Файл: Курсовая работа по дисциплине Русский язык с методикой преподавания на тему Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация
профессионального образования
«Гуманитарно-технический колледж «Знание»
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания» на тему: «Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка»
Выполнила студентка группы 19ПЗ заочной формы обучения
Аристархова Виктория Андреевна
Проверила:
Тюрина Наталия Владимировна
Дата сдачи: «____» ___________20___г.
Оценка: ______________ ___________________________________
(подпись руководителя)
Подольск
2022

Автономная некоммерческая организация
профессионального образования
«Гуманитарно-технический колледж «Знание»
ЗАДАНИЕ
на выполнение курсовой работы
Дисциплина «Русский язык с методикой преподавания»
Студенту Аристарховой Виктории Андреевне
Курс 3, группа 19ПЗ
Тема «Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка»
Дата выдачи «_____» ______________ 20___ год
Срок сдачи студентом курсовой работы «______» _______ 20___ год
Задание выдал 20___ год
«______» ____________________ 20__ год

Отзыв
на курсовую работу
Раздел 1.
Дисциплина «Русский язык с методикой преподавания»
Тема «Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка»
Студентка Аристархова Виктория Андреевна
Курс 3, группа 19ПЗ
Руководитель курсовой работы Тюрина Наталия Владимировна
Раздел 2. Критерии, при наличии хотя бы одного из которых работа оценивается только на «неудовлетворительно»
1.
Тема и (или) содержание работы не относится к предмету дисциплины.
2.
Работа перепечатана из Интернета CD-ROM или другие носители информации.
3.
Неструктурированный план курсовой работы.
4.
Объем работы менее 25 листов машинописного текста.
5.
В работе отсутствуют ссылки и сноски на нормативные и другие источники.
6.
Оформление курсовой работы не соответствует требованиям
(отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.)
Раздел 3. Рейтинг работы (при неудовлетворительной оценке не заполняется

Наименование показателя
Шкала оценка
3
«удов.»
4
«хор.»
5
«отл.»
1.
Обоснованность актуальности темы.
2.
Степень раскрытия темы
3.
Структура курсовой работы.
4.
Последовательность и логика изложения материала.
5.
Самостоятельность подхода к написанию курсовой работы.
6.
Обоснованность выводов, рекомендаций, предложений автора.
7.
Полнота охвата научной литературы.
8.
Использование нормативных актов.


9.
Наличие ссылок, сносок на нормативные и другие источники.
10.
Наличие статистических данных.
11.
Наличие таблиц, графиков, диаграмм.
12.
Наличие приложений.
13.
Объем курсовой работы.
14.
Качество оформления, язык, стиль и грамматический уровень работы.
Дополнительные замечания__________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Результат
рецензирования___________________________________________
(допущен (а) к защите, неудовлетворительно)
«______»_________________202__ г. ______________________
(подпись рецензента)

Отметка о защите работы
Оценка____________________
«______»_________________202__ г. ______________________
(подпись рецензента)

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ............................ 5
1.1. Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса .................... 5 1.2. Особенности словарного запаса младших школьников ............................ 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ............................ 25
2.1 Организация и методика исследования ........................................................ 25 2.2 Анализ результатов исследования обогащения словарного запаса у учащихся 2-го класса .......................................................................................... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...39

3
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы является актуальной, так как на уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами, перегружена орфоэпически и грамматически неправильными формами слов. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов, правильно с точки зрения грамматики сочетать слова.
Степень разработанности курсовой работы. Анализ различных научных и публицистических работ позволяет сделать вывод о том, что многие аспекты вышеуказанной проблематики, в той или иной степени, уже рассматривались отечественными специалистами.
Так, научную основу настоящего исследования составляют труды таких специалистов в теории школьного образования, как Н.Афонин,
П.Баринов,
А.Булатов,
Д.Евдокимов,
В.Косованова,
Н.Маркелова,
Е.Нарулина, М.Якиманва и др.
Несомненно, в научных работах вышеперечисленных и других специалистов были заложены определенные теоретические основы и методологические ориентиры исследования проблем обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка. Тем не менее, комплексного анализа данной проблематики с учетом современных достижений теории и практики дошкольного образования до сих пор не проводилось, что и предопределило тему, объект, предмет и цель исследования.
Объектом исследования в курсовой работе выступает словарный запас младших школьников.
Предмет исследования в курсовой работе – особенности обогащения


4 словарного запаса младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования – на основе концептуальных положений теории школьного образования систематизировать подходы к анализу обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения указанной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
− обобщить научные точки зрения на теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников;
− проанализировать особенности словарного запаса младших школьников;
− провести эмпирическое исследование обогащения словарного запаса у учащихся 2 класса.
Для решения поставленных в курсовой работе задач использованы следующие методы научного познания: анализа и синтеза, сравнения, систематизации и др.
Информационной базой исследования являются научные сборники, учебники, научные статьи и другие публикации периодических изданий, источники статистических данных, а также ресурсы Интернет.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, обобщающих в себе четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует систему совокупности понятий категорий и терминов, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.
Русский язык – один из самых красивых языков в мире, и его красота заключается в многообразии его слов. По различным оценкам, русский язык состоит из 350 000 слов, а самый большой словарь русского языка насчитывает более 200 000 слов. Это может показаться очень большим и пугающим числом, но есть и хорошая новость: необходимо знать только примерно 5% от общего количества слов, чтобы свободно говорить по- русски. Это означает, что, сосредоточив свои усилия на изучении самых распространенных русских слов, человек быстро заговорит по-русски. [5, с.
19]
Что еще более обнадеживает, так это то, что знание всего 100 слов помогает понять половину слов в статье или книге, написанной на русском языке. Если выучить 1000 самых распространенных слов, можно дойти до
75% понимания текстов на русском языке. Кроме того, каждое новое слово, которое изучается в русском языке, поможет угадать значение до 100 слов, которые ребёнок никогда раньше не видел. Это означает, что зная всего
1000 слов, можно «угадать» до 100 000 русских слов. [5, с. 33]
В процессе пополнения словарного запаса мы формируем в голове понятия, которые являются незаменимой основой языковых навыков. Богатый словарный запас положительно влияет на другие области


6 общения — аудирование, говорение, чтение и письмо. Словарный запас имеет решающее значение для успеха ребенка по многим причинам: [4, с. 53]
• словарный запас напрямую связан со школой и академическими достижениями в ней,
• разнообразная формулировка концепций учит детей думать и познавать мир;
• расширение знаний ребенка о словах обеспечивает доступ к пониманию и выражению новой информации.
Существует восемь основных типов слов. Каждый тип слов изучается на разных этапах и выполняет разные «работы» при использовании в предложениях. Скорость и порядок, в котором дети учат типы слов, зависят от возраста, а также от их опыта изучения языка. Детям необходимо выучить разные типы слов, чтобы они могли начать строить свои собственные предложения. Это включает: [4, с. 67]
• существительные (включая имена собственные) — например, мама, собака, идея, радуга, вопрос, Маша и т.д.;
• местоимения — например, я, ты, они, его, она, это, эти, какие-то, их, сами пр.;
• прилагательные, например, длинное, детское, воображаемое и т.д.;
• глаголы — например, бежать, играть, решать, и пр.;
• наречия, например, медленно, глупо, очень и т.д.;
• предлоги, например, в, на, по, с и пр.;
• союзы, например, и, или, но, потому и т.д.
Существительные, прилагательные и глаголы являются наиболее часто встречающимися типами слов. Но есть также предлоги, местоимения, наречия, определители и союзы.
Понятия — это «большие идеи», которые дети усваивают, когда они участвуют в различных событиях. Например, ребенок пьет молоко. По мере взросления ребенок также пьет воду. Понятие «жидкости, которые можно

7 пить» расширяется по мере того, как ребенок пьет разные жидкости. [10, с.
16]
Позже концепция о том, что некоторые вещи можно пить, а другие нельзя, дополняется концепцией жидкостей. Это также показывает, как развитие концепции поддерживает навыки рассуждения.
Понимание понятий – например, «измерение» – должно быть до изучения процедур измерения. Помогая детям выучить слова, которые представляют понятие, дети позже узнают следующие понятия: [10, с. 31]
• пространственные — например, внутри/снаружи сзади/спереди вокруг/через сторону/посередине между/по обе стороны от;
• направленные — например, вход/выход вверх/вниз;
• числовые — например, числа и счет: один, раз, два;
• порядковый — например, первый, второй, третий … последний следующий один за другим;
• формы — например, круг, треугольник, прямоугольник, кривая, прямая;
• измерение — например, описание предметов по размеру, весу, объему, высоте, длине, скорости, температуре и т. д. Также это будет включать сравнение: например, большой/больше/самый большой, высокий/выше/самый высокий и т.д.;
• узор и структура — например, узоры на одежде, на картинках, в музыке, в речи (рифмование);
• временные — например, до/после/вовремя/ сегодня/вчера/завтра в 10:00/половина второго дня недели/месяцев года и т. д.;
• категориальные — например, виды фруктов, одежды, транспортных средств, животных, растений, действий, форм, чувств и т. д.;
• сравнительный
— например, большой/больше/самый большой/высокий/выше/самый высокий;
• описательные — например, описывающие предметы по цвету, рисунку, текстуре, размеру, запаху, вкусу, твердости/плотности и т. д.


8
Повседневное взаимодействие и запланированный опыт могут быть возможностью для изучения различных концепций и слов, которые можно использовать для их описания.
Еще один способ взглянуть на словарный запас — подумать о том, как слова соотносятся с другими словами. Семантика – это изучение значений слов. Семантические отношения — это способы, которыми слова связаны друг с другом. Семантические знания являются важной частью развития речи детей, что помогает им понимать и выражать более сложные понятия и идеи.
Вот несколько примеров типов словесно-семантических отношений: [9, с. 56]
1. Категории. Слова можно разделить на категории (например, еда, эмоции, здания):

Многие категории также имеют подкатегории.

Фрукты — яблоко, банан, арбуз.

Яблоки — гренни, голд.

Эмоции — радость, гнев, печаль, удивление.

Счастье – радость восторг.
2. Антонимы. Пара слов с противоположным значением:
• горячий – холодный;
• быстрый – медленный;
• большой – маленький.
3. Синонимы. Слова, имеющие одинаковое или сходное значение друг с другом. Например:
• отскок/прыжок/скачок;
• хороший/добрый/приятный.
Изучение словарного запаса — это непрерывный процесс развития языка и грамотности, который начинается в первые годы жизни и продолжается в школе и за ее пределами.

9
Знание значений словарного запаса влияет на способность детей правильно понимать и использовать слова во время языковых актов слушания, говорения, чтения и письма.
Крайне важно, чтобы у детей были богатые, неявные и явные возможности для изучения нового и более сложного словарного запаса.
Как восполнить пробел для учащихся с ограниченным или неадекватным словарным запасом? Не существует единого научно обоснованного метода расширения словарного запаса и устранения пробелов. На основе своего анализа группа рекомендовала использовать различные косвенные (случайные) и прямые (преднамеренные) методы обучения словарному запасу: [9, с. 59]
1. Случайное изучение словарного запаса. Большинство учащихся приобретают словарный запас случайно, косвенно знакомясь со словами дома и в школе – разговаривая, слушая книги, которые им читают вслух, и много читая самостоятельно.
Количество прочитанного важно для долгосрочного развития словарного запаса. Экстенсивное чтение дает учащимся повторное или многократное знакомство со словами, а также является одним из средств, с помощью которых учащиеся видят словарный запас в богатом контексте.
2. Преднамеренное изучение словарного запаса. Студенты должны быть подробно обучены методам преднамеренного изучения словарного запаса. Эффективное интенциональное обучение словарному запасу включает:
• обучение конкретным словам для поддержки понимания текстов, содержащих эти слова;
• обучение стратегиям изучения слов, которые учащиеся могут использовать самостоятельно;
• содействие развитию словесного сознания и использование словесной игры для мотивации и вовлечения учащихся в изучение новых слов.