Файл: Протокол 1 от 29 августа 2019 г. Программа разработана и принята на заседании Педагогического Совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • наглядные;

  • словесные;

  • практические.

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются методы:

- соревнования;

- поощрения.

Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы:

• предварительные (анкетирование, диагностика, наблюдение, опрос);

• текущие (наблюдение, ведение таблицы результатов);

• тематические (билеты, тесты);

• итоговые (выставки, фестивали ).

Алгоритм проведения занятий

Теоретические занятия по изучению экологии и эмоционального интеллекта строятся следующим образом:

  • заполняется журнал присутствующих на занятиях учащихся;

  • объявляется тема занятий;

  • раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или указывается где можно взять этот материал;

  • теоретический материал педагог дает учащимся, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники);

  • проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования учащихся.

Практические занятия проводятся следующим образом:

  • педагог показывает материал занятия, т.е. заранее готовит практическую работу (презентация);

  • далее педагог предлагает формы практической работы, используя различные варианты, усвоения материала;

  • педагог отдает учащимся, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по данной теме, либо показывает, где они размещены на сайте с исходными материалами, посвященном именно этой теме;

  • далее учащиеся самостоятельно (и, или) в группах проводят исследование по заданной теме;

  • практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке.

Формы работы с родителями

Просвещение родителей по вопросам профориентации детей, экологического воспитания и развитие эмоционального интеллекта, а т.е. надпрофессиональных навыках и умениях. Эти навыки являются универсальными, они важны для специалистов самых разных отраслей̆ для профессий появляющимся после 2020 года. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной̆ деятельности в своей̆ будущей рабочей отрасли, сохраняя свою востребованность внутри коллектива и организации. Ниже приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего:


  • Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними).

  • Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

  • Умение управлять проектами и процессами.

  • Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

  • Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

  • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

  • Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

  • Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.

  • Бережливое производство.

В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают материальную и финансовую помощь в подготовке выставок, конкурсов, фестивалей, в проведении экскурсий, поездок, походов, экспедиций. Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях В программе предусмотрены экскурсии и экспедиции совместно с родителями. Кроме этого родители посещают мастер-классы, родительские собрания, участвуют в совместных творческих делах и социально-значимых акциях и др.

Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Эмоци-Я» всегда состоит из 5-ти этапов:

      • Интерактивная беседа,

      • Информационный блок,

      • Виртуальный экологический рейд или психологический мини-тренинг,

      • Работа в группах,

      • Заключительная беседа, рефлексия,

Программа состоит из двух блоков: теоретического и практического.

Теоретическая часть предусматривает получение знаний не только на последовательном рассмотрении уровней организации живого, их изучение начинается с молекулярного уровня организации и последовательно охватывает все более сложные системы. Благодаря этому складывается представление о механизмах, которые лежат в основе различных экологических процессах, о сложных взаимосвязях между проявлением этих процессов на разных уровнях организации. Изучаются основы предметов гуманитарного и естественно-научного цикла, теоретические занятия ведутся от простого к сложному, технологии проблемного и опережающего обучения.



Практическая часть программы предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При реализации данной программы организуются занятия комбинированного вида, включающие, а себя лекции и рассказ педагога, прослушивание и обсуждение экологических сказок, рассказов, работы с экологическими рисунками, составление самостоятельных рассказов, что способствует развитию творческих способностей детей. Тестирование, способствующее самопознанию ребенка и раскрытию эмоциональной сферы. Мероприятия, направленные на формирование навыков ЗОЖ.

Практическая часть также построена с использованием участия детей не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы, проектной деятельности и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, умения классифицировать и анализировать и т.д. Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы. Предполагаются занятия на природе, знакомство с инструментарием, с видами растений, особенностями климата и т.д. Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (здоровье человека, экология района, пришкольной территории).

Программа позволяет работать и с одаренными детьми, которым предоставляется возможность участия в более сложных мероприятиях, приуроченных к теме. При работе с одаренными детьми используется индивидуальный подход и дифференцированный, а именно: разрабатывается занятие с учетом интеллектуально-психологических особенностей каждого ребенка.

    1. Цель и задачи программы


Цель программы - повышение уровня экологической культуры учащихся посредством развития эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта на примере изучения гармоничных закономерностей в природе.

Задачи программы:

Личностные:

1) формировать бережное отношение к природе;

2) развивать мотивы познавательной деятельности, принимать и осваивать социальную роль учащегося;

3) формировать личностный смысл в изучении экологии Кузбасса и России;

4) формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и знаний экологической культуры;


5) развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

6) формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни;

7) формировать умение самостоятельно работать и принимать решения;

8) развивать стремление к преодолению трудностей, умение добиваться успешного достижения поставленных целей:

9) развивать эмоциональный интеллект: дать первоначальные сведения об основных терминах, понятиях эмоций и их управлении;

10) формировать уважительное отношение к природе;

11) формировать такие качества: уважение, забота, бережность и т.д.
Предметные:

1) дать первоначальные знания по экологическому воспитанию и знанию об основных понятиях, законах, принципах, методики общей экологии, основных методах, подходах, понятиях в области охраны природы;

2) дать понятия целостности окружающего мира, основ экологической грамотности;

3) дать понятия о психологической грамотности (этические нормы и т.д.):

4) дать возможность освоить доступные способы изучения природы: (наблюдение, запись, измерение, опыт);

5) дать возможность освоить доступные способы изучения в развитии ЭИ: мини-тренинги с использованием рефлексии;

6) развивать навыки устанавливания и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире, использования анализа и выводов на практике в принятии своих решений; развивать навыки устанавливания и выявления причинно-следственных связей в взаимоотношениях,

7) сформировать умение правильно организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.

8) развивать умение создавать медийные продукты: экологические плакаты и листовки, видеоролики, составлять экологические маршруты, разрабатывать и организовывать социальные проекты и экологические акции среди сверстников и взрослого населения; плакаты посвященные пропаганде здорового образа жизни;
Метапредметные:

1) научиться принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) сформировать умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной на занятии задачей и условиями ее реализации;

4) осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

5)развивать умения договариваться, убеждать для решения коммуникативных и познавательных задач;


6) уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор информации в соответствии познавательными задачами творческого объединения.

1.3. Содержание программы
Содержание программы представлено учебно-тематическим планом, имеет свои разделы и темы в каждом разделе, которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.

1.3.1.Учебно-тематический план

к дополнительной общеразвивающей программе «Эмоци-Я»

1 год обучения




п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма организации занятий

Форма аттестации /

контроля

всего

теории

практики



Вводное занятие, инструктаж по БЖ

2

1,5

0,5

Беседа, игра-викторина «Экология человека?»

Наблюдение,

опрос



1.«Я и мир вокруг».

2.«Окна Земли» (экология человека)

9

1

8

Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия.

Наблюдение,

опрос.



Краски в природе -общее знакомство с эмоциями.

17,5

2,5

15

Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия.

Наблюдение,

тест



«Мир качеств -это условия в природе»

14

6

8

Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия.

Наблюдение,

Оценка.



«Самосознание» (формируем рефлексию через самооценку).

11,5

4,5

7

Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия.

Опрос, зачет



« Самоконтроль» (самореализация и саморегуляция).

20,5

0,5

20

Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия.

Опрос, зачет



«Социальная чуткость».

30

2

28

Беседа, презентация, психологическая игра, анализ занятия.

Опрос, защита проекта.



Работа над проектом

« Микропоход »

28

3

25

Беседа, экологический рейд с инструментарием,

фиксация результата.

Карта индиви-дуальных достижений,

зачет.



Работа над проектом «Где и как зимуют насекомые ?»

2,5

0,5

2

Практическая работа над проектом.

Карта индиви-дуальных достижений,

зачет.



Работа над проектом «Микросоциум на примере экосистем»

2

0,5

1,5

Практическая работа над проектом.

Карта индиви-дуальных достижений, Зачет.



Работа на проектом «Звуки природы»(звуки в природе и интонация в диалоге).

2

0,5

1,5

Практическая работа над проектом.

Карта индиви-дуальных достижений,

зачет.



Тренинг направленный на развитие эмоционального интеллекта

2,5

0,5

2

Арт-терапевтические упражнения(рисование и т.д.), практическая работа, беседа, анализ различных эмоций.

Самооценка обучающихся своих знаний и умений.



Заключительное занятие:Тренинг направленный на формирование навыков умения разрешать конфликты

2,5

0,5

2

Арт-терапевтические упражнения(рисование и т.д.), практическая работа, беседа, анализ различных эмоций.

Самооценка обучающихся своих знаний и умений.




Итого

144

23,5

120,5