Файл: Курсовая работа по дисциплине Русский язык с методикой преподавания на тему Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
Урок 4. При помощи повторной игры «Приготовление салата», но с использованием другой речевой ситуации «В огороде», которая занимала в данном уроке значительное место и содержала в себе уже достаточно сложное задание, удалось полностью закрепить лексику по теме «Овощи».
Урок 5. На этом уроке была проведена игра «Домино» с речевой ситуацией «В магазине», которая способствовала закреплению всех изученных слов с точки зрения лексики, грамматики и фонетики. Игра имела большой успех у детей и способствовала повышению мотивации детей к участию в ней.
Урок 6. Этот урок является контрольным, цель которого выявить уровень знаний детей после проведенных игр, через кроссворд и описательные загадки.
3 этап. В итоговую диагностику были включены следующие виды работ:
1. Назвать овощи по показанным карточкам и дать их описание в развернутом виде.
2. Записать овощи по предъявленным картинкам и описать их.
2.2 Анализ результатов исследования обогащения словарного
запаса у учащихся 2-го класса
Из 25-ти испытуемых, принимавших участие в первом этапе исследования, с заданием справились 75%.
На вопрос «Что это?» по теме «Одежда» смогли правильно ответить 90
% учащихся 2-го класса, а на вопрос «Как понимаешь это слово?» – 75%.
По теме «Домашние животные», с первым вопросом справилось 92% испытуемых, на второй вопрос правильно смогли ответить только 70%.
Тема «Обувь» у школьников вызвала больше трудностей. На вопрос
«Что это?» правильно ответило 85% испытуемых, а на вопрос «Как ты понимаешь это слово?»- 53%.
31
В таблице 5 дана качественная характеристика выполненных заданий учащимися 2-го класса.
Таблица 5
Качественная характеристика выполнения заданий
учащимися 2 класса, %
Лексическая тема
Правильный ответ
Отрицательный ответ
Отказы
Что это?
Как понимаешь?
Что это?
Как понимаешь?
Что это?
Как понимаешь?
«Одежда»
90%
75%
8%
16%
2%
9%
«Дом. животные»
92%
70%
8%
23%
2%
7%
«Обувь»
85%
53%
12%
38%
3%
9%
Анализ полученных данных позволил представить соотношение правильно названных имён существительных, глаголов и имён прилагательных по всем трём лексическим темам: «Одежда», «Домашние животные», «Обувь».
В активном словарном запасе испытуемых преобладают имена существительные, глаголы и имена прилагательные употребляются в меньшей степени. По трем лексическим темам школьниками было названо 25 имен существительных из 30 предложенных заданием; 17 глаголов из 25; 15 имен прилагательных из 25.
Слово могло объясняться с помощью действия, например, по теме
«Одежда»: рукава – ребенок указывает на свои рукава; по теме «Домашние животные»: рогатая – ребенок показывает руками над своей головой рога.
Результаты исследования показали, что активный словарь учащихся высокого уровня, но при этом у небольшого процента учащихся он примитивен. Для некоторых ребят характерна расплывчатость понимания значения слов, средний уровень обобщения.
В целом по первому этапу исследования можно сделать вывод, что средний балл словарного запаса по классу высокий, при этом для некоторых учащихся характерно недоразвитие активного словаря, это обнаружилось при назывании предметов, признаков и действий.
32
Итог второго этапа исследования: расширение словарного запаса учащихся; активное участие в дидактических устных и письменных играх, что привело к расширению их кругозора и более богатому лексическому выражению.
Третий этап исследования. На данном этапе была проведена итоговая диагностика, в которую были включены следующие виды работ:
1. Назвать овощи по показанным карточкам и дать их развернутое описание. По результатам данного опроса была составлена таблица 6.
Таблица 6
Таблица ответов на задание третьего итогового этапа
№
Томат Огурец Картофель Свекла Кабачок Морковь Редис Капуста Итог
1
+
+
+
+
+
+
+
+
8 2
+
+
+
-
+
+
+
+
7 3
+
+
+
+
+
+
+
+
8 4
+
+
+
+
-
+
-
+
6 5
+
+
+
+
+
+
+
+
8 6
+
+
+
+
+
+
+
+
8 7
+
+
+
+
+
+
+
+
8 8
+
+
+
+
+
+
+
+
8 9
+
+
+
+
+
+
+
+
8 10
+
+
+
+
-
+
-
+
6 11
+
+
+
+
+
+
+
+
8 12
+
+
+
+
+
+
+
+
8 13
+
+
+
+
+
+
+
+
8 14
+
+
+
+
+
+
+
+
8 15
+
+
+
+
+
+
+
+
8 16
+
+
+
+
+
+
+
+
8 17
+
+
+
+
+
+
+
+
8 18
+
+
+
+
+
+
+
+
8 19
+
+
+
+
+
+
+
+
8 20
+
+
+
+
+
+
+
+
8 21
+
+
+
+
+
+
+
+
8 22
+
+
+
+
+
+
+
+
8 23
+
+
+
+
-
+
+
+
7 24
+
+
+
+
+
+
+
+
8 25
+
+
+
+
+
+
+
+
8
Из таблицы 6 видно, что с предложенным заданием не справились в полной мере всего 4 человека из 25, данные учащиеся правильно назвали овощи по картинкам, но не смогли их развернуто описать.
33
Следовательно, справилось с заданием 85% учащихся, что превышает первоначальный процент выполненных заданий из первого этапа (75%).
Вторым заданием итогового этапа было записать овощи по предъявленным картинкам и описать их. Результаты данного задания показаны в таблице 7.
Таблица 7
Таблица ответов на задание третьего итогового этапа
№
Томат Огурец Картофель Свекла Кабачок Морковь Редис Капуста Итог
1
+
+
+
+
+
+
+
+
8 2
+
+
+
-
-
+
+
+
6 3
+
+
+
+
+
+
+
+
8 4
+
+
+
+
-
+
+
+
7 5
+
+
+
+
+
+
+
+
8 6
+
+
+
+
+
+
+
+
8 7
+
+
+
+
+
+
+
+
8 8
+
+
+
+
+
+
+
+
8 9
+
+
+
+
+
+
+
+
8 10
+
+
+
-
-
+
-
+
5 11
+
+
+
+
+
+
+
+
8 12
+
+
+
+
+
+
+
+
8 13
+
+
+
+
+
+
+
+
8 14
+
+
+
+
+
+
+
+
8 15
+
+
+
+
+
+
+
+
8 16
+
+
+
+
-
+
+
+
7 17
+
+
+
+
+
+
+
+
8 18
+
+
+
+
+
+
+
+
8 19
+
+
+
+
-
+
+
+
7 20
+
+
+
+
+
+
+
+
8 21
+
+
+
+
+
+
+
+
8 22
+
+
+
+
+
+
+
+
8 23
+
+
+
+
-
+
+
+
7 24
+
+
+
+
+
+
+
+
8 25
+
+
+
+
+
+
+
+
8
Из данной таблицы видно, что с предложенным заданием не справились в полной мере 6 человек из 25, каждый из 6 человек столкнулся с проблемой развернутого описания кабачка. В целом уровень грамотного написания словарных слов по данному заданию составил 76%, что говорит о высоком уровне обогащения словарного запаса учащихся.
По сравнению с заданиями первого этапа активный словарь учащихся стал более разнообразным.
34
Так, итоговая работа показала:
− словарный запас учащихся обогатился на 10%;
− у учащихся повысился интерес к изучению русского языка, познаванию новых слов.
Таким образом, с детьми было проведено всего шесть уроков с употреблением словарей разных типов, дидактических игр, в результате чего был достигнут высокий уровень обогащения словарного запаса школьников, повышен уровень их речевого развития, расширен активный словарь школьника.
Если такие занятия проводить систематично, то уровень обогащения словарного запаса повысится и на более высокий процент.
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования было на основе концептуальных положений теории школьного образования систематизировать подходы к анализу обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения указанной цели в курсовой работе были решены следующие задачи: обобщены научные точки зрения на теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников; проанализированы особенности словарного запаса младших школьников; проведено эмпирическое исследование обогащения словарного запаса у учащихся 2 класса.
В первой главе настоящей работы были обобщены научные точки зрения на теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников и проанализированы особенности словарного запаса младших школьников.
Ученикам нужен широкий спектр независимых стратегий изучения слов. Обучение словарному запасу должно быть направлено на то, чтобы вовлечь учащихся в активное размышление о значениях слов, отношениях между словами и о том, как мы можем использовать слова в различных ситуациях.
Исследования показывают, что, когда слова и простые для понимания объяснения вводятся в контекст, знание этих слов увеличивается и лучше усваиваются значения слов. Когда незнакомое слово может повлиять на понимание, наиболее эффективным моментом для введения значения слова может быть момент, когда это слово встречается в тексте.
Знание лексики влияет на сложности и нюансы детского мышления и на то, насколько хорошо они будут понимать печатные тексты. Наличие более сложного языка позволяет детям придавать смысл тому, что говорят люди, говорить и знакомиться с новыми понятиями. Они важны для раннего
36 счета, науки и грамотности (и других дисциплинарных знаний), а также для обучения детей делиться своими мыслями и чувствами.
Когнитивное и языковое развитие детей достигает максимума, когда им предоставляются содержательные возможности для участия в независимых и общих дискуссиях, а также когда они знакомятся со многими различными формами текста, которые соответствуют их интересам.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование обогащения словарного запаса у учащихся 2 класса.
Цель эмпирического исследования была выявить уровень знаний учащихся и их словарный запас и применить к ним метод обогащения словарного запаса.
На 1 этапе исследования: определён и оценён активный словарь учащихся 2-го класса; выявлено умение точно соотнести слово с предъявляемой картинкой; выявлен уровень осознания лексического значения слова.
На 2 этапе: расширение словарного запаса младших школьников через настольно-печатные дидактические игры.
На 3 этапе: уточнение итогов проведённой работы, проведение диагностической работы, обработка и анализ результатов 2 этапа исследования.
Так, итоговая работа показала:
− словарный запас учащихся обогатился на 10%;
− у учащихся повысился интерес к изучению русского языка, познаванию новых слов.
Таким образом, с детьми было проведено всего шесть уроков с употреблением словарей разных типов, дидактических игр, в результате чего был достигнут высокий уровень обогащения словарного запаса школьников, повышен уровень их речевого развития, расширен активный словарь школьника.
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебники, монографии и периодические издания
1.
Афонин Н. В. Русский язык для младших школьников: учебное пособие/ Афонин Н. В. - Москва: Эксмо, 2019.- 392 c.
2.
Баринов П.Р. Методика обучению русскому языку и литературному чтению: учебное пособие/ Баринов П.Р. -Москва: Эксмо, 2020.- 258 c.
3.
Булатов А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие/ Булатов А.С. - Москва: ИНФРА-М, 2020.- 257 c.
4.
Евдокимов Д. Е. Русский язык для младших школьников: учебное пособие/ Евдокимов Д. Е. - Москва: Дашков и К, 2018.- 258 c.
5.
Конаков М. И. Методика обучения языку в начальной школе: учебное пособие/ Конаков М. И.- Москва: ИНФРА-М, 2019.- 263 c.
6.
Косованова В. П. Изучение русского языка в начальной школе: учебное пособие/ Косованова В. П.- Москва: ИНФРА-М, 2018.- 247 c.
7.
Макеев Н.С. Метапредметный подход в образовании: обучение русскому языку младших классов: учебное пособие/ Макеев Н.С. - Москва:
Эксмо, 2019.- 308 c.
8.
Маркелова Н. П. Русский язык для младших школьников: учебное пособие/ Маркелова Н. П.- Москва: Дашков и К, 2018.- 214 c.
9.
Нарулина Е.Н. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие/ Марулина Е.Н.- Москва: ИНФРА-М, 2020.- 296 c.
10.
Якиманова М. В. Методика обучения языку в начальной школе: учебное пособие/ Екиманова М. В. - Москва: ФОРУМ, 2021.- 247 c.
Электронные ресурсы
11.
Маскаев В.Д. Русский язык для младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Маскаев В.Д.- Электрон. текстовые данные. -
38
Москва:
Дашков и
К,
2019.-
257 c.-
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17820. - ЭБС «IPRbooks»
12.
Матевосян С. М. Методика обучению русскому языку [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Матевосян С. М.- Электрон. текстовые данные. -
Москва:
ИНФРА-М,
2018.-
345 c.-
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85960. - ЭБС «IPRbooks»
13.
Матушко В. В. Русский язык для младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Матушко В. В. - Электрон. текстовые данные.-
Москва:
Эксмо,
2019.-
373 c.-
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22290.- ЭБС «IPRbooks»
14.
Миропольская В. С. Психология детей младшего школьного возраста
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Миропольская В. С. - Электрон. текстовые данные.- Москва: Дашков и К, 2018.- 288 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14790.- ЭБС «IPRbooks»
15.
Новрузова Н. А. Русский язык для младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Новрузова Н. А. - Электрон. текстовые данные. -
Москва:
ИНФРА-М,
2018.-
380 c.-
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46302. - ЭБС «IPRbooks»
16.
Норилов В. А. Методика обучению русскому языку и литературному чтению [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Норилов В. А. - Электрон. текстовые данные. - Москва: Эксмо, 2018.- 378 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55801. - ЭБС «IPRbooks»
17.
Рулькин З.В. Русский язык для младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рулькин З.В.- Электрон. текстовые данные. -
Москва:
ИНФРА-М,
2018.-
347 c.-
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36521. - ЭБС «IPRbooks»
18.
Рыленков Д.А. Психология детей младшего школьного возраста
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рыленков Д.А.- Электрон. текстовые данные. - Москва: Эксмо, 2018.- 258 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47100. - ЭБС «IPRbooks»
39
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 4
Календарно-тематический план обогащения словарного запаса
Сроки
Тема «Овощи»
Количество часов
Изучаемые слова
Речевая ситуация
15.04
«Парные картинки», описательные загадки
1
Редис, томат, огурец, петрушка, сельдерей
«Потерялись овощи»
17.04
«Приготовление салата», описательные загадки
1
Лук, морковь, горошек, картофель, чеснок
«Мы ждем гостей»
18.04
«Что лежит в корзинке», описательные загадки
1
Баклажан, кабачок, капуста, брокколи
«Потерявшаяся корзинка»
22.04
«Приготовление салата», письменное задание «Лестница»
1
Перец, Патиссон,
Тыква, Свекла, фасоль
«В огороде»
24.04
«Домино», письменное задание
«Найди букву»
1
Закрепление изученных слов
«В магазине»
25.04
Кроссворд, описательные загадки
1
Закрепление изученных слов