Файл: Доклад по Философии по теме Философия древней греции и рима Работу студентка 1 курса группы 02022261.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
усиления то ли религии за счет философии, то ли философии посредством религии. Разумеется, успехи христианства не могли пройти бесследно для философии. Наиболее очевидным образом это обстоятельство проявилось в неоплатонизме.

Культура Римской империи


Хронологические рамки которой охватывают период примерно со II в. до н.э. до V в. н.э., явилась передаточным звеном между культурой Востока и Греции — с одной стороны, и культурой Западной Европы — с другой. Рим не оставил после себя сколько-нибудь крупных имён в философии, сравнимых по масштабу с Демокритом, Платоном или Аристотелем, Римские философы в большинстве случаев заимствовали идеи покорённых народов, прежде всего Греции, мало что добавляя своего, оригинального. Римляне больше преуспели в разработке теории и практики государственного права, которое с тех пор признано классическим. Учитывая сказанное, ограничимся лишь краткой характеристикой римской философии.

Основной своей задачей философы Рима (Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик и др.) считали не изучение сущности вещей, а проблему высшего блага, счастья, выработки правил жизни.

Одни из них полагали, что источником всех благ являются телесные наслаждения, стремление к которым — высшая цель существования человека; стержень жизни — принцип удовольствия (эпикурейцы).

Другие видели цель жизни в пассивном согласии с миром (стоики). Этический идеал стоиков — мудрец, достигший невозмутимости духа и бесстрастия (апатии): не радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего они страшатся, а спокойно следовать судьбе. "Человеческая жизнь, — писал, например, Марк Аврелий, — странствие по чужбине; её сущность — течение в никуда; ощущение — смутно; судьба — загадочна; тело — бренно; душа — неустойчива; слова — обманчивы; проживи жизнь и расстанься с нею легко, как падает созревшая слива с благодарностью к дереву".

Третьи, напротив, вообще отрицали возможность достоверного знания и утверждали, что нравственные нормы выдуманы хитрецами для собственного удобства; поэтому каждый имеет право на "свою" мораль (скептики).

По мере того, как Римская империя приближалась к своему закату, в учениях ее философов всё больше стало наблюдаться признаков упадка духа и мистики.

Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были в последующем восприняты европейцами именно в римской транскрипции.

Историю Римской империи можно трактовать как «борьбу всех против всех»: рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев, императоров и республиканцев. Все это происходило на фоне непрерывной внешней военно-политической экспансии и борьбы с нашествиями варваров. Общефилософская проблематика здесь отходит на второй план (аналогично философской мысли др. Китая). В качестве первоочередных выступают задачи сплочения римского общества.

Римская философия, подобно философии эллинизма, носила преимущественно этический характер и непосредственно влияла на политическую жизнь общества. В центре ее внимания постоянно находились проблемы примирения интересов различных групп, вопросы достижения высшего блага, выработка жизненных правил и пр. В этих условиях наибольшее распространение и влияние получила философия стоиков (т.н. младшая стая). Разрабатывая вопросы о правах и обязанностях личности, о характере взаимоотношений личности и государства, о правовых и моральных нормах, римская стая стремилась содействовать воспитанию дисциплинированного воина и гражданина. Крупнейшим представителем стоической школы был Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) - мыслитель, государственный деятель, наставник императора Нерона (для которого был даже написан трактат «О милосердии»). Рекомендуя императору придерживаться умеренности и республиканского духа в правлении, Сенека добился лишь того, что ему было «приказано умереть». Следуя своим философским принципам, философ вскрыл себе вены и умер, окруженный почитателями.

Главной задачей становления личности, Сенека считает достижение добродетели. Изучение философии означает не только теоретические занятия, но и фактическое осуществление добродетели. По мнению мыслителя, философия - это не хитрая затея для толпы, она заключается не в словах, а в делах (значение философии не в том, чтобы убить скуку), она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, указывает, что надо делать, а что не надо делать…

В мире властвует необходимость. Судьба – не слепая стихия. Она обладает разумом, частичка которого присутствует в каждом человеке. Жить следует согласно природе и присущей ей подчиняющей необходимости (судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет). Всякое несчастье, считает Сенека, является поводом для добродетельного самосовершенствования. Впрочем, «чем плохо жить, так лучше умереть» (разумеется, речь идет не о материальном положении). Но Сенека не восхваляет и суицид, по его мнению прибегать к смерти также постыдно, как и избегать ее. В итоге философ предлагает стремиться к высокому мужеству, стойко перенося все, что посылает нам судьба, и отдаться воле законов природы.



Долгое время бытовало мнение, что древнеримские философы не самодостаточны, эклектичны, не столь масштабны как их эллинские предтечи. Это не совсем так. Достаточно вспомнить поэму Лукреция Кара (ок. 99-55 до н.э.) «О природе вещей» и целый ряд других блестящих мыслителей, рассказывать о которых здесь не представляется возможным. Остановимся на идеях Цицерона (106-43 до н.э.), более известного как оратор и политик. Если Цицерон и был эклектиком, то вовсе не от творческой беспомощности, но в силу глубокого убеждения. Он считал вполне правомерным соединять отдельные, с его точки зрения наиболее верные черты различных философских систем. В этом убеждают его трактаты «О природе богов», «О предвидении» и др. Кроме того, Цицерон в своих сочинениях постоянно полемизирует с идеями крупнейших античных философов. Так, он с симпатией относятся к идеям Платона, но, одновременно, резко выступает против его «вымышленного» государства. Высмеивая стоицизм и эпикуреизм, Цицерон положительно отзывается о новой Академии. Он считает своей задачей работать в том направлении, чтобы его сограждане «расширили свое образование» (подобную идею преследуют и последователи Платона – новая Академия).

Основные положения античных философских школ Цицерон изложил живым и доступным языком, создал латинскую научно-философскую терминологию, наконец, привил римлянам интерес к философии. Все это заслуживает внимания, но, вместе с тем, оставляет в стороне главную заслугу мыслителя. Речь идет о «задуманности», последовательности и стройности и, особенно, широте охвата проблем в творчестве мыслителя, о замечательной попытке дать согражданам цельное представление о философии. Таким образом, на примере философского творчества Цицерона тезис о якобы равнодушном отношении практических римлян к отвлеченному философствованию теряет свою доказательность.


Важнейшие особенности и основные течения

Римскую философию нередко включают в эллинистическую эпоху, особо не акцентируя внимание на особенностях этой философии и, в частности, на том, какое отношение к Риму имели её крупнейшие представители. На «большие трудности выделения римских философов из общего потока эллинистически – римской философии» обращал внимание А.Ф. Лосев: «Это выделение, – писал он, – в значительной мере условно ввиду чрезвычайного смешения чисто римских деятелей со всеми другими. О некоторых вполне точно можно сказать, что это чисто римские философы. О других в точности этого нельзя сказать; но они так или иначе связаны с Римом своим происхождением или местожительством. Либо это были представители совсем других национальностей, имевших то или иное отношение к Риму, находясь с ним в каких-нибудь учебных, учёных или просто дружеских отношениях. Неполная ясность этих отношений мешает исследователям давать связанную картину римской философии. Не всегда помогает даже латынь, потому что многие безусловно римские философы (напр., Марк Аврелий) писали не по-латыни, а по-гречески, а многие философы безусловно не римского происхождения (напр., Апулей или Августин) писали на чистейшем латинском языке. Это приводит к тому, что отдельно эта римская философия почти никогда не излагается, а её представители входят во всех руководствах в общую эволюцию античной философии».

Отмечая важнейшие особенности римской философии, Лосев подчеркивал, что по своему внутреннему содержанию эта философия «резко отличается от периода греческой классики тем, что она вырастает теперь уже на почве крупного рабовладения и землевладения, на завоевании обширных территорий, на огромном чиновничьем аппарате империи, подчинившей себе множество разных национальностей, на необходимости держать в повиновении огромную рабовладельческую империю путем изощрённых политических методов, на необходимой для этого тонко развитой человеческой личности и, наконец, на вытекающем отсюда синтезе небывалого универсализма и небывалого субъективизма. Отныне философское сознание стало неизменно пытаться отразить в себе как весь римский универсализм, так и его
прихотливый субъективизм, что мы находим уже и на почве самой Греции в начале эллинизма и что достигло колоссальных результатов в Римской империи. На этом основании римская философия часто трактуется как философия максимально практическая, моральная и жизненно утилитарная. Это несомненно так…

Однако нельзя забывать и того, что этот же самый практицизм заставляет римлян очень много размышлять, быть военными гениями и основоположниками мировой юридической мысли. В римской философии это вылилось в весьма большое количество теоретических исследований, но, конечно, неизменно связанных с разного рода практикой, то ли житейской и бытовой, то ли общественной и государственной, то ли моральной и мистической. Именно Рим оказался плодотворной почвой для такой уточненной логической школы, как неоплатонизм. Практическая и жизненная направленность римской философии объясняет собою также и то, что эта последняя всегда стремилась выражать себя поэтически, риторически, юридически, историографически и даже специально-научными методами, в отличие от общепризнанной греческой склонности к чистому умозрению. Однако и это не нужно считать чем-нибудь отрицательным. Это просто национальная особенность римской философии». [43]

Как в республиканский, так затем и в императорский периоды в Риме получает развитие эпикуреизм, самым крупным представителем которого оказался римский философ и поэт Лукреций Кар (ок. 96-55г. до н.э.). Он – автор философско-художественной поэмы «о природе вещей», в которой важнейшей целью объявляется освобождение человека от суеверий и страхов, порождаемых религией. Объектом осмеяния и уничтожающего сарказма в этой поэме оказываются как боги народной религии, так и боги официального римского культа. Лукреций Кар – не оригинальный мыслитель, а в основном пропагандист и интерпретатор идей своего кумира Эпикура, перед которым он настолько благоговел, что не считал нужным добавлять к его теории что-нибудь принципиально новое.

Широкое распространение в Риме получили еще два влиятельных течения: эклектизм и скептицизм. Их взгляды представлял здесь Марк Туллий Цицерон (106–43 г. до н.э.), знаменитый римский политик, оратор и философ. К его заслугам, как правило, причисляют то, что он