Файл: Доклад по Философии по теме Философия древней греции и рима Работу студентка 1 курса группы 02022261.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
познакомил римлян с греческой философией, по-своему интерпретировав её. Его сочинения в основном содержат пересказ различных античных учений, в анализе которых у него эклектические тенденции нередко совмещаются с изрядной дозой скептицизма, отчего Цицерона нередко причисляют к римским скептикам. Сам Цицерон оценивал свои литературные опыты довольно критически: «Я отношусь к числу переписчиков и лишь добавляю слова, которых у меня в избытке». Огромная эрудиция, а заодно умение ясно и понятно излагать идеи греческих и римских авторов способствовали тому, что труды Цицерона до сих пор рассматриваются как первоклассный источник по античной философии.
Как самобытное течение скептицизм в римскую эпоху был представлен главным образом Энезидемом и Секстом Эмпириком. «Пирроновы рассуждения», написанные Энезидемом около 43 г. до н.э., известны как манифест этого течения. Его сторонники, по словам Энесидема, «делают профессию из сомнения, а потому свободны от любой догмы», «не определяют ничего, не определяют даже того, что ничто нельзя определить». Секст Эмпирик, живший двумя веками позже Энезидема, приблизительно во второй половине II веке н.э., явился единственным скептиком, от которого дошли до нас обширные произведения.
Заключение
Древнегреческая и римская философии оказали определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.
В своем развитии мысль неоплатонизма после Плотина выдала еще несколько мыслителей, среди которых выделяется Прокл (410-485 гг.). Прокла обычно называют «последним самобытным голосом языческой античности». Он был готов защищать языческий пантеон богов и безуспешно пытался реформировать универсальную триаду Плотина.
«Таким образом, неоплатонизм явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать все достояние античной философии для борьбы с неуклонно возраставшим монотеизмом. Но борьба эта кончилась для него полным поражением, поскольку для наступившего тогда феодализма античный космологизм оказывался весьма недостаточным и создавалось учение о личном абсолюте, которое только и могло удовлетворить теоретические потребности иерархического феодализма». [53]
По мере распространения христианства и превращения его в IV веке в государственную религию Римской империи языческая религия, а заодно и попытки её философского обоснования посредствам неоплатонизма оказались обречены на неудачу. В 529 г. император Восточной Римской империи закрыл последнюю философскую школу в Афинах. И этот год считается официальной датой, ознаменовавшей конец античной философии. В изданном в это же время Кодексе Юстиниана воспрещалось преподавание доктрин «нечестивых язычников» и заодно налагались суровые кары на тех, кто нарушит эти предписания.
Список литературы
1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. 1981
2. История философии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. М.: Инфра-М, 1999
3. Философия античного и феодального общества. Учебник. М.: Аванта, 1998
4. Соколов В.В. История древней и средневековой зарубежной философии
5. Антология мировой философии. М. 1997
6.Адо Пьер Что такое античная философия? /Перевод с французского В.П. Гайдамака.- М.: Издательство гуманитарной литературы.1999.-320 с.
7. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения (Воспоминания о Сократе). М.-Л., 1935.
8. Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
9. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.
10. Марк Аврелий. К себе самому. М., 1998.
11. Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985.
12. Евклид. Начала М., Л., 1948.
13. Платон. Диалоги. М., 1986.
14. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.
15. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
16. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.
17. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.
18. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. Спб, 2001
19. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995, с.14, 17-18.
20. Антология мировой философии в четырех томах. М, 1969, т. 1, с. 282-283.
21. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999, с. 41, 51.
22. Tatarkiewicz W. Historia filozofii. Warszawa, 1978, t. 1, s. 67-68.
23. Лурье С.Я. Демокрит. Л, 1970, с. 371.
24. Боннар А. Греческая цивилизация. М, 1992, с. 102, 101. [12] Гегель. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 1994, с. 8
25. Трубецкой С. Курс истории древней философии. М., 1997, с. 458.
26. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961, т. 1, с. 392-393.
27. Tatarkiewicz W. Historia filozofii. Warszawa, 1978, t.I, s. 127-128.
28. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999, с. 226.
29. Гегель. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПБ., 1994, с. 339- 340.
30. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. М., 2003, т.2, с. 304.
Как самобытное течение скептицизм в римскую эпоху был представлен главным образом Энезидемом и Секстом Эмпириком. «Пирроновы рассуждения», написанные Энезидемом около 43 г. до н.э., известны как манифест этого течения. Его сторонники, по словам Энесидема, «делают профессию из сомнения, а потому свободны от любой догмы», «не определяют ничего, не определяют даже того, что ничто нельзя определить». Секст Эмпирик, живший двумя веками позже Энезидема, приблизительно во второй половине II веке н.э., явился единственным скептиком, от которого дошли до нас обширные произведения.
Заключение
Древнегреческая и римская философии оказали определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.
В своем развитии мысль неоплатонизма после Плотина выдала еще несколько мыслителей, среди которых выделяется Прокл (410-485 гг.). Прокла обычно называют «последним самобытным голосом языческой античности». Он был готов защищать языческий пантеон богов и безуспешно пытался реформировать универсальную триаду Плотина.
«Таким образом, неоплатонизм явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать все достояние античной философии для борьбы с неуклонно возраставшим монотеизмом. Но борьба эта кончилась для него полным поражением, поскольку для наступившего тогда феодализма античный космологизм оказывался весьма недостаточным и создавалось учение о личном абсолюте, которое только и могло удовлетворить теоретические потребности иерархического феодализма». [53]
По мере распространения христианства и превращения его в IV веке в государственную религию Римской империи языческая религия, а заодно и попытки её философского обоснования посредствам неоплатонизма оказались обречены на неудачу. В 529 г. император Восточной Римской империи закрыл последнюю философскую школу в Афинах. И этот год считается официальной датой, ознаменовавшей конец античной философии. В изданном в это же время Кодексе Юстиниана воспрещалось преподавание доктрин «нечестивых язычников» и заодно налагались суровые кары на тех, кто нарушит эти предписания.
Список литературы
1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. 1981
2. История философии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. М.: Инфра-М, 1999
3. Философия античного и феодального общества. Учебник. М.: Аванта, 1998
4. Соколов В.В. История древней и средневековой зарубежной философии
5. Антология мировой философии. М. 1997
6.Адо Пьер Что такое античная философия? /Перевод с французского В.П. Гайдамака.- М.: Издательство гуманитарной литературы.1999.-320 с.
7. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения (Воспоминания о Сократе). М.-Л., 1935.
8. Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
9. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.
10. Марк Аврелий. К себе самому. М., 1998.
11. Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985.
12. Евклид. Начала М., Л., 1948.
13. Платон. Диалоги. М., 1986.
14. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.
15. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
16. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.
17. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.
18. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. Спб, 2001
19. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995, с.14, 17-18.
20. Антология мировой философии в четырех томах. М, 1969, т. 1, с. 282-283.
21. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999, с. 41, 51.
22. Tatarkiewicz W. Historia filozofii. Warszawa, 1978, t. 1, s. 67-68.
23. Лурье С.Я. Демокрит. Л, 1970, с. 371.
24. Боннар А. Греческая цивилизация. М, 1992, с. 102, 101. [12] Гегель. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 1994, с. 8
25. Трубецкой С. Курс истории древней философии. М., 1997, с. 458.
26. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961, т. 1, с. 392-393.
27. Tatarkiewicz W. Historia filozofii. Warszawa, 1978, t.I, s. 127-128.
28. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999, с. 226.
29. Гегель. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПБ., 1994, с. 339- 340.
30. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. М., 2003, т.2, с. 304.