Файл: Понятие преступлений против общественного порядка 5 Общественный порядок, как объект уголовноправовой охраны 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мере того как философские идеи «персонализма» и «теории общественного договора» проникали в российское общество, оказавшееся на почве нарастающих социальных противоречий, росло и число актов, нарушающих общественный порядок.
Уже к середине XIX в. возникла необходимость в более эффективных мерах противодействия хулиганским проявлениям в связи с обретением ими выраженной самостоятельности и стабильным ростом. Показательно, что в этот период происходит разграничение хулиганства - административного проступка и хулиганства уголовно наказуемого.
В конце XIX века в научный оборот вводится новый термин – «правопорядок», он также начинает использоваться в официальных документах. Формирование в российском уголовном законодательстве обновленной теории и взглядов на такие институты, как преступление и наказание, создало предпосылки для декриминализации ряда преступлений против церкви. В то же время деяния, которые в первую очередь оскорбляли народную мораль, посягали на выработанные веками общечеловеческие ценности, сохраняли признаки хулиганства и оставались наказуемыми. К ним относятся «мародерство» и «жестокость».
В конце XIX века-начале XX века. Национальная уголовная доктрина породила дискуссию о правовой природе хулиганства. Некоторые дореволюционные юристы называли хулиганство особым преступлением и поэтому считали необходимым дать ему определение в Уголовном кодексе.
Однако другие считали, что никакого хулиганства как такового нет, а есть только хулиганские потребности или хулиганские настроения. Его характерным признаком они считали безмотивность и отсутствие цели.
Тем не менее, уже в 1913 г. Министерство юстиции подготовило и внесло в Государственную Думу законопроект о борьбе с хулиганством. Однако оно не содержало, как и прежде, определения хулиганства. Разработчики законопроекта пояснили, что «точно указать в законе, какие преступные деяния следует считать хулиганством, не представляется возможным, поскольку хулиганство-это, по сути, нюанс преступления, а по хулиганским мотивам может быть совершено любое преступное деяние»11.
Статус самостоятельного состава преступления хулиганство в России получило 1 июля 1922 г. 4 Согласно ст. 176 УК РСФСР 1922 г. хулиганство определялось как «озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия». Особенно, следует подчеркнуть, что относилось хулиганство к преступлениям против жизни, здоровья, чести и достоинства личности.
В Уголовном кодексе 1926 г. по большей части сохранены те же подходы к классификации особой части, что и в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. Пересмотренное название также предусмотрено гл. 8 «Нарушение правил охраны общественного здоровья, общественной безопасности и общественного порядка», которые первоначально содержали 14 элементов преступлений, включая нарушение правил обращения с мощными токсичными веществами (статья 179), взрывчатых веществ, снарядов, огнестрельного оружия и холодного оружия, легковоспламеняющихся вещества и предметы и едкие вещества (статья 182), нарушение правил, касающихся установки механических двигателей (статья 189)12.
Ряд норм, предусматривающих общеопасные преступления, содержался в гл. 2 «Преступления против порядка управления»: массовые беспорядки (ст. 59.2, 59.3), бандитизм (ст. 59.4), хулиганство (ст. 74), неисполнение или нарушение правил производства строительных и горных работ (ст. 108).
Редакции норм о массовых беспорядках и бандитизме, за небольшими уточнениями, практически не изменились по сравнению с Кодексом 1922 г.
В дальнейшем динамика регламентации хулиганства шла по пути уточнения содержания его объекта и объективной стороны. Именно поэтому, несмотря на то, что редакция диспозиции ст. 74 УК РСФСР 1926 г. (хулиганство) была аналогична диспозиции ст. 176 УК РСФСР 1922 г., данная норма относилась уже к «иным преступлениям против порядка управления».
Далее, Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 29 марта 1935 г. «О мерах борьбы с хулиганством» была ужесточена ответственность за квалифицированное хулиганство, в силу чего санкция ч.2 ст.74 УК стала предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
В последующем указе Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на работе» термин «хулиганство» был заменен на «хулиганство, совершаемое в общественных местах, на предприятиях или в учреждениях».
Указ предусматривает, что «хулиганские действия, совершенные в общественных местах, на предприятиях или в учреждениях, наказываются лишением свободы на срок до одного года, если по своему характеру они не караются более тяжким наказанием, чем предусмотрено законом». 16 августа 1940 года Часть 1 статьи 74 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года была приведена в соответствие с декретом Союза. В результате мелкое хулиганство в течение 16 лет было совершенно необоснованным и являлось уголовным преступлением.
Очевидный перекос в законодательных установлениях стал преодолеваться после кончины И.В. Сталина. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за мелкое хулиганство» от 19 декабря 1956 г. мелкому хулиганству вновь возвращен статус административного проступка13.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1961 г. за его совершение предусматривается наказание в виде ареста на срок от 3 до 15 суток или штрафа от 10 до 30 руб.
Серьезной систематизации и конкретизации подверглись преступления против общественного порядка в УК РСФСР 1960 г. Он содержал самостоятельную главу 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья граждан»14.
В теории уголовного права после принятия вышеупомянутого Уголовного кодекса был разработан следующий подход для классификации преступлений против общественного порядка. Они были разделены на следующие группы:
1) общие виды преступлений против общественного порядка (хулиганство, ст. 206; угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества - ст. 207; создание группы, наносящей вред здоровью граждан (позднее - посягательства на личность и права граждан под прикрытием религиозных обрядов)) - статья 227; производство или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости - статья 2281; надругательство над могилой - статья 229; умышленное уничтожение, уничтожение или повреждение культурных памятников - статья 230; жестокое обращение с животными - статья 2301);
2) нарушения общественного порядка, представляющие собой проявления паразитизма (приобретение имущества, о котором известно, что оно было получено преступным путем, статья 208; организация азартных игр - статья 2081; систематическая практика бродяжничества или попрошайничества - статья 209; злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования – ст. 2091);
3) преступления против общественного порядка, нарушающие основополагающие моральные принципы в области сексуальных отношений и воспитания несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность - статья 210; воспитание несовершеннолетних в состоянии алкогольного опьянения - статья 2101; вовлечение несовершеннолетних в немедицинское употребление наркотиков и другие наркотические средства, - статья 2102; содержание притонов и расходных материалов - статья 226; производство или продажа порнографических предметов - статья 228).
Первая статья главы – ст. 206 УК РСФСР – предусматривала ответственность за хулиганство. Под ним в соответствии с ч.1 понимались умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу.
Таким образом, это были уже не «озорные» действия (этот термин вряд ли отражал истинный уровень общественной опасности хулиганства), а действия, серьезно нарушающие общественный порядок. 206 УК РФ объектом хулиганства был признан общественный порядок. Квалифицируемой в качестве вида запугивания была умышленная драка, под которую подпадали те же деяния, совершенные лицом, уже судимым за хулиганство, либо в связи с сопротивлением представителя власти или представителя общественности, принимающего на себя обязанности по охране общественного порядка, либо отличающиеся своим исключительным содержанием цинизма или дерзости. Злостное хулиганство каралось лишением свободы на срок до пяти лет.
В третьей части статьи предусматривалась ответственность за мелкое хулиганство, совершенное лицом, к которому дважды в течение года применялись меры общественного или административного воздействии за мелкое хулиганство15. Это была норма с административной преюдицией. Наказывалось деяние исправительными работами на срок до одного года или штрафом до пятидесяти рублей. Признак «особая дерзость» понимался судами согласно сложившейся ранее и сохранившейся в этой части практике как нанесение потерпевшему побоев и легкого, менее тяжкого либо тяжкого телесного повреждения.
Весьма высокий верхний предел санкции ч. 2 ст. 206 УК РСФСР 1960 года разрешалось охватить составом хулиганства причинение вреда здоровью (кроме тяжкого), не требуя дополнительной квалификации. Проявлениям «особой дерзости» приписывалось, кроме того, уничтожение чужого имущества в процессе хулиганства, а также хулиганские действия без последствий, если они отличались длительностью.
Уголовное регулирование общественной безопасности получило новый импульс в начале 1980-х годов, когда процесс разработки национального законодательства был непосредственно связан с активизацией развития Международного уголовного права. В то время терроризм стал самым опасным преступлением, затрагивающим общие интересы различных государств, и поэтому международное сообщество назвало его прежде всего терроризмом.
Система преступлений против общественного порядка претерпела значительные изменения. Фактически Глава 24 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит только три состава преступлений, которые несомненно относятся к интересующей нас группе – хулиганство, вандализм и неоднократное нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Доктрина уголовного права также не дает четкого определения степени нарушения общественного порядка, как это будет видно далее16.
Поэтому по сравнению с Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. система рассматриваемых преступлений была существенно сокращена, что фактически привело к ее нивелированию в контексте преступлений против общественной безопасности17.
В последующем Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. была изменена редакция ч.1 ст.206, которая стала звучать следующим образом: «Хулиганство, то есть умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, – наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до одного года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом от тридцати до пятидесяти рублей»1 . 5 июня 1981 г. ст. 206 УК РСФСР 1960 г. вновь подверглась изменениям на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за хулиганство»18.
Таким образом, Советская уголовная доктрина рассматриваемого периода признавала хулиганство одним из самых опасных преступных деяний, поскольку оно оскорбляет честь и достоинство советских граждан. Справедливо утверждалось, что хулиганство лежит в основе целой серии серьезных нападений и последствий, и что на самом деле это «начальная школа» преступности.
Поэтому очевидно, что эволюция Института уголовной ответственности за преступления против общественного порядка, включая процессы криминализации деяния, в дореволюционный период привела к формированию их системного понимания.