Файл: Доклад по Философии по теме Философия древней греции и рима Работу студентка 1 курса группы 02022261.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ДОКЛАД

по Философии

по теме

Философия древней греции и рима

Работу выполнила: студентка 1 курса

группы 02022261

Чужинова Татьяна Алексеевна

2023 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…..3

Ранняя греческая философия………………………………………………………….…6

Школы древнегреческой философии……………………………………………………....8

Социокультурные предпосылки возникновения древнегреческой философии………..11

Кризис полисной системы и софисты………………………………………………….....13

Классические греческие философы…………………………………………………….....14

История римской философии…………………………………………………………...19

Римская философия………………………………………………………………………...23

Культура Римской империи…………………………………………………………….…24

Важнейшие особенности и основные течения………………………………………… ..28

Заключение…………………………………………………………………………..…….31

Список литературы……………………………………………………………………….32

Введение

Философию древних греков и древних римлян называют античной фи­лософией — (с 6 в. до н.э. до 6 в. н.э.) 

 1200 лет существования.

Именно в ней берёт начало западная философия. Во все времена мыслите­ли возвращаются к мудрецам античности как источнику мудрости, образцу мышления.

Сам термин «фило-софия» ("phileo"-люблю,"sophia"-мудрость) возникает тоже здесь в противоположность «Софосу» - мудрецу-пророку, обладавшему «Софией» - божественной мудростью. Философ - это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, и свойство удивляться лежит в природе человека. Философия - это любовь человека к истине. Цицерон гово­рил, что «не любить философию всё равно, что не любить собственную мать».


Традиционно выделяют следующие этапы античной философии:

Ранняя классика (натуралисты, досократики). Главные проблемы «Физис» и «Космос», его строение.

Средняя классика (Сократ и его школа, софисты). Главная проблема - сущность человека.

Высокая классика (Платон, Аристотель, их школы). Главная проблема -
синтез философского знания, его проблем, методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Синека, Эпиктет, Аврелий и др.)

  Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со 2 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н. э.

Античная философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в V в. до н. э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В VI в. и даже в V в. до н. э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга.

Античная философия — совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции (VII—III вв. до н. э.) и в Древнем Риме (II в. до н. э- — III в. н. э.).

èФилософия в Элладе возникает как мировоззрение промышленно-торгового класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Возникает она в Ионии — передовой части Эгейского мира, расположенной на западном побережье полуострова Малая Азия и состоящей из 12 самостоятельных полисов (Милет, Эфес, Клазомены, Фокея и др.).

Философия возникает в уникальных условиях античной, то есть полисной демократии. Здесь впервые все вопросы решались не отдельными группами избранных людей, но в дискуссии на общем собрании. У древних греков не было профессиональных управленцев и бюрократов, так как в процессе образования все молодые люди получали максимальный объем знаний. При этом необходимость доказывать свою точку зрения стимулировало развитие мышления, и главной целью в Полисе стало знание, то есть логически доказанная информация в отличие от «мнения», которое выражало собой некритическое мифологическое мышление.



Общая характеристика античной философии и её периодизация. В любой философской системе конкретного исторического периода выделяются явления и соответствующие ему понятия, которые объединяют всё мировоззрение, делает его цельным. В античности таким понятием стал Космос, сквозь призму которого греки рассматривали мир и пытались разобраться в нем.

Космос воспринимался ими как гармоничное, живое, чувственно-воспринимаемое целое («гармония сфер»). В этом состоит специфика античной философии в отличие от философии Древнего Востока, где человек воспринимал мир через состояние мистической сосредоточенности (нирвана), от средневековой философии, где мир воспринимался через образ Бога, от европейской философии Нового времени, в которой центральным понятием стала наука, от современной философии, главным понятием для которой является культура.

Всю античную философию принято разделять на ряд периодов в зависимости от того, в каком положении прибывает Полис, какие трансформации он испытывает.

Выделяют три периода:

1. ранний период – период расцвета Полиса (в теории), период досократики (до Сократа).

2. период кризиса Полиса, начиная с Сократа – классический период.

3. период распада и угасания Полиса – поздняя античная философия.

На протяжении всех этих этапов происходила борьба мифологического и научно-философского мировоззрения, результатом которой стало становление, как науки, так и философии. В истории античной философии проявляется важная закономерность развития европейской философии: единство и борьба двух основных типов философского мировоззрения — материализма и идеализма.

Ранняя греческая философия.


Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период - расцвет древнегреческой философии (V - IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период( III в. до н.э.-IV в. н.э.) - это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.


Греческие философы, как и их восточные коллеги, стремились познать мир как единое целое, находящееся в непрерывном движении. Они пытались разобраться в природе бытия — вещественно оно или духовно? Одни выдвигали в качестве первоосновы всего существующего различные природные стихии: воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Другие, напротив, считали первоосновой нечто бестелесное, неосязаемое: числа (Пифагор), эйдесы — идеи (Платон), форму (Аристотель).

Конечно, в их взглядах на природу было много наивного, так как научного эксперимента ещё не существовало. Однако недостаток конкретных знаний компенсировался великолепной прозорливостью. Их стремление жить и мыслить в единстве с природой, ощущать себя соучастниками космического процесса, позволяло им гениально угадывать действительные связи вещей и явлений, тонко чувствовать закономерности движения и развития всего сущего. Античных философов-энциклопедистов с полным правом можно назвать великими интуитивными диалектиками.



Греческие философы были заядлыми спорщиками. Диалог был естественной формой их мышления. Не случайно первоначальное значение слова "диалектика" трактовалось как "умение спорить". Спорили обо всём: о первооснове бытия, о том, существует ли пустота (небытие), об источниках движения вещей, о наилучшем государственном устройстве, о смысле жизни, о возможностях человеческого познания и т.п.

Школы древнегреческой философии.

До Сократа. Ранний период устойчивости Полиса, который сохранял свое изономическое единство, что привело к высшим достижениям искусства и политической сферы (победа греков над персами, век Перикла, возвышение Афин).

Поскольку общественная жизнь не представляла для греков проблемы в этот период, то социум и отдельный человек интересовали их слабо. Греки исследовали в основном внешнюю природу, преодолевая при этом  мифологический антропоморфизм. Для антропоморфического мышления нет никаких объективных закономерностей. Их заменяет воля богов и других мифологических существ.

Преодолевая этот «божественный произвол» первые философы пытались поставить на место мифологических объяснений постоянно действующие причины – законы природы. Вместо мифологического вопроса «Кто все создал?» они ставили «Из чего все произошло?». Современная наука для ответа на этот вопрос использует экспериментально-практические методы. Древние греки не знали эксперимента и пользовались чисто логическими заключениями. По средствам таких умозаключений они приходили к выводу, что солнце – не бог «Гелиос», а огненный шар, океан не бог «Нептун», а просто море воды. И как следствие в природе действуют не боги, а естественные причины.


Эти причины первые философы называли «первоначало», то есть те простейшие элементы, из которых складывается мир или природа. В зависимости от характера этих первоначал выделяют различные направления школы досократической философии: 

1.Милетская школа (VI в. до н. э.) включала в себя ряд философов, которых относят к первым мудрецам.

Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскую. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была натурфилософия или философия природы.

Ее представители искали первоначало всего существующего в мире («архэ») и считали им материальные образования: Фалесисходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды. Вода – первоэлемент мира, из которого возникла суша и все живые существа, в море погрузится природа после окончания очередного исторического цикла.  Все из воды и все в воду`, так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ, астроном, математик. Анаксимен, в качестве первоэлемента выделяет воздух.  Анаксимандр, который выделяет апейрон («неопределенное»), то есть некую бессмертную схему конкретных предметов в качестве первоначала.

2. Элейская школа завершила формирование древнегреческой философии. Ее представители (элеаты) в противоположность Гераклиту утверждали, что мир устойчив и не подвижен, в нем есть только бытие, то есть устойчивость.

Ксенофан выделил единство мира как философскую проблему: мир — нечто единое, это единое есть бог.

Парменид развил понятие единого миробога Ксенофана в понятие единого бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Вместе с тем Парменид был метафизиком: он учил о неизменности бытия. Он впервые прибегает к доказательству философского тезиса. Парменид выдвинул тезис: «Бытие есть, небытия нет», поскольку, если бы небытие существовало, то оно бы уже обладало бытием. Отсюда углубление этой идеи: поскольку небытия нет и никакого развития, так как любое развитие связано с переходными состояниями, то есть с периодами небытия.