Файл: Протокол 1 от 29 августа 2019 г. Программа разработана и принята на заседании Педагогического Совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
наглядные;
-
словесные;
-
практические.
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются методы:
- соревнования;
- поощрения.
Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы:
• предварительные (анкетирование, диагностика, наблюдение, опрос);
• текущие (наблюдение, ведение таблицы результатов);
• тематические (билеты, тесты);
• итоговые (выставки, фестивали ).
Алгоритм проведения занятий
Теоретические занятия по изучению экологии и эмоционального интеллекта строятся следующим образом:
-
заполняется журнал присутствующих на занятиях учащихся; -
объявляется тема занятий; -
раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или указывается где можно взять этот материал; -
теоретический материал педагог дает учащимся, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники); -
проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования учащихся.
Практические занятия проводятся следующим образом:
-
педагог показывает материал занятия, т.е. заранее готовит практическую работу (презентация); -
далее педагог предлагает формы практической работы, используя различные варианты, усвоения материала; -
педагог отдает учащимся, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по данной теме, либо показывает, где они размещены на сайте с исходными материалами, посвященном именно этой теме; -
далее учащиеся самостоятельно (и, или) в группах проводят исследование по заданной теме; -
практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке.
Формы работы с родителями
Просвещение родителей по вопросам профориентации детей, экологического воспитания и развитие эмоционального интеллекта, а т.е. надпрофессиональных навыках и умениях. Эти навыки являются универсальными, они важны для специалистов самых разных отраслей̆ для профессий появляющимся после 2020 года. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной̆ деятельности в своей̆ будущей рабочей отрасли, сохраняя свою востребованность внутри коллектива и организации. Ниже приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего:
-
Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними). -
Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях). -
Умение управлять проектами и процессами. -
Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя. -
Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах). -
Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми. -
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем). -
Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса. -
Бережливое производство.
В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают материальную и финансовую помощь в подготовке выставок, конкурсов, фестивалей, в проведении экскурсий, поездок, походов, экспедиций. Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях В программе предусмотрены экскурсии и экспедиции совместно с родителями. Кроме этого родители посещают мастер-классы, родительские собрания, участвуют в совместных творческих делах и социально-значимых акциях и др.
Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Эмоци-Я» всегда состоит из 5-ти этапов:
-
Интерактивная беседа, -
Информационный блок, -
Виртуальный экологический рейд или психологический мини-тренинг, -
Работа в группах, -
Заключительная беседа, рефлексия,
Программа состоит из двух блоков: теоретического и практического.
Теоретическая часть предусматривает получение знаний не только на последовательном рассмотрении уровней организации живого, их изучение начинается с молекулярного уровня организации и последовательно охватывает все более сложные системы. Благодаря этому складывается представление о механизмах, которые лежат в основе различных экологических процессах, о сложных взаимосвязях между проявлением этих процессов на разных уровнях организации. Изучаются основы предметов гуманитарного и естественно-научного цикла, теоретические занятия ведутся от простого к сложному, технологии проблемного и опережающего обучения.
Практическая часть программы предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При реализации данной программы организуются занятия комбинированного вида, включающие, а себя лекции и рассказ педагога, прослушивание и обсуждение экологических сказок, рассказов, работы с экологическими рисунками, составление самостоятельных рассказов, что способствует развитию творческих способностей детей. Тестирование, способствующее самопознанию ребенка и раскрытию эмоциональной сферы. Мероприятия, направленные на формирование навыков ЗОЖ.
Практическая часть также построена с использованием участия детей не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы, проектной деятельности и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, умения классифицировать и анализировать и т.д. Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы. Предполагаются занятия на природе, знакомство с инструментарием, с видами растений, особенностями климата и т.д. Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (здоровье человека, экология района, пришкольной территории).
Программа позволяет работать и с одаренными детьми, которым предоставляется возможность участия в более сложных мероприятиях, приуроченных к теме. При работе с одаренными детьми используется индивидуальный подход и дифференцированный, а именно: разрабатывается занятие с учетом интеллектуально-психологических особенностей каждого ребенка.
-
Цель и задачи программы
Цель программы - повышение уровня экологической культуры учащихся посредством развития эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта на примере изучения гармоничных закономерностей в природе.
Задачи программы:
Личностные:
1) формировать бережное отношение к природе;
2) развивать мотивы познавательной деятельности, принимать и осваивать социальную роль учащегося;
3) формировать личностный смысл в изучении экологии Кузбасса и России;
4) формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и знаний экологической культуры;
5) развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни;
7) формировать умение самостоятельно работать и принимать решения;
8) развивать стремление к преодолению трудностей, умение добиваться успешного достижения поставленных целей:
9) развивать эмоциональный интеллект: дать первоначальные сведения об основных терминах, понятиях эмоций и их управлении;
10) формировать уважительное отношение к природе;
11) формировать такие качества: уважение, забота, бережность и т.д.
Предметные:
1) дать первоначальные знания по экологическому воспитанию и знанию об основных понятиях, законах, принципах, методики общей экологии, основных методах, подходах, понятиях в области охраны природы;
2) дать понятия целостности окружающего мира, основ экологической грамотности;
3) дать понятия о психологической грамотности (этические нормы и т.д.):
4) дать возможность освоить доступные способы изучения природы: (наблюдение, запись, измерение, опыт);
5) дать возможность освоить доступные способы изучения в развитии ЭИ: мини-тренинги с использованием рефлексии;
6) развивать навыки устанавливания и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире, использования анализа и выводов на практике в принятии своих решений; развивать навыки устанавливания и выявления причинно-следственных связей в взаимоотношениях,
7) сформировать умение правильно организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.
8) развивать умение создавать медийные продукты: экологические плакаты и листовки, видеоролики, составлять экологические маршруты, разрабатывать и организовывать социальные проекты и экологические акции среди сверстников и взрослого населения; плакаты посвященные пропаганде здорового образа жизни;
Метапредметные:
1) научиться принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
3) сформировать умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной на занятии задачей и условиями ее реализации;
4) осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
5)развивать умения договариваться, убеждать для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор информации в соответствии познавательными задачами творческого объединения.
1.3. Содержание программы
Содержание программы представлено учебно-тематическим планом, имеет свои разделы и темы в каждом разделе, которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.
1.3.1.Учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе «Эмоци-Я»
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации / контроля | ||
всего | теории | практики | ||||
| Вводное занятие, инструктаж по БЖ | 2 | 1,5 | 0,5 | Беседа, игра-викторина «Экология человека?» | Наблюдение, опрос |
| 1.«Я и мир вокруг». 2.«Окна Земли» (экология человека) | 9 | 1 | 8 | Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия. | Наблюдение, опрос. |
| Краски в природе -общее знакомство с эмоциями. | 17,5 | 2,5 | 15 | Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия. | Наблюдение, тест |
| «Мир качеств -это условия в природе» | 14 | 6 | 8 | Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия. | Наблюдение, Оценка. |
| «Самосознание» (формируем рефлексию через самооценку). | 11,5 | 4,5 | 7 | Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия. | Опрос, зачет |
| « Самоконтроль» (самореализация и саморегуляция). | 20,5 | 0,5 | 20 | Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия. | Опрос, зачет |
| «Социальная чуткость». | 30 | 2 | 28 | Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия. | Опрос, защита проекта. |
| Работа над проектом « Микропоход » | 28 | 3 | 25 | Беседа, экологический рейд с инструментарием, фиксация результата. | Карта индиви-дуальных достижений, зачет. |
| Работа над проектом «Где и как зимуют насекомые ?» | 2,5 | 0,5 | 2 | Практическая работа над проектом. | Карта индиви-дуальных достижений, зачет. |
| Работа над проектом «Микросоциум на примере экосистем» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа над проектом. | Карта индиви-дуальных достижений, Зачет. |
| Работа на проектом «Звуки природы»(звуки в природе и интонация в диалоге). | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа над проектом. | Карта индиви-дуальных достижений, зачет. |
| Тренинг направленный на развитие эмоционального интеллекта | 2,5 | 0,5 | 2 | Арт-терапевтические упражнения(рисование и т.д.), практическая работа, беседа, анализ различных эмоций. | Самооценка обучающихся своих знаний и умений. |
| Заключительное занятие:Тренинг направленный на формирование навыков умения разрешать конфликты | 2,5 | 0,5 | 2 | Арт-терапевтические упражнения(рисование и т.д.), практическая работа, беседа, анализ различных эмоций. | Самооценка обучающихся своих знаний и умений. |
| Итого | 144 | 23,5 | 120,5 | | |