Файл: Доклад по Философии по теме Философия древней греции и рима Работу студентка 1 курса группы 02022261.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсюда мир абсолютно устойчив, а все, что представляется изменениями это лишь вторичные приходящие проявления не связанные с сущностью мира. В этом так же есть немалая истина.

— Зенон (ученик Парменида) разграничил знания и обыденные представления, сформулировав апории («безвыходные положения») — «Дихотомия» (разрубание надвое), «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». Поставленные им проблемы единства и множества, движения и покоя окончательно не разрешены и поныне. Зенон вторым после Парменида стал применять доказательство.

Зенон в своих притчах (апориях) или «противоречиях» наглядно показал, что если человеческое мышление будет настаивать на подвижности, изменчивости и на делимости мира, то оно неизбежно запутается в неразрешимых противоречиях. Тогда придется утверждать, что летящая стрела на самом деле не летит (поскольку в делимом пространстве она покоится относительно окружности фрагментов пространства), а быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху (расстояние между ним и ею может делиться до бесконечности). Отсюда мир устойчив и неподвижен.

В школе элеатов ( Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.

Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.

3. Пифагорейская школа (VI—IV вв. до н э). Пифагор и его последователи первоэлементами всех вещей считали числа. Этим был сделан переход от наглядно-образного к понятийно-аналитическому стилю мышления.

Материализм и, идеализм как два главных философских направления были впервые достаточно систематизированы Демокритом и Платоном, которые дальше развили понятие бытия как вечного и неделимого, но объясняли его по-разному. Поэтому материализм получил название «линии Демокрита», а идеализм — «линии Платона».

Социокультурные предпосылки возникновения древнегреческой философии.

Античность – важнейший период в истории человечества, который охватывает 1200 – 1500 лет, примерно VII век до нашей эры до 5-6 веков нашей эры.

Античная культура включает в себя не только культуру древней Греции, но и
культуру многих регионов Европы, Азии, Африки, но античная философия почти целиком есть продукт древнегреческой культуры.

Основой древней культуры был Полис, то есть город-государство все жители которого взаимодействовали по принципу изономии (изо – равенство, номос – закон), то есть культура была изономической.

К возникновению Полиса привели уникальные социокультурные условия в восточном средиземноморье, где на осколках прежней греческой культуры Восточного типа (Крито-микенская цивилизация) при развитии торговых связей и росте городов сложилась уникальная городская культура. Здесь мышление человека опиралось не столько на опыт предков, сколько на опыт и волю конкретного индивида. Поэтому философия возникает через критику мифологического мышления с присущим ему антропоморфизмом.

Философия возникает при отделении умственного труда от физического. Поскольку в Полисе тяжелый физический труд выполняли рабы, а домашним хозяйством занимались женщины, торговлей – чужестранцы, то у свободных мужчин Полиса образовался ресурс для занятия теоретической деятельностью.

Древнегреческая философия получает свое первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземноморья - Ионии (гг. Милет, Эфес и др.). В VII-VI вв. до н. э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада и основал в бассейне Средиземноморья более 70 колоний и поселений. В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень производство и культуру.

       Завоевательные походы персов на рубеже VI-V вв. до н. э. привели к упадку экономической и культурной жизни в малоазиатских колониях греков, а руководящая роль Афинского государства в борьбе греков против персов способствовала огромному подъему в V в. Афин, которые становятся центром культурной и научной жизни греческого мира.

      Развитие технических знаний не могло не сказаться на быстром развитии научно-теоретического мышления греков. Так, сделанные Архимедом открытия в механике сохраняют свое значение до настоящего времени. Выдающийся древнегреческий географ Эратосфен измерил окружность Земли с ошибкой всего на несколько десятков километров и предпринял первую плодотворную попытку создать карту нашей планеты. Большие успехи были достигнуты в медицине, известной именами Гиппократа (V-IV вв. до н. э.) и Герофила (IV-III вв. до н. э.).



      Расцвет древнегреческой науки находил соответствующее выражение в философских обобщениях античных мыслителей. Так, Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы. Он же предпринимает попытку обоснования причинности в природных процессах.

      Некоторые исследователи полагают, что главная и основная мудрость греческих мыслителей заключается в размышлениях о политике и морали, в том, что греческий разум прежде всего был устремлен на познание, воспитание и совершенствование человека, а не на преобразование природы 


Кризис полисной системы и софисты.

Вслед за относительно кратковременным периодом расцвета полиса наступает его кризис.

Дело в том, что производственно-экономическая основа полиса была ограниченной, полис представлял собой локальное социокультурное образование и потому любое развитие, расширение контактов объективно разрушало прежнее единство. В процессе развития у людей появлялись свои личные интересы, не сводимые к интересам полисного целого. Общественное и индивидуальное стало расходиться друг с другом, наступал кризис культуры. Однако всякий кризис стимулирует мышление людей, заставляя их искать пути преодоления кризиса. В истории человеческой культуры все периоды развития всегда оплачивались социальной деградацией. «Сова Минервы вылетает в полночь» (Гегель).

Первыми теоретиками, которые выразили эту тенденцию в области философии, стали софисты, назвавшие себя учителями мудрости. Поскольку новые условия экономической и политической жизни породили индивидуализм, вызвали у людей потребность отстаивать свои права в спорах, в судах и дискуссиях, то софисты опирались на энциклопедические знания, брались научить любого человека доказывать свою личную правоту вплоть до самых абсурдных вещей. Софисты утверждали, что могут доказать любому человеку истинность положения: «У тебя мать – собака». В пределе такая установка угрожала распадом, полной утратой изономии и гибелью полиса.

Классические греческие философы.

Горгий из Леонтии (ок 480-380 до.н.э.) — один из крупнейших представителей древнегреческой софистики. Ученик Эмпедокла, учитель Исократа и Перикла. В 427 во главе леонтийского посольства приезжал в Афины, где прославился своим красноречием. Главный теоретик софистов Горгийутверждал, что в философии нет никаких общих знаний, есть только множество мнений, и прав тот, кто может навязать свое мнение другому. А раз так, то между людьми нет общих принципов, нет нравственности, и каждому позволено все в меру его наглости.

Сократ. Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.


Сократ – радикальный противник софистов. Понимая, что их индивидуалистическая установка ведет к распаду полиса, Сократ пытается в мышлении человека отыскать некий общий принцип, который мог бы восстановить единство между людьми и вернуть полис во времена изономического расцвета.

Такой принцип Сократ усматривал в общезначимых знаниях: если человек узнает, что хорошо, а что плохо, он никогда не поступит дурно. Дурные поступки проистекают от плохого, неустойчивого знания.

Знание «истинного рода» живут в глубине души людей от рождения, однако люди в своей жизненной суете склонны забывать такое знание. Поэтому задачи философов по Сократу заключаются в том, чтобы по средствам специально направленных разговоров заставить людей вспомнить это знание, то есть осуществить анамнезис (воспоминание). Тем самым Сократ фактически открывает то обстоятельство, что люди в своем мышлении и общении друг с другом испытывают общие понятия, которые представляются им естественно разумеющимися. Это – категории, они возникают в культуре и усваиваются людьми в ходе общения. Поскольку Сократ не знал феномена культуры, он выводил категории из души человека.

Однако распад Полиса зашел так далеко, что стремление доказать общие истины оказались смертельно опасными: Сократа обвинили в разрушении умов и заставили выпить чашу с ядом.

Платон (427—347 гг. до н. э.), ученик Сократа.. Учение Платона — система объективного идеализма. Объективный идеализм проповедует, что дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе.

Как и Сократ он стремился вернуть Полис во времена прежнего расцвета, но для достижения этой цели Платон использует более прочное основание, чем душа отдельного человека.

Таким основанием является культура. Но поскольку явления культуры Платону было не известно, а независимость души отдельного человека он отделял, то такую основу и общий принцип пришлось создавать вне мира реальности. Платон создает принципиально новую концепцию бытия, которая у него разделена на два уровня (мира) – мир вечных идей или принципов; мир реальных конкретных вещей.

В теории Платона все реальные вещи, окружающие людей есть продукт неких эйдосов, бестелесных (духовных и идеальных принципов), которые существуют на небесах и, воплощаясь в материю, отражают конкретные свойства. Например, идея Стола.