступлений против общественного порядка определяется также содержанием, характеристиками и видами нарушенных социальных норм, регулирующих и охраняющих общественный порядок. Различие между анализируемыми преступлениями основывается на характере применяемых санкций, т. е. на характере ответственности виновных.
Такая ответственность может быть разной - моральной, социальной, юридической. Последние два критерия выражают внешнюю формальную сторону акта. Они дополняют основной материальный признак нарушения общественного порядка.
Преступления против общественного порядка относятся к наиболее тяжелым нарушениям социального общения людей. Согласно точке зрения, изложенной в работе Н.А. Колоколова, и др., преступления представляют собой качественно особый вид общественно опасных правонарушений, посягающих на условия существования общества9.
Таким образом, существенно необходимый, коренной материальный признак преступлений, в том числе и преступлений против общественного порядка - общественная опасность. По этому признаку они качественно отличаются от других видов правонарушений. Этот вывод вытекает из анализа уголовного закона.
Так, в ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».
Иными словами, закон прямо признает наличие признака общественной опасности в преступлениях и его отсутствие в незаконных, но незначительных деяниях, составляющих сущность преступлений. Такие незначительные деяния считаются преступлениями всех видов, которые, хотя и имеют формальное сходство с преступлениями, не понимают их по закону, так как они лишены признака общественной опасности.
Подводя итог вышесказанному, мы приходим к следующему: несмотря на многообразие и широкий выбор решений рассматриваемого вопроса, наиболее устоявшимся является мнение, что к преступлениям против общественного порядка относятся хулиганство, вандализм и массовые беспорядки.
Наличие в действующем законодательстве уголовных норм об ответственности за преступления против общественного порядка обусловлено важностью общественных отношений, которым такие преступления причиняют вред, их известной распространенностью и, наконец, необходимостью борьбы с ними посредством уголовного наказания. В результате уголовные нормы, предусматривающие ответственность за нарушение общественного порядка, теперь социально обусловлены.
§ 2. История развития законодательства об ответственности за преступления против общественного порядка
Формирование системы преступлений против общественного порядка в нормах отечественного уголовного законодательства напрямую коррелирует с процессом становления российского общества как целостного социального организма. До XIX века шло активное формирование не только национального государства, но и социума россиян как устойчивой общности граждан своего государства, признающих его нравственные, религиозные, моральные и правовые нормы. В связи с этим виды преступлений, непосредственно посягающих на общественный порядок, были неизвестны в начале развития российского уголовного права.
Вместе с тем следует согласиться с уже ранее процитированным утверждением Я.В. Гармышева, что «отсутствие самого понятия «общественный порядок» в словарном обиходе Древней Руси не значило, однако, отсутствия целенаправленной деятельности в отношении общества со стороны государства»10.
Процесс становления государства в России и, соответственно, формирования категории «Общественный порядок» был тесно связан с развитием идей христианства. Именно его идеи послужили идеологической основой для укрепления княжеской власти. Постулаты Христианства способствовали упорядочению не только государственной, но и социальной структуры.
В середине XVII в. происходит укрепление позиций православного вероучения как духовного и государственного начала российского общества. Наряду с этим формируется ряд противоречий между идеологией церкви и жизнью населения, что неизбежно приводит к массовым проявлениям (неповиновение, бунты, погромы, раскол). - По мере ухудшения состояния государства возникает потребность в уголовном правосудии для охраны порядка отправления религиозных обрядов, культовой архитектуры и т.д.
Именно с этим процессом следует связывать начало инкорпорации ответственности за преступления против общественного порядка в Национальное уголовное законодательство. Отсюда и семантические корни названия одного из самых распространенных преступлений против общественного порядка – хулиганство. Подобные акты хулиганства в рассматриваемый исторический период в России обозначались согласными с ним словами: «хула», «богохульство».