Файл: Доклад по Философии по теме Философия древней греции и рима Работу студентка 1 курса группы 02022261.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тем самым, Платон формирует, что все вещи и предметы есть продукт общего принципа (на самом деле, воплощающего из культуры), но, не зная культуры как реального феномена, он относит эти идеи к чисто духовному внешнему принципу. Процесс познания человека, мир идей выражен у Платона в притче «Пещера».

«В темнице, спиной к свету сидят узники скованные столь прочно, что не могут даже повернуться. Они способны наблюдать только тени внешнего мира на стене перед собой. Это мир идей. Из всего объема которых люди и постигают только слабые повторения. Лишь философы могут постичь идеи и передать их другим людям».

Такая установка позволила Платону впервые обосновать начало математического анализа. Эту концепцию Платон пытается использовать для того, чтоб спасти Полис от распада. Для этого душу каждого представителя Полиса нужно наполнить знаниями, соответствующими его способностям воспроизводить эти знания.

Все люди, в принципе делятся на три группы:

1. те, чьи души способны к полному восприятия знания.

2. люди с более грубой душой.

3. люди с животной или «деревянной» душой.

Итак, все люди делятся на три части. Это государственная утопия Платона. Он дважды пытался ее реализовать на практике, но оба раза – неудачно.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — наиболее выдающийся мыслитель античности, ученик и критик Платона.

Аристотель пришёл к выводу, что реально существуют не понятия, или по-платоновски, «идеи», а отдельные предметы. Образование же понятий— это операция, выполняемая человеческим сознанием.

Величайшей заслугой Аристотеля является создание науки о мышлении и его законах — формальной логики. Она стала формальной методологией европейской философии и многие века служила главным средством научного доказательства.

Аристотель был всесторонним философом и ученым. Он занимался проблемами природы (физикой). Его философские труды впоследствии получили название «метафизики» (букв.: «то, что после физики»), потому что специального термина для философских работ тогда еще не было.

В решении основного вопроса философии Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, так и не встав на какую-то конкретную точку зрения. Еще одной большой заслугой Аристотеля является создание науки о морали, которую он назвал этикой.

Аристотель ученик Платона и учитель А. Македонского. Тем самым, Аристотель продолжает традицию и вносит в нее новые качества. Выражается, прежде всего, в том, что в отличие от Сократа и Платона которые рассматривали философию как средство исправления мира, Аристотель считал философию способом его мироописания: «Философия – наука о причинах и началах».


Подобные трансформации Аристотеля побудило начало новой исторической эпохи – эллинизма. Когда в результате походов Александра греческая культура двинулась на восток и стала там преобладающей. При этом греки столкнулись с таким многообразием природных и общественных явлений, которые уже не вписывались в прежний, платоновский способ теоретического моделирования.

Например, Платон не мог ответить на вопрос, почему из одной идеи стола возникает множество споров. Платоновская модель более действительна в пределах ограниченного опыта отдельного полиса. Когда полисов в рамках эллинистических монархий стало много, понадобился новый способ моделирования бытия.

Для этой цели Аристотель усовершенствовал Платоновскую концепцию идей. Но при этом он рассматривал идеи не как что-то противостоящее реальным вещам, а наделил конкретные вещи четырьмя видами идей, которые он назвал причинами. Аристотель показал на примере глиняного кувшина который обладал четырьмя причинами:

1. материал (материальная причина) – глина.

2. формальная причина – форма кувшина.

3. целевая причина – назначение кувшина.

4. двигательная – активная причина - гончар, который изготавливает кувшин.

Таким образом, можно описать любой предмет в мире и результате создать его полученное систематическое обозрение. В результате создается предпосылки современного научного мировоззрения. Из физики возникают все естественные науки. Из метафизики – науки о человеке и обществе.

Кроме того, Аристотель использовал специальные социальные инструменты для трансляции знаний, которые не знали ни Сократ, ни Платон. Последние думали, что знания у человека можно создать путем наведения, то есть случайным пробуждением внутренних, врожденных способностей. Аристотель считал, что знания нужно передавать средствами целенаправленного обучения в специальном учреждении – Лицее, который стал прообразом современного университета. Благодаря открытиям Аристотеля античная культура смогла просуществовать еще 800 лет.

История римской философии

С 3 века в Средиземноморье складывается ситуация, в которой Рим, становясь сильной державой, задаёт направление античной философии, приходя на смену древнегреческой.

Города континентальной Греции попадают под влияние Рима.

В римской философии на первый план выходит платонизм, который растворяется в эпикуреизме, скептицизме и стоицизме. Благодаря экспансионной политике Римского государства, формируется обширные рамки римского мышления. Особенно успешно развиваются

политические и юридические концепции и учения, имеющие в своём начале древнегреческие корни.

Общей чертой древнеримской философии является выдвижение на первый план этики, которая связана с правильным и счастливым образом жизни. Каждая школа этого периода разрабатывает свое представление о совершенстве и свой образ мудреца. Этот образ мудреца остается одним и тем же. Философ начинает ассоциироваться с фигурой «странной». Подлинное философствование в обыденной жизни приобретает специфический характер.

История стоицизма

Выделяют три этапа:

Древняя стоя ( III-II вв. до н.э.). Основатель Зенон Китийский.

Средняя стоя ( II-I вв. до н.э.) Представители: Панетий Родосский ($180-110$), Посидоний ( 135-51 ). Именно они перенесли стоицизм в Рим.

Поздняя стоя или римский стоицизм. Это явление сугубо этическое. В I-II вв. н.э. он существовал одновременно с иудео-христианской традицией, что оказало влияние на формирование христианской доктрины.

Стоицизм

Наиболее яркими фигурами стоицизма являлись Сенека Луций Анней, Эпиктет, Марк Аврелий. От Сенеки остались сочинения на латыни. Эпиктет, который был греческим рабом, не оставил после себя каких-либо письменных источников. Марк Аврелий – римский император, оставивший сочинения на греческом языке.

Стоицизм можно назвать «религией» римской аристократии.

Каким образом достичь счастья, и как оно соотносится с добродетелью? Эти вопросы стояли перед представителями стоицизма.

Счастье – это жизнь, согласованная с природой. Счастье – это явление индивидуальное.

Человеческая природа совершенна, поэтому она содействует природу целого. Совершенствовать можно лишь природу конкретного человека, одновременно совершенствуя природу в целом. Усмотрение истины всегда связано с преображением самого себя. Невозможно узреть истину, не преобразив своего бытия.

Стоики разделяли представления Аристотеля о человеке как о существе полисном и логосном. Логос является неизменным основанием всего. Он же определяет совершенство мира и человека. Человек должен жить согласно логосу. Человек есть космополит. Он должен жить сообразно с логосом природы. Космополитизм – понятие, берущее начало в стоицизме. Полис – это копия государства вселенского.

От стоиков берет свое начало суждения о макрокосме и микрокосме. Микрокосм повторяет макрокосм.


Квинт Энний утверждал, что римлянин – это тот, кто выше всего ценит свободу, благородство, благочестие.

В римской культуре человеческая судьба мыслится как фатализм. Человек актуализирует ее тогда, когда достигает своей цели, когда становится самим собой. Это и есть благочестие и высшее проявление свободы. Человек должен служить долгу и исполнять свой fatum, не поддаваясь аффектам. Всякая любовь лежит вне понятий о чести и долге. Идеи гуманизма европейское Возрождение черпает в Античности. Римский концепт гуманизма связан с переосмыслением роли человека, его культивирование.

Римляне впервые открывают мир как историю. Страх о самом главном – это страх перед смертью. Его нельзя рассматривать, не постигнув природы. Соответственно, и наслаждение невозможно без постижения природы. Стоики допускали самоубийство, поскольку философия есть умирание. Стремясь к вечному, мы стремимся к смерти.

Эпикуреизм

Основатель - Эпикур.

Школа Эпикура – единственный пример атомизма в римской философии. Один из представителей эпикуреизма был Тит Лукреций Кар. Он соотносит свои учения с учениями Демокрита и Эпикура.

Это философское направление довольно долго просуществовало в римской культуре. Это было весьма влиятельное направление до 313 года, до прихода христианства. Далее оно жестоко вытеснялась представителями христианства.

Скептицизм

Другое не менее важное течение в древнеримской философии. Представитель – Энесидем из Кносса. На его учение оказало большое влияние древнегреческого скептицизма Пиррона. Основным мотивом скептицизма Энесидема было противостояние догматизма ранних философских концепций.

Он уделял внимание противоречивости теорий других философов. Его скептические воззрения пришли к выводу, что невозможно высказать никаких суждений касательно реальности, которые основываются на ощущениях. Это усомнение в правоте самых влиятельных теорий всей античной философии. В период младшего скептицизма выделяют фигуру Секста Эмпирика, который шёл тем же путём сомнения как греческой философии, так и математики, риторики, грамматики.

Основные попытки скептицизма – доказать, что это направление есть оригинальный путь философии, не смешанный с другими философскими тенденциями.

Обширное значение в древнеримской философии приобретает эклектицизм. К этому течению относят многих значительных личностей политической и римской культуры
, таких как Цицерон. Представители этого направления владели огромным количеством знаний. Это настоящие энциклопедисты своей эпохи. В основе эклектики лежало собрание, объединение разных философских школ, которые единились концептуальным подходом. Эклектицизм формировался на базе академической философии, который охватывал знания от учений о природе, до учений об обществе.

В поздний кризис римского государства появляется критика рационального познания мира ,что привело к мистицизму, с усилением христианизации. Начинает усиливаться концепт римского Неоплатонизма. Это последнее цельное течение в заключительном этапе существования Римской империи. Это рефлексия на разлагавшиеся социальные отношения

Римская философия

Начало римской философии относится ко II—I вв. до н. э. По отношению к греческой философии римская вторична, и ее можно назвать эллинистической. В Риме проживало много греков, в том числе и философов, которые преподавали и писали на родном языке. Греческий язык уважали, и знание его было признаком культуры и образованности. Естественно, что и философские учения греков становились близкими римлянам.

Однако у римлян были и свои традиционные устои; мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, умеренность. А также подчинение воинской дисциплине, закону, вековые обычаи, почитание семейных и национальных богов. Такова суровая система ценностей римского гражданина, суровая, но возвышенная.

В I в. до н. э. в Риме распространяются греческие философские учения. Больше всего было последователей Эпикура, стоиков и скептиков, не была забыта и философия Пифагора и Платона, Одним из виднейших последователей Пифагора был Публий Нигидий Фигул. Фигул написал немало книг, он занимался математикой, естествознанием, астрологией, магией. Фигул дал латинские имена звездам и созвездиям.

Современником Фигула был Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н. э.). Главный труд Варрона — «Светские и религиозные древности».  В сочинении «О жизни римского народа» Варрон выдвинул свою философию истории: все народы проходят, как и люди, естественный цикл жизни, состоящий из детства, юности, зрелости и старости.

Следует отметить, что в те времена о соотношении философии и христианства имелись весьма смутные представления. Часто их противопоставляли друг другу. В анонимном произведении "Дея­ниях святых Апостолов" (II в.) описывается встреча апостола Павла с эпикурейцами и стоиками. Услышав о предстоящем воскресении мертвых, философы покинули Павла. Не счесть попыток