Файл: Курсовая работа по дисциплине Русский язык с методикой преподавания на тему Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20 стратегии изучения слов и словесное знание. Эти четыре компонента эффективны в 2-5 классах. [5, с. 79]
На основе программ по словарному запасу, оцененных с участием детей младшего дошкольного возраста до 1-го класса, преподаватели должны поощрять случайное изучение словарного запаса, обеспечивать прямое обучение словарному запасу и способствовать осознанию слов.
Обширные эмпирические исследования показали, что различный богатый языковой опыт способствует случайному изучению слов: совместное чтение книг, разговоры в несколько оборотов, а также привлечение к обучению науке, общественным наукам или другим предметным областям.
Исследования неоднократно демонстрировали, что дети учат слова, которым их непосредственно учат. Например, основополагающее исследование показало, что дети узнают на 25% больше слов, когда учителя непосредственно объясняют значения слов во время совместного чтения книги, по сравнению с теми, кто просто слушает их вслух. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что качество прямого обучения, а также последующие возможности использования новых слов помогают укрепить словарный запас. [5, с. 96]
Запуск игровой программы словесного осознания в период от дошкольного возраста до 1-го класса может способствовать позитивному настрою на изучение слов, который сохраняется в более поздних классах, когда детей необходимо мотивировать на поиск незнакомой лексики, с которой они сталкиваются при чтении, и на использование точных академических слов в письме. Сочетание поддержки словесного сознания с прямым обучением словарному запасу является многообещающей практикой по следующим причинам: [8, с. 75]
1. Изучение слов постепенное: распределение практики слушания и использования слов со временем улучшит обучение.

21 2. Знание слов сложное: восприимчивое понимание слова является важным шагом для младших школьников, но для того, чтобы в конечном итоге использовать слово в разговоре, требуется многократное столкновение со словами в различных контекстах.
3. Маленькие учащиеся гордятся тем, что используют громкие слова: ранняя установка на то, что маленькие дети могут использовать сложные слова, может породить позитивные убеждения, которые помогут позже научиться грамоте.
Маленькие дети овладевают естественным языком; они мотивированы выучить язык без сознательного обучения, в отличие от подростков и взрослых. У них есть способность имитировать произношение и вырабатывать правила для себя. Никакая мысль о том, что научиться говорить сложно, не приходит им в голову, если только ее не подсказывают взрослые, которые сами, вероятно, выучили язык академически в более позднем возрасте по учебникам, основанным на грамматике.
Преимущества раннего начала изучения русского языка детьми: [6, с.
82]
1. Маленькие дети все еще используют свои индивидуальные, врожденные стратегии изучения языка, чтобы овладеть родным языком, и вскоре обнаруживают, что они также могут использовать эти стратегии для изучения русского языка.
2. У маленьких детей есть время учиться в игровой форме. Они осваивают язык, участвуя в совместном занятии со взрослым. Сначала они понимают смысл деятельности, а затем получают смысл из общего языка взрослых.
3. У маленьких детей больше времени, чтобы включить русский язык в повседневную программу. Школьные программы, как правило, носят формальный характер, и детские умы еще не загромождены фактами, которые нужно хранить и проверять. У них может быть мало или вообще не


22 быть домашних заданий, и они менее подвержены стрессу из-за необходимости соблюдать установленные стандарты.
4. Дети, у которых есть возможность освоить второй язык, пока они еще маленькие, похоже, используют одни и те же врожденные стратегии изучения языка на протяжении всей жизни при изучении других языков. Выучить третий, четвертый или даже больше языков проще, чем второй.
Маленькие дети, которые усваивают язык, а не изучают его сознательно, как дети старшего возраста и взрослые, с большей вероятностью будут лучше произносить и чувствовать язык и культуру. Когда одноязычные дети достигают половой зрелости и становятся более застенчивыми, их способность усваивать язык снижается, и они чувствуют, что должны сознательно изучать русский язык с помощью программ, основанных на грамматике. Возраст, в котором происходит это изменение, во многом зависит от уровня развития отдельного ребенка, а также от ожиданий их общества.
Этапы изучения русского языка: [6, с. 88]
1. Период тишины. Когда дети изучают свой родной язык, наступает «период тишины», когда они смотрят, слушают и общаются с помощью мимики или жестов, прежде чем начать говорить. Когда маленькие дети изучают язык, может быть аналогичный «период тишины», когда общение и понимание могут иметь место до того, как они действительно произнесут какие-либо слова.
В это время родители не должны принуждать детей к участию в разговорном диалоге, заставляя их повторять слова. Разговорные диалоги должны быть односторонними, речь взрослого должна давать ребенку полезные возможности для овладения языком. Когда взрослый использует скорректированную форму речи для облегчения обучения, ребенок может использовать многие из тех же стратегий, которые он использовал при изучении своего домашнего языка.

23 2. Начало разговора. Через некоторое время, в зависимости от частоты занятий языком, каждый ребенок (девочки часто быстрее, чем мальчики) начинает произносить отдельные слова («кошка», «дом») или готовые короткие фразы («Что это?», «Это моя книга», «Я не могу», «Это машина», «Пора домой») в диалогах или в виде неожиданных утверждений. Ребенок запоминал их, точно имитируя произношение, не понимая, что некоторые могут состоять более чем из одного слова. Этот этап продолжается в течение некоторого времени, поскольку ребенок усваивает больше языка, используя его как кратчайший путь к диалогу, прежде чем он будет готов создавать свои собственные фразы.
3. Развитие русского языка. Постепенно дети выстраивают фразы, состоящие из одного заученного слова, к которому они добавляют слова из своего словарного запаса («собака», «коричневая собака», «коричневая и черная собака») или из одного заученного языка, к которому они добавляют свой собственный ввод («Это мой стул», «Время играть»). В зависимости от частоты знакомства с языком и качества опыта дети постепенно начинают составлять целые предложения.
Понимание всегда лучше, чем говорение, и способность маленьких детей к пониманию не следует недооценивать, поскольку они привыкли понимать свой родной язык из множества контекстных подсказок. Хотя они могут не понимать всего, что слышат на своем родном языке, дети улавливают суть, то есть они понимают несколько важных слов и расшифровывают остальные, используя различные подсказки для интерпретации значения. С поощрением они вскоре переносят свои навыки понимания «сути» на интерпретацию смысла на русском языке.
После первоначальной новизны занятий по русскому языку некоторые маленькие дети расстраиваются из-за своей неспособности выражать свои мысли на родном языке. Разочарование часто можно преодолеть, давая детям
«перформансы», такие как «Я умею считать до 12» или очень простые стишки, состоящие из готовых фраз.


24
Детям нельзя говорить, что они совершили ошибку, потому что любое исправление сразу же демотивирует. Ошибки могут быть частью процесса разработки грамматических правил русского языка или могут быть ошибкой в произношении. Как и при изучении родного языка, если у детей есть возможность услышать, как взрослый правильно повторяет один и тот же фрагмент языка, они сами исправятся в свое время.
Мозг мальчиков развивается иначе, чем у девочек, и это влияет на то, как мальчики усваивают язык и используют его. Иногда в смешанных классах почти не учитываются мальчики, которых может затмить естественная способность девочек использовать язык. Если мальчики хотят реализовать свой потенциал, им нужен другой языковой опыт общения с девочками, и их достижения не следует сравнивать с достижениями девочек.
Маленьким детям труднее овладеть русским языком, если они не получают нужного опыта в сопровождении поддержки взрослых с использованием методов облегчённой формой речи:
Маленькие дети должны чувствовать себя в безопасности и знать, что есть очевидная причина для использования языка: [6, с. 93]
1. Действия должны быть связаны с некоторыми интересными повседневными занятиями, о которых они уже знают, например, совместное использование книжки с картинками, чтение стихотворения.
2. Действия сопровождаются языком взрослых, дающим беглые комментарии о том, что происходит, и диалогами с использованием скорректированного родительского языка.
3. Действия подкрепляются конкретными объектами, где это возможно, так как это способствует пониманию и повышает общий интерес.
Дети должны чувствовать, что они делают успехи. Они нуждаются в постоянном поощрении, а также в похвале за хорошую работу, так как мотивирует любой успех. Родители находятся в идеальном положении, чтобы мотивировать и, таким образом, помочь своим детям учиться, даже

25 если они сами владеют лишь базовым русским языком и учатся вместе со своими маленькими детьми.
Делясь информацией, родители могут не только привнести язык и деятельность своего ребенка в семейную жизнь, но и повлиять на отношение своих маленьких детей к изучению языка и других культур.
Таким образом, развитие понятий и словарный запас являются ключевыми компонентами изучения языка. Развитие этих навыков может проложить путь к обучению языку, искусству, естественным наукам, технологиям и математике.

26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У УЧАЩИХСЯ
2 КЛАССА
2.1 Организация и методика исследования
Опираясь на теоретическую часть исследовательской работы, на основе изучения и анализа работ психологов и педагогов, занимающихся проблемами развития детей младшего школьного возраста, в данном разделе проведем исследование в области изучения словарного запаса учащихся.
Базой для работы послужил 2 класс «А» школы № 1 города Чехова.
Цель эмпирического исследования – выявить уровень знаний учащихся и их словарный запас и применить к ним метод обогащения словарного запаса.
Задачи исследования:
1 этап:
− определить и оценить активный словарь учащихся 2-го класса;
− выявить умение точно соотнести слово с предъявляемой картинкой;
− выявить уровень осознания лексического значения слова.
2 этап:
− способствовать расширению словарного запаса младших школьников, через настольно-печатные дидактические игры.
3 этап:
− уточнение итогов проведённой работы, проведение диагностической работы, обработка и анализ результатов 2 этапа исследования.
Для проведения исследования были взяты 25 школьников, из них 15 девочек и 10 мальчиков. Для правильного и точного отбора информации всех детей разделили на 3 уровня:

27 1. Сильные – владеют навыками рационального учебного труда, хорошо развита вербальная память, способность к прогнозированию, высокий уровень внимания.
2. Средние – недостаточно развита вербальная память, нет внутренней мотиваций, силы воли, запоминание через усидчивость.
3. Слабые – плохо развиты навыки учебной деятельности, слуховая память, логическое мышление, внимание рассеянное.
Благодаря этому делению на три уровня, был найден индивидуальный подход к каждому школьнику.
1 Этап. Первое исследование (выявление уровня знаний учащихся и их словарного запаса) проводилось путём предъявления и называния картинок одной из 3-х лексических тем: "Одежда", "Домашние животные", "Обувь"
(таблицы 1-3).
Таблица 1
Слова по теме «Одежда»
Существительные
брюки носки кофта пальто плащ свитер блузка рукава манжета молния
Прилагательные
весенняя домашняя летняя зимняя спортивная мужская женская праздничная осенняя повседневная
Глаголы
гладить завязывать застёгивать надевать снимать стирать шить одевать раздевать
Таблица 2
ᅟСлова по теме «Домашние животные»
Существительные коза свинья овца рыло щетина котёнок лапы копыта кошка корова
Прилагательные злая добрая большая маленькая рогатая ласковая умная
Глаголы бегает бодает мяукает хрюкает грызёт лает сторожит мычит пасётся


28
Таблица 3
Слова по теме «Обувь»
Существительные
босоножки валенки туфли сапоги ботинки застёжка шнурки подошвы каблук шлёпки
Прилагательные
весенняя летняя зимняя осенняя мужская женская резиновая спортивная
Глаголы
завязывать мыть надевать развязывать чистить сушить снимать
В процессе проведения эксперимента каждому испытуемому предъявляется один и тот же иллюстративный материал. При его предъявлении учащийся должен назвать изображённые предметы и объяснить значение слов. Ответы, содержащие неполное, но правильное определение или испытуемый показывает своё понимание – 1 балл. 2 балла – даётся за правильное точное определение.
2 Этап. Цель второго этапа исследования – способствовать расширению словарного запаса младших школьников, через настольно- печатные дидактические игры. Для достижения поставленной цели был разработан календарно-тематический план для 2 класса (таблица 4, приложение 1).
Для успешного проведения этих игр необходимо создать детям благоприятную атмосферу, поэтому для повышения интереса у учащихся к использованию в речи слов по определенной теме, были созданы такие речевые ситуации по теме «Овощи»:
1. «Потерялись овощи» – используется во время проведения игры
«Парные картинки». Игровая ситуация: все овощи разбежались, их нужно собрать по коробкам и дать им название. Если этого не сделать овощи исчезнут.
2. «Мы ждем гостей» с использованием игры «Приготовление салата». Игровая ситуация: «Сегодня к нам приедет очень важный гость, который поможет при изучении новой темы. Мы должны радужно встретить

29 его. Вот рецепт очень вкусного салата, давайте мы приготовим его для нашего гостя, а для этого отберем нужные овощи».
3. «Потерявшаяся корзинка» с игрой «Что лежит в корзинке».
Игровая ситуация: когда я сегодня шла в школу, возле нашего кабинета обнаружила вот эту корзинку. Что в ней лежит? Давайте вместе разгадаем, может потом сможем узнать, чья это корзинка.
В результате создания таких речевых ситуаций, у учащихся не исчезает, а, наоборот, в большой степени проявляется интерес к изучению русского языка. Дети активно участвовали во всех играх, с уважением и взаимопониманием относились друг к другу, пытались из этих ситуаций создать новые.
Дидактические игры были включены в уроки. Логика уроков представлена далее.
Урок 1. На этом уроке была проведена игра «Парные картинки» с использованием речевой ситуаций «Потерялись овощи», которая позволила отследить уровень знаний детей, изучить новые слова, развивать навык правильного произношения слов. Для более полного понимания новых слов использовались описательные загадки. В качестве домашнего задания учащимся было предложено нарисовать овощ и описать его, что позволило судить об уровне развития качеств и умений на письме.
Урок 2. Проведённая на этом уроке игра «Приготовление салата» с речевой ситуацией «Мы ждем гостей» помогла учащимся с низким уровнем развития качеств и умений закрепить правильное произношение слов, повторить и изучить новые слова. 85% учащихся проявили достаточно высокую эмоциональность при участии в игре.
Урок 3. В цикле уроков, особое значение имела проведённая на занятии игра «Что лежит в корзинке?» с использованием ситуации «Потерявшаяся корзинка», которая способствовала закреплению правильного написания изученных слов по теме «Овощи».