Файл: Курсовая работа по дисциплине Русский язык с методикой преподавания на тему Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Ученикам нужен широкий спектр независимых стратегий изучения слов. Обучение словарному запасу должно быть направлено на то, чтобы вовлечь учащихся в активное размышление о значениях слов, отношениях между словами и о том, как мы можем использовать слова в различных ситуациях.
Значение нового слова следует объяснять учащимся, а не просто давать ему словарное определение, которое учащимся может быть трудно понять. При разработке удобных для учащихся объяснений или определений следует придерживаться двух основных принципов: [9, с. 68]
• охарактеризовать слово и то, как оно обычно используется;
• объяснить смысл, используя повседневный язык — язык, доступный и значимый для ученика.
Иногда естественный контекст слова (в тексте или литературе) не является информативным или полезным для определения значения слова. Полезно намеренно создавать и развивать учебные контексты, которые дают убедительные подсказки к значению слова. Обычно их создают учителя, но иногда их можно найти в коммерческих программах для чтения.
Исследования показывают, что, когда слова и простые для понимания объяснения вводятся в контекст, знание этих слов увеличивается и лучше усваиваются значения слов. Когда незнакомое слово может повлиять на понимание, наиболее эффективным моментом для введения значения слова может быть момент, когда это слово встречается в тексте. [9, с. 76]
Важно отметить, что использование слов способствует активному, а не пассивному использованию словарного запаса. Предоставление множественных возможностей для обсуждения и практики использования новых слов более эффективно, чем предоставление одних только определений. Например, недавнее исследование показало, что участие детей в занятиях центра с учителями и их сверстниками, в которых использовалась изученная лексика, улучшало общие словарные навыки. Использование детьми изученной лексики необходимо для глубокого понимания значений

11 слов; поэтому некоторые подходы поощряют отслеживать и праздновать, когда дети используют ключевые слова. [11, с. 67]
Хотя исследователи предложили разные подходы к определению того, какие слова заслуживают ограниченного учебного времени, все согласны с тем, что маленькие дети способны выучить сложные слова, выражающие известное понятие, с помощью больше точности или нюансов.
Текущие рекомендации по практике, основанной на фактических данных, включают явный учебный акцент на академической лексике, которая включает два типа сложной лексики: непосредственный контекст, такой как эмоции, познание, суждения, причинные объяснения или прогностические выводы; и предметно-ориентированные темы, представляющие собой техническую лексику, относящуюся к различным дисциплинам, таким как наука, инженерия, история или искусство.
Важно отметить, что обучение словарному запасу должно обучать концептуально связанным словам для расширения семантических сетей и обеспечения того, чтобы дети изучали концептуально связанные категории слов. Учебные программы, разработанные для систематического обучения концептуальным знаниям по темам естественных и социальных наук, допускают повторное знакомство с родственными словами. Важно отметить, что эти учебные программы побуждают детей активно использовать вновь выученные слова в разговоре.
К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу, обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов (от 3000 до 7000 слов). Потребность в общении определяет развитие речи. [4, с. 70]


12
1.2. Особенности словарного запаса младших школьников
Наиболее важным предиктором увеличения словарного запаса является количество слов, которые дети слышат от взрослых во время общения, игр и чтения книг на любом языке. Развитие словарного запаса и понятий у детей зависит от последовательного, воспитывающего и интерактивного обучения со взрослыми и сверстниками.
Слова в нашем словарном запасе являются строительными блоками для понимания и выражения идей. Когда дети знакомятся со сложными фразами и выражениями языка, они начинают использовать более «продвинутый» словарный запас. Они также начинают использовать более сложные слова, чтобы объяснить свой опыт, описать свои наблюдения и сделать прогнозы.
Развитие лексики и понятий являются ключевыми компонентами для изучения языка. Развитие этих навыков может проложить путь к школьному обучению искусству, естественным наукам, технологиям, математике и языкам.
Вот некоторые действия, которые помогают развитию словарного запаса: [4, с. 89]
• использовать много разных слов языка с детьми в каждом взаимодействии;
• превращать повседневные ситуации в возможности для обсуждения и описания;
• повторять и поощрять каждый раз, когда ребенок пытается произнести слово, уделяя ему внимание и показывая свою привязанность;
• исследовать и описывать объекты, движения и качества, которые окружают в данный момент времени;
• помогать детям объяснить свои мысли и чувства словами;
• включить счет, называние и описание предметов в повседневную деятельность;

13
• классификация словарного запаса по мере того, как он появляется во время взаимодействия (например, бег, скачок, прыжок – всё это способы передвижения);
• использовать объекты/изображения
(для представления слов/понятий) и сортировать слова по категориям и подкатегориям.
Детский словарный запас и развитие понятий зависят от последовательного, заботливого и интерактивного опыта обучения со взрослыми и сверстниками. У детей должен быть большой и разнообразный словарный запас, который постоянно растет.
Первые слова, произносимые детьми, сильно различаются. Однако данные России отражают следующие основные вехи разговорной
(экспрессивной) лексики: [7, с. 94]

12 месяцев: 2 слова «мама» и «папа»

18 месяцев: 10-50 слов

2 года: 300 слов

2,5 года: 450 слов

3 года: 1000 слов

4 года: 2000 слов

5 лет: 5000+ слов

17 лет: от 36 000 до 136 000 слов.
Слова, которые дети склонны произносить первыми, являются словами-наименованиями
(существительными). Тогда слова-действия
(глаголы) являются вторым самым ранним типом слов. Другими словами, которые выучивают на ранних этапах, являются несколько примеров модификаторов (например, «больше») и личностно-социальные фразы
(например, «пожалуйста», «нет»).
Знание лексики влияет на сложности и нюансы детского мышления и на то, насколько хорошо они будут понимать печатные тексты. Наличие более сложного языка позволяет детям придавать смысл тому, что говорят люди, говорить и знакомиться с новыми понятиями. Они важны для раннего


14 счета, науки и грамотности (и других дисциплинарных знаний), а также для обучения детей делиться своими мыслями и чувствами.
Когнитивное и языковое развитие детей достигает максимума, когда им предоставляются содержательные возможности для участия в независимых и общих дискуссиях, а также когда они знакомятся со многими различными формами текста, которые соответствуют их интересам.
Исследования показывают, что, когда маленькие дети вступают в осмысленное взаимодействие и сталкиваются с большим количеством слов, они быстро расширяют свой словарный запас. Знаковое исследование Харта и Рисли выявило важность взаимодействия с детьми и предоставления им большого количества и качественного опыта изучения языка. Они также продемонстрировали, что наличие более развитого словарного запаса в раннем возрасте приводит к более высоким образовательным достижениям в средних классах начальной школы. Более поздние исследования подтвердили важность взаимодействия взрослых для детского словарного запаса и общего развития устной речи. [15, с. 66]
Важно предоставить детям возможности для взаимодействия с различными понятиями
(включая формы и пространственное мышление). Это позволяет детям «репетировать» язык, необходимый для изучения различных понятий.
Обязательно делать паузу — важная стратегия во время разработки концепции. Пауза дает детям возможность подумать о более сложных понятиях, а педагогам позволяет внимательно слушать детей и реагировать на них более благосклонно.
Дети взаимодействуют вербально и невербально с другими людьми для различных целей: [15, с. 33]
• взаимодействовать с другими, чтобы исследовать идеи и концепции, прояснять и оспаривать мышление, вести переговоры и делиться новым пониманием;

15
• продемонстрировать растущее понимание измерения и числа, используя словарный запас для описания размера, длины, объема, емкости и названий чисел;
• использовать язык, чтобы сообщать мысли о количествах, чтобы описывать атрибуты объектов и коллекций, а также объяснять математические идеи.
• начать понимать ключевые концепции и процессы грамотности и счета, такие как звуки языка, отношения между буквами и звуками, концепции печати и способы структурирования текстов
• начать сортировать, классифицировать, упорядочивать и сравнивать коллекции, события и атрибуты предметов и материалов в их социальном и естественном мирах.
Маленькие дети приобретают словарный запас косвенно, сначала слушая, когда другие говорят или читают им, а затем используя слова, чтобы разговаривать с другими. Когда дети начинают читать и писать, они усваивают больше слов благодаря пониманию того, что читают, а затем включают эти слова в свою речь и письмо.
Словарный запас учащихся сильно различается. Разрыв в словесных знаниях между группами детей начинается еще до того, как они поступают в школу. Почему у некоторых учеников словарный запас богаче и полнее, чем у некоторых их одноклассников? Существует несколько факторов: [11, с. 48]
• языковой дом с большим количеством вербальной стимуляции;
• широкий фоновый опыт;
• чтение дома и в школе;
• объёмное самостоятельное чтение;
• раннее развитие словесного сознания.
Почему у некоторых учеников ограниченный, недостаточный словарный запас по сравнению с большинством их одноклассников?
Причины: [11, с. 53]
• разговор/словарный запас не поощряется дома;


16
• ограниченный опыт вне дома;
• ограниченное знакомство с книгами;
• неохотный читатель;
• второй язык.
Дети, которых родители поощряли задавать вопросы и узнавать о вещах и идеях, приходят в школу с устным словарным запасом, во много раз большим, чем у детей из неблагополучных семей. Без вмешательства этот разрыв становится все больше по мере того, как учащиеся продолжают обучение в школе. [5, с. 96]
Cловарный запас поддерживает развитие чтения и улучшает понимание. Учащиеся с низкими показателями словарного запаса, как правило, имеют низкие показатели в школе, а учащиеся с удовлетворительными или высокими показателями словарного запаса, как правило, имеют удовлетворительные или высокие показатели.
Сложный процесс понимания имеет решающее значение для развития навыков чтения у детей и не может быть понят без четкого понимания той роли, которую развитие словарного запаса и обучение играют в понимании прочитанного.
Классическое исследование показало, что учащиеся с низким уровнем развития словарного запаса смогли поддерживать свои общие результаты тестов по чтению на ожидаемом уровне до четвертого класса, но их средние баллы за распознавание слов и их значение начали снижаться по мере того, как слова становились более абстрактными, техническими и литературными. Снижение распознавания слов и значения слов продолжалось, и к седьмому классу баллы по значению слов упали почти на три года ниже уровня класса, а среднее понимание прочитанного было почти на год ниже. Жанна Чолл ввела термин «спад в четвертом классе», чтобы описать этот паттерн в развитии читателей. [17, с. 83]
Такие вопросы, как «Для чего это?» или «Что это значит?» являются важными инструментами, которые маленькие дети используют для

17 когнитивного развития и изучения слов. К дошкольному возрасту дети уже обладают сложными навыками активной обработки новых слов и определения их значения. Маленькие дети проверяют свои гипотезы о значении слов, используя процесс исключения, но угадывание значения слова методом проб и ошибок может привести к ошибкам. Спрашивая взрослых, что означают слова, ребёнок может уменьшить количество ошибок в выборе слов.
Дети в возрасте от 4 до 6 лет демонстрируют растущую гибкость в изучении новых слов и множественных значений. Таким образом, вторая стратегия изучения слов заключается в том, чтобы замечать слова, которые имеют несколько значений, таких как
«использовать руку», чтобы помахать на прощание. Отмечание слов, которые имеют несколько значений, облегчает гибкие стратегии изучения слов. Точно так же даже двуязычные дети дошкольного возраста могут легко выучить родственные слова, слова, которые звучат одинаково и имеют сходное значение в разных языках. [17, с. 91]
Дети, знающие хотя бы некоторые слова, заинтересованы в изучении новых слов и заинтересованы в их правильном использовании. Если прямое обучение является первоначальным приглашением к изучению нового слова, поддержка словесного осознания является следующим шагом к использованию силы слов, поскольку дети делают их своими в разговорах. Учитывая, что детям необходимо учить тысячи слов в год, крайне важно, чтобы дети «полюбили» новые слова. Развитие словесного сознания может способствовать развитию языка и результатов чтения.
Исследования показали, что учащиеся используют контекстуальный анализ, чтобы сделать вывод о значении слова, внимательно изучая окружающий текст. Поскольку учащиеся сталкиваются с огромным количеством слов во время чтения, некоторые исследователи считают, что даже небольшое улучшение способности использовать контекстные


18 подсказки может привести к существенному и долгосрочному увеличению словарного запаса: [14, с. 72]
1. Зарисовка слов. Многим учащимся легче запомнить значение слова, сделав быстрый набросок, связывающий это слово с чем-то лично значимым для учащегося. Ученик применяет каждое целевое слово к новому, знакомому контексту. Ученику не нужно тратить много времени на то, чтобы сделать отличный рисунок. Важно то, что набросок имеет смысл и помогает учащемуся понять значение слова.
2. Применение целевых слов. Применение целевых слов обеспечивает еще один контекст для изучения значений слов. Когда учащимся предлагается применить целевые слова к своему собственному опыту, у них появляется еще одна возможность понять значение каждого слова на личном уровне. Это позволяет глубоко обрабатывать значение каждого слова.
3. Анализ частей слова. Способность анализировать части слова также помогает, когда учащиеся сталкиваются с незнакомой лексикой. Если учащиеся знают значения корневых слов и суффиксов, они с большей вероятностью поймут слово, содержащее эти части слова. Явное обучение частям слова включает в себя обучение значениям частей слова, а также разборке и повторной сборке слов для получения значения.
4. Сознание слов — это интерес к словам и осознание их. Учащиеся, знающие слова, осознают окружающие их слова — те, которые они читают и слышат, и те, которые они пишут и произносят. Студенты, знающие слова, умело используют слова. Они осведомлены о тонкостях значения слов. Им любопытен язык, и им нравится играть со словами и исследовать происхождение и историю слов.
Учителя должны принимать во внимание словарное сознание в течение всего учебного дня, а не только во время занятий по словарному запасу. Важно создать класс, «богатый словами». Учащиеся должны иметь

19 доступ к таким ресурсам, как словари, тезаурусы, стены слов, кроссворды, и к другим словесным играм, литературе, сборникам стихов.
Учителя могут способствовать развитию словесного сознания разными способами:
1. Языковые категории: учащиеся учатся делать более тонкие различия в выборе слов, если они понимают отношения между словами, такие как синонимы, антонимы и омонимы.
2. Образный язык: способность обращаться с фигурами речи также является частью словесного сознания. Наиболее распространенными фигурами речи являются сравнения, метафоры и идиомы.
После изучения языковых категорий и образного языка учащимся следует предложить следить за их примерами во всех областях содержания.
Создание обширного словарного запаса необходимо для чтения и более широкого академического успеха. Действительно, словарный запас является сильным фактором, определяющим понимание прочитанного. Знание значений слов в тексте позволяет читателю лучше его понимать. Более того, словарный запас рассматривается как показатель того, что дети знают о природном и социальном мире. Наличие обширных знаний о мире и словарного запаса обеспечивает академическое преимущество, поскольку эти знания накапливаются с течением времени.
Пополнение словарного запаса должно начинаться с раннего детства. Маленькие дети должны учить большое количество слов каждый учебный год, чтобы успешно читать. Исследователи разнятся в своих оценках того, сколько слов дети должны выучить, чтобы успешно подготовиться к колледжу и карьере, но оценки варьируются от 3000 до 4000 слов в год. Таким образом, с самых младших классов педагоги должны намеренно давать детям опыт для расширения словарного запаса. [5, с. 71]
Что включает в себя полная программа словарного запаса для детей младшего возраста? Комплексная программа словарного запаса включает четыре компонента: широкое чтение, прямое обучение отдельным словам,