Файл: Протокол 1 от 29 августа 2019 г. Программа разработана и принята на заседании Педагогического Совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
высвободите эмоции – и работа сделана
Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хужеладят с другими детьми.
Эмоциональный воспитатель
-
расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения -
легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают -
осознает и ценит собственные эмоции -
считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия -
чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются -
не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать -
уважает эмоции ребенка -
не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка -
не говорит, как ребенок должен себя чувствовать -
не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы -
использует эмоциональные моменты, чтобы: -
выслушать ребенка -
посочувствовать и успокоить его словами и лаской -
помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает -
предложить варианты урегулирования эмоций -
установить границы и научить приемлемому выражению эмоций -
выработать навыки решения проблем
Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.
«Азбука эмоций»
(для детей)
• Гнев: неистовство, грубый произвол, негодование, ярость,
озлобление, возмущение, досада, ехидство, злоба, недовольство,
раздражительность, враждебное отношение,ненависть и бешенство.
• Печаль: горе, грусть, уныние, удрученность, меланхолия, жалость к
себе, тоска одиночества, подавленность, отчаяние .
• Страх: тревога, дурное предчувствие, нервозность, беспокойство,
оцепенение, опасение, настороженность, тягостное чувство, волнение,
боязливость, испуг, ужас;
• Наслаждение: счастье, радость, облегчение, довольство, блаженство,
восхищение, приятное изумление, ликование, чувственное удовольствие,
волнение, восторг, удовольствие, удовлетворенность, эйфория,
каприз, мания.
• Любовь: приятие, дружелюбие, доверие, доброта, симпатия,
преданность, влюбленность, агапе – деятельная,
одаряющая любовь.
• Удивление: шок, потрясение, изумление, удивление, смешанное с
восторгом.
• Отвращение: презрение, надменность, пренебрежение, омерзение,
антипатия, неприязнь, неприятие.
• Стыд: чувство вины, смущение, досада, угрызения совести,
унижение, сожаление, чувство обиды и искреннее раскаяние.
Методика «Страна Эмоций»
Автор Т. В. Громова
Методика «Страна эмоций» разработана для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка.
Цель: формирование способности осознавать и принимать свои эмоции, вступая с ними в непосредственный контакт, узнавая их и знакомясь с ними заново, изучая и исследуя, получение опыта самопознания и самопринятия.
Задачи:
1. Диагностика эмоционально — волевой сферы ребенка:
определяются эмоции, являющиеся наиболее проблемными для ребенка;
выявляется уровень развития рефлексии собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональной децентрации ребенка;
выявляется способность ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности;
определяются наиболее эмоционально значимые для ребенка сферы жизнедеятельности (взаимоотношения с родителями, друзьями, учебная деятельность и т.д.).
2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
создание условий для осуществления ребенком рефлексии собственных чувств и их отреагирования; дифференцирование эмоции по степени интенсивности переживания; создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера.
Методика позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначения трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам. В процессе работы с методикой психолог предоставляет ребенку возможность получить (может быть, впервые) опыт самоанализа, осознавания своих чувств, их присвоения, а значит — контроля над ними. Переживание подобного опыта способствует личностному росту ребенка, развитию его эмоциональной сферы.
Автором был создан ряд персонажей, каждый из которых соответствовал какому-либо эмоциональному состоянию. Часть персонажей целесообразно отнести к основному составу, в который входят: Гнев - Сердитка, Боястик - Дрожастик. Вредитель, Веселинка, Грустинка как аналоги базовых эмоций, а также Лень как персонаж, наиболее часто используемый при работе с проблемами эмоционально-волевой сферы. Остальные персонажи можно отнести к дополнительному составу: Обидка, Раздражинка, ВысокомерНадменович, Застенчик, Хитрик, Фантазер- Придумка, Жадина - Недамка, Обманка, Завидуха, Растерянчик Нерешительный, Медлитель-Удлинитель, Упрямыч, Братья Небояновы и Добрин. Большинство дополнительных персонажей соответствует эмоциональным состояниям, производным от основных. Предвосхищая закономерный вопрос о том.зачем в состав персонажей включены такие эмоции, как Веселинка, Фантазер-Придумка и Добрин, по определению не относящиеся к проблемным, отметим, что тем не менее их присутствие в методике необходимо по следующим причинам.
Наличие в Стране Эмоций исключительно отрицательных, «проблемных» персонажей настораживает ребенка, может оказать влияние на уровень его тревожности, а также на сам характер взаимодействия с психологом, лишает методику игрового, безопасного характера, что значительно затрудняет ее применение.
Положительные персонажи часто включаются ребенком в рассказ о выбранной эмоции, выступают в качестве помощников, способствующих счастливой развязке. Иногда ребенок совершенно неожиданно самостоятельно обнаруживает родство некоторых своих проблемных эмоциональных состоянии с состояниями радости, удовольствия и т.д., что также оказывает коррекционный эффект.
Предлагаемый состав эмоций (как отрицательных, так и положительных) может изменяться и дополняться в процессе работы.
Характеристики персонажей, используемых в методике «Страна эмоций».
Гнев - Сердитка. Агрессивность является одной из самых распространенных поведенческих проблем в дошкольном и младшем школьном возрасте. Зачастую агрессивные проявления (физические или вербальные) являются единственным знакомым и доступным ребенку средством выразить свой гнев, обиду, страх подвергнуться нападению и т.д.. поскольку способности ребенка к самовыражению в этом возрасте ограничены. Работа с данным персонажем помогает простроить более конструктивные отношения со своим гневом, найти социально приемлемые способы его выражения.
Вредитель. Этот персонаж также соответствует эмоции гнева, но относится больше к его разрушительному выражению, физической агрессии (ребенок «встречается» со своим Вредителем, когда у него возникает желание кого—то толкнуть, ударить, сломать чью-то игрушку, сбросить веши с парты и т.д.). Таким образом, данный персонаж может отражать не только стремление выразить гнев, но и желание привлечь к себе внимание. В каждом конкретном случае следует установить, выражением каких эмоций служит для ребенка Вредитель.
Грустинка. Также способ реагирования на ситуации неуспеха, неудачи, на нежелательные события в жизни ребенка. Является своеобразным указателем на ситуации, являющиеся наиболее стрессовыми в данный период. Работа с данным персонажем дает возможность ребенку говорить о том.что вызывает печаль, расстраивает его, т.е. обозначить то, что серьезно нарушает душевное равновесие ребенка, но. как правило, им не осознается.
Боястик - Дрожастик. Соответствует базовой эмоции страха. Играет важную роль при работе с различными страхами, тревогой. В процессе интервью отражает объекты, явления, ситуации, вызывающие у ребенка наибольший страх. В процессе работы с Боястпком-Дрожастнком создаются благоприятные условия для осознавания. рефлексии своих страхов, их отреагирования. снижения уровня психического напряжения.
Веселинка. Эмоция радости. Как положительный персонаж» является скорее вспомогательным при диагностической и коррекционной работе, но при этом помогает установлению взаимосвязи между различными эмоциональными состояниями и эмоциональным удовлетворением, получением удовольствия (иногда Веселинка «появляется» вместе с Вредителем, «дружит» с Обманкой, «состоит в родственных отношениях» с Высокомером и т.д.).
Лень. Использование данного персонажа дает возможность работать как с проблемами произвольности, так и с трудностями эмоционального характера, скрытым сопротивлением какой—либо деятельности (учебной, взаимодействию с группой сверстников, общению с кем-либо и т.д.). Способствует осознаванию проблемы, а также разотождествлению с состоянием лени, отделению этого состояния от самой личности.
Обидка. Позволяет вспомнить и обсудить ситуации, в которых ребенок видит несправедливость, чувствует обиду, при этом часто не имея возможности выпазить открытый протест. Уместно также обсуждение того, как себя ведет Обидка. что делает, с кем дружит и т.д.
ВысокомерНадменович. Использование данного персонажа может быть полезным при работе с определенными трудностями коммуникативной сферы. Может служить выражением как недостаточно сформированных навыков взаимодействия, так и скрытого страха перед общением со сверстниками, страха собственной некомпетентности, показателем завышенной (пли же, наоборот, заниженной самооценки) и т.д. Прояснить ситуацию позволяет интервью им последующая работа с использованием Высокомера - Надменовича.
Застенчик. Также относится к персонажам для работы с проблемами коммуникативной сферы ребенка. Отражает эмоциональное состояние, производное от эмоции страха, но относится больше к социальному аспекту: общению со сверстниками, публичному самовыражению, получению оценки извне и т.д.
РастерянчикНерешительный. Может использоваться как при работе с вниманием (концентрацией, устойчивостью), так и для проработки проблем, имеющих эмоциональную основу: страх обнаружения некомпетентности, неуспешности, страх ошибки и др.
Медлитель-Удлинитель. Позволяет говорить с ребенком о ситуациях, в которых он испытывает дискомфорт из-за медлительности, упреков взрослых в том, что ребенок делает что-либо медленнее, чем его одноклассники, отстает от них и т.п. Подобные ситуации являются нередкими и зачастую травмируют ребенка, по причине чего нуждаются в обсуждении.
Фантазер-Придумка. Служит, в основном, для обеспечения безопасности самораскрытия ребенка в процессе работы с методикой "Страна эмоций". Однако в ряде случаев может способствовать обозначению какой-либо проблемы или ситуации, имеющей для ребенка важное значение (фантазия как способ быть успешным, получить одобрение членов семьи, избежать контакта с реальными трудностями в чем-либо и т.д.).
Хитрик. Может служить как положительным, социально одобряемым, так и отрицательным персонажем. В зависимости от системы ценностей, принятой в окружении ребенка. В соответствии с этим стимулирует либо рассказы о случаях успешного решения каких-либо проблем, нахождения удачного, нестандартного выхода из сложной ситуации, либо воспоминания о нечестных поступках, обмане кого-либо. При работе сданным персонажем (как и с остальными «негативными эмоциями») важно не давать оценку поступкам и признаниям ребенка: прямое или косвенное порицание препятствует самораскрытию ребенка, нарушает доверительные отношения между психологом и ребенком.
Обманка. Как правило, однозначно отрицательный персонаж, соответствующий таким общественно порицаемым проявлениям, как обман, ложь. Следует обратить внимание на то, какова реакция ребенка на представление данного персонажа, какой ответ дается на вопрос, встречался ли ему этот персонаж. Нередко полное, эмоционально окрашенное отрицание присутствия Обманки в жизни ребенка. Это может отражать как действительное осознанное следование ценностям, принятым в окружении ребенка, так и вытеснение ситуаций обмана, боязнь признаться в том.что ребенок этим нормам не соответствует. В данном случае особенно важно создать условия для безопасного принятия ребенком того факта, что иногда для решения проблем он прибегает к помощи Обманки. Это необходимое условие для дальнейшей эффективной работы с данной проблематикой.