Файл: Протокол 1 от 29 августа 2019 г. Программа разработана и принята на заседании Педагогического Совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жадина - Недамка. Также часто встречающийся в работе с детьми персонаж. При этом важно различать нормальные проявления осознавания принадлежности чего-либо ребенку, защиты своей собственности и неумение делиться, давать что-либо другим. Работа с Жадиной-Недамкой может относиться как к формированию определенных этических представлений, так и к трудностям психологического плана (нежелание расставаться с любимой игрушкой как следствие повышенной тревожности), а также к отсутствию некоторых социальных навыков взаимодействия со сверстниками.
Завидуха. Этот персонаж редко акцентируется ребенком в процессе интервью (часто по причине того, что ребенок не знаком со словесным обозначением эмоции, которую тем не менее испытывал). Однако, в ходе работы может выясниться, что трудности с данным состоянием существуют и могут быть связаны с такими проблемами, как заниженная самооценка, недостаточно принимающие отношения в семье, повышенная тревожность и др. Необходимо установление причин зависти в каждом отдельном случае, особенно, если ребенок сам обращает на данный персонаж особое внимание.
Упрямыч. Может являться выражением как детского негативизма, так и сознательного сопротивления каким-либо действиям со стороны взрослых (реже — сверстников), подавлению волн ребенка, его попыток самостоятельности. Обсуждение данного персонажа и ситуаций, в которых он появляется, может быть диагностичным в плане выявления ситуаций, вызывающих у ребенка открытое сопротивление.
Раздражинка. Соответствует эмоциональному состоянию, производному от гнева, но может носить более четко выраженный коммуникативный оттенок, поскольку чаще всего находит выражение в ситуациях взаимодействия (как правило, ребенок рассказывает о том, что его раздражают действия или слова кого-либо).
Братья Небояновы. Так же, как Веселинка, Фантазер-Придумка и Добрин, Братья Небояновы служат обеспечению ситуации безопасности, при этом способствуя выявлению проблем эмоционального характера. В данном случае включение и работу этих персонажей позволяет вспомнить и обсудить ситуации, в которых ребенок успешно справлялся с эмоцией страха, дает возможность почувствовать себя способным победи и, свои страхи ("посадить их в мешок "), быть сильным и смелым. Использование этих персонажей способствует созданию ситуации успеха для ребенка, имеющего трудности, связанные со страхами и повышенной тревожностью.

Добрин. Несмотря на однозначно положительный характер персонажа, отношения с ним могут быть различны: ребенок может с удовольствием и гордостью вспоминать своп добрые, социально поощряемые поступки; может смущенно признаваться в том, что встретиться с Добрином ему не удается (при заниженной самооценке, трудностях с самопринятием); может злорадно утверждать, что с Добрином не дружит и предпочитает совершать злые поступки (при трудностях с самопринятием, неуверенности в себе, повышенном уровне агрессивности и др.). Возможны и другие варианты (рассказы только о внешних, формальных проявлениях, о доброте, проявляемой только в отношении себя самого, доброте «только к животным» и т.д.). В любом случае, если отношения с Добрином акцентируются ребенком, необходимо отдельное рассмотрение отношений с Добрином.
Формы диагностической работы с данной методикой.
1.Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно превратить в сказочных персонажей, «портреты» которых ему и предъявляются. В процессе совместного рассматривания картинок ребенку задаются вопросы: «Знаком ли тебе этот персонаж, это чувство? Ты когда-нибудь его испытывал? А когда, например?», «Обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть побольше, а может — совсем большим. Ты когда-нибудь встречал этого героя, когда он совсем маленький? А когда большой? Расскажи об этом.» и т.д.
«Сейчас мы с тобой отправимся в Страну эмоций. Ты, конечно, знаешь, что все люди испытывают разные чувства, эмоции: страх, радость, грусть, гнев... Представь себе, что все чувства, которые мы испытываем, вдруг превратились в сказочных персонажей — грустных и веселых, смелых и робких, смешных и не очень — и поселились в сказочной Стране эмоций. Давай с ними познакомимся. Вот Гнев-Сердитка. Это чувство возникает у нас, когда мы сердимся, злимся, когда нас кто-то обижает. Гнев бывает маленький, если мы сердимся немножко или только начинаем сердиться, бывает побольше, а бывает таким большим, что нам трудно себя сдержать, хочется кричать, ругаться, иногда даже драться. А ты сам знаком с этим героем? Со всеми тремя или с кем-то одним? А кто тебе лучше всего знаком: маленький, средний или большой? Когда ты с ним встречаешься? Расскажи мне.»


2.Следующий способ предпочтителен, если ребенок замкнут, и возникли трудности с установлением контакта. В этой ситуации развернутое интервью вряд ли возможно (на начальном этапе работы с ребенком), поэтому предлагается максимально упрощенная процедура: сначала психолог вместе с ребенком рассматривает картинки и комментирует их, а затем карточки перемешиваются и вытаскиваются две наугад. Ребенку предлагается игровая ситуация, в которой ему следует сделать выбор из двух карточек. После того, как выбор сделан, вытаскивается следующая пара карточек, и все повторяется. Таким образом, с одной стороны, задание максимально упрощено - всего лишь выбрать одну из двух предложенных карточек, с другой - решаются задачи, перечисленные выше. Необходимо отметить, что выбранный персонаж может соответствовать проблемной ситуации, в которой находится ребенок, а может, напротив, обозначить желаемые им качества, те. Которые представляют для него определенную ценность, но пока являются недоступными по тем пли иным причинам, содержание которых уточняется а процессе дальнейшей, более углубленной диагностики.
«Давай представим, что ты — известный актер, настоящая «звезда». И вот тебя пригласили озвучить роль в мультфильме (сыграть роль в фильме) «Страна эмоций». На выбор предложили эта две. Какая из них тебе больше нравится? Какую ты знаешь лучше? Какая роль тебе больше знакома? Ты хотел бы что-нибудь рассказать об этом персонаже, о том, почему ты его выбрал? ...А если бы тебе предложили выбрать из этих двух героев? (и т.д.)»

Приложение № 2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд [Текст] / Г. Ю. Айзенк // «Вопросы психологии» — 1995. — №1 — С.111-132.

2. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду [Текст] : методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.

3. Белкина, В. Н. Дошкольник: Обучение и развитие: Воспитателям и родителям [Текст] / В. Н Белкина, Н. Н. Васильева, Н.В.Елкина. — Ярославль . : Академия развития, 2001. — 255 с.

4. Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. — М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2008. — 187 с.

5. Бубнова, И. В. Развитие компонентов эмоционального интеллекта

у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами тактильной книги [Текст] / И. В. Бубнова, Т. В. Слюсарская // Научный альманах — 2016. — №2-4 (16) — С. 146-151.


6. Буянова, А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова, С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 59-61.

7. Бюрклен, К. Психология слепых [Текст] / К. Бюрклен; Под ред.В.А. Гандера. — М. : Просвещение, 1934. — 264 с.

8. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Издательство МГУ, 1999. — 326 с.

9. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. — М. : Пресс, 2005. — 264 с.

10. Гаспарова, Е. М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре [Текст] / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 10. — С. 61-64.

11. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. — М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир. : ВКТ, 2009. — 478 с.

12. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. — М. : Педагогика, 1986. — 351 с.57

13. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. — СПб. : «Питер», 1999. — 464 с

14.Изард, К. Э. Эмоции человека [Текст] / К. Э. Изард. — М. : Директ - Медиа, 2008. — 954 с.

15. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 512 с.

16. Кряжева, К. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. / К. Л. Кряжева. — Ярославль. : Академия развития 1997. — 208 с.

17. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимодействие [Текст] / В. Н. Куницына, // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — СПб, 1995 — Выпуск

1, ч. 1. — С.48-61.

18. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : МГУ, 1971. — 40 с.

19. Агаджанян Н.А., Гичев В.И., Тершин Ю.П. Экология человека: избранные лекции. [Текст] – Новосибирск, 1997. – 389 с.

20. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека: учебник.[Текст] – М.: Икар, 2002. – 769 с.

21. Горелов А.А. Социальная экология. [Текст] – М.: Московский лицей, 2002. – 234 с.

22. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. [Текст] – М.: Владос, 2003. – 112

23. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. [Текст] – М.: Академия, 2005. – 303 с.

24. Мовчан В.Н. Экология человека.[Текст] – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – 290 с.

25Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие.[Текст] – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. –736 с.

26. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста: Учебное пособие. – М.: Издательская группа Прогресс
, Пангея, 1994. – 304 с.

27. Мовчан В.Н. Введение в экологию человека. – С-Пб., 1997. – 120 с.

28. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич В.С. Гигиена и основы экологии человека: учебник. [Текст] – М.: Академия, 2004. – 528 с.

29. Прохоров Б.Б. Экология человека /Терминологический словарь. [Текст] – М.: Феникс, 2005. – 476 с.

30. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. [Текст] – М.: Мир, 1995. – Кн. 1, 2, 3, 4.

31. Экология человека: от прошлого к будущему. Научные труды МНЭПУ. серия «Экология». Доклады Всероссийской конф. (составитель Татевосов Р.В.)[Текст] – М.: МНЭПУ, 2001. – 252 с.
Интернет-ресурсы:

1. http://www.demoscope.ru/ Электронная версия бюллетеня Население и общество. Центр демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН.

2. http://www.epa.gov/ Сайт американского агентства по окружающей среде (ЕРА).

3. http://erh.ru/ Окружающая среда – риск – здоровье: проект, освещающий проблемы оценки риска для здоровья населения в мире и России.

4. http://www.informeco.ru/ Информ–Экология: Информационно – аналитическое агентство.

5. http://www.ecolife.org.ua/ Общественный экологический Интернет проект.

6. http://www.eco-mnepu.narod.ru/ctaep/bul.htm/ Экологические новости – информационный бюллетень.

Приложение № 3

ГЛОССАРИЙ

1.Эмоционнальный интеллект-способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

2.Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

3.Адаптивность-умение сохранять стабильное и гармоничное функционирование психики в новых условиях.

4.Адаптация- приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие.

5.Характер- структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

6. Самосознание-сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; -это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой).

7.Принцип «Пробуждения» восприятия: это развитие достоинств в занятии:

-основаное на любви детей к игре;

-создающее атмосферу энтузиазма;

-динамическое начало приводящее к тому, что все говорят: "Да!";

-развивающее готовность воспринимать новое, побеждает пассивность;