Файл: Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка. В период от 5 до 7 лет наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, скоростно-силовых способностей, частоты движений, прыгучести, гибкости, функции равновесия.
Музыкально – ритмические движения (ритмика) - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Правильная организация проведения занятий по ритмической гимнастике ставит целью обеспечение ребенка общей физической подготовкой с преимущественной направленностью на развитие двигательных способностей и является адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период [7, с. 84].
Однако при дозировании физических нагрузок дошкольника необходимо проявлять определенную осторожность. Следует четко знать, какие упражнения должны входить в комплексы ритмической гимнастики, так как от этого в значительной мере зависит нагрузка на занятии. В первую очередь необходимо ориентироваться на возрастные особенности. Часто у начинающих хореографов или музыкальных руководителей детского сада возникают трудности в этом отношении. Учебные пособия, видео-уроки, интернет-источники несут в себе огромное количество упражнений, танцевальных композиций и музыкально-ритмических игр для детей дошкольного возраста. Но как определиться, на каком этапе обучения использовать тот или иной материал?
Цель данного учебно-практического пособия заключается в том, чтобы систематизировать теоретические и практические знания по ритмике и музыкальному воспитанию, провести четкую грань между допустимыми нагрузками для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, определить приоритетные задачи педагога на каждом этапе обучения дошкольника.
Материал, собранный в пособии, окажет методическую помощь музыкальным руководителям и хореографам в детском саду. Авторские упражнения и примерные планы занятий для разных возрастных групп могут послужить хорошей базой для студентов-практикантов специальностей 51.02.01 Народное художественное творчество, Вид Хореографическое творчество, и 53.02.01. Музыкальное образование, не имеющих достаточного багажа, необходимого для работы с детьми.
1. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей младшего дошкольного возраста в детском саду
-
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Происходят существенные изменения в развитии речи. Словарный запас достигает 1200 – 1500 слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в развернутых высказываниях. В младшем возрасте взрослый для ребёнка - носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Игра ребёнка - это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, не развёрнутые, содержащие одну-две роли. Постепенно ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. Детей этого возраста интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования», несложные сюжетные самодеятельные игры. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя
ролями и простыми, не развернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В этом возрасте дети также любят игры-угадайки (например, он может отгадывать животное, которое изобразил ему взрослый). Развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок уже может делать самостоятельные суждения, высказывает свое мнение. Внимание детей непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится до 20 мин достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. Память непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки). К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное. В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. Воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Ребенок действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий. Важнейшими психическими новообразованиями возраста являются возникновение речи и наглядно-действенное мышление [10].
1.2 Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей младшего дошкольного возраста
Считается, что начинать заниматься ритмикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. В этом возрасте дети уже способны запоминать элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому ребенок не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее, как общее, так и музыкальное развитие и обучение. На занятиях дети выполняют подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие). Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения). Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего детям требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульях. Можно организовать полный «релакс» под успокаивающую музыку. Далее — вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или мини-дискотеку.
На занятиях ритмикой ребёнок младшего дошкольного возраста путем выполнения определенных упражнений приобретает ряд навыков и умений:
-
улучшается физическая форма ребёнка, -
вырабатывается координация движений -
ребёнок обучается простейшим танцевальным движениям, -
малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции, -
развивается творческая активность -
готовится к дальнейшим занятиям музыкой, танцами, спортом
. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка, укреплению здоровья, умению контролировать своё тело, правильно дышать, двигаться, отдыхать от нагрузки. У ребенка формируется правильная походка, развивается координация и пластика тела! Ритмика положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и воображение. В дальнейшем он может успешно осваивать и другие виды художественно- творческих и спортивных видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Для детей 3-4 лет наиболее доступно и эффективно занятие игровой ритмикой. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях, танцах и играх. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Преобладает игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт занятию привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка [2, с. 35].
Приоритетные задачи педагога на данном этапе: воспитание интереса, потребности движения под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом [9].
1.3. Примерный план занятия по ритмике для детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Тема занятия: Экскурсия в зоопарк (раскрытие образов через танцевально-игровые движения).
Задачи:
-развивать умение выразительно передавать в движениях образы зверей в соответствии с музыкальным сопровождением.
- развивать умение координировать движения с речью, с музыкой;
- развивать творческую самостоятельность в подборе подражательных движений на заданную тему;
- формировать музыкальность;
- воспитывать сплоченность, организованность.
Оборудование: магнитофон, диски с музыкой, картинки с животными, маски, шары, коврики.
Этапы занятия:
I. Вводная часть.
- Вход детей в зал, построение в «квадрат», поклон.
- Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас необычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к жителям зоопарка”).
- ОРУ под музыку (для головы, плеч, корпуса, ног) на ковриках
- Ритмико-гимнастические упражнения на различные виды ходьбы и бега по кругу.
II. Основная часть.
1)Девчонки, мальчишки, приглашаю вас на экскурсию в зоопарк
- Игра «Утро в зоопарке»
Рано- рано по утру (дети просыпаются, потягиваются на ковриках)
Петух запел : «Ку-ка-ре-ку» (изображают махающего крыльями петуха)
Ква-ква-ква (прыгают на четвереньках)
Му-му-му (изображают рогатую корову)
Прискакала кенгуру (прыжки)
Зарычали волки (имитируют волков, рычат)
И упали книжки с полки (падают на коврики)
2)Дети с помощью педагога строятся паровозиком и отправляются в зоопарк:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, в зоопарк я иду.
Ам-ам-ам, ам-ам-ам, ведь живут зверюшки там.
3)В кругу педагог показывает картинку с изображением животного, а дети изображают его действия под музыку
Это лев. Он царь зверей. В мире нет его сильней | Идут медленно по кругу, подняв голову |
А смешные обезьяны, раскачали все лианы | Ноги на ширине плеч, пружинка ножками |
А вот умный, добрый слон. Посылает всем поклон | Ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево |
Леопард так ловко скачет, словно наш любимый мячик | Подскоки на месте |
Пони бегает, резвится. Хочет с нами подружиться | Бег по кругу |
Зебра головой качает. К себе в гости приглашает | Руки на поясе, наклоны головы вправо-влево |