Файл: Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стихотворение с движениями:

Ветер дует нам в лицо,

машем руками по направлению “к себе”, как веером

Закачалось деревцо.

руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону

Ветерок все тише, тише

плавные движения руками вперед – вверх – вниз

Мы присядем ниже, ниже.

приседаем

Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Заключительная часть.

  • упражнение “быстро - медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке.

Подведение итогов занятия (похвалить детей за старание, проявленное во время занятия и предложить поаплодировать друг другу) [6, с. 174].

2.4 Примеры танцевальных элементов, гимнастических упражнений и игр для детей среднего дошкольного возраста

  • «Шапочка» - музыкально-ритмическая игра для развития у детей внимания, чувства ритма, а также эмоционального и раскрепощенного исполнения простейших танцевальных элементов.

Дети выстроены в круг, в руках одного из них шапочка (любой другой головной убор). Звучит музыка – ведущий начинает передавать шапочку по ходу часовой стрелки.

Текст песни следующий: Вы, ребята, не зевайте,

Шапочку передавайте!

Только перестану петь,

Нужно шапочку надеть!

Ребенок, получивший шапочку в момент окончания текста, одевает ее, заходит в центр круга и на проигрыш выполняет любые танцевальные элементы, то есть импровизирует под музыку. Остальные дети хлопают ему в такт музыкального произведения.

  • Комплекс упражнений в партере – развивает гибкость и растяжку, силу мышц, музыкальность, а также творческое мышление, так как каждое упражнение вызывает определенные ассоциации.

  1. «Книжка»- исходное положение – сидим на полу, ноги вытянуты вперед, носки натянуты, прямые руки подняты наверх. «Книжка закрывается» - грудью ложимся на ноги в складку, стараясь дотянуться ладонями до кончиков пальцев ног, колени сгибать нельзя, иначе «книжка помнется»

  2. «Ушки зайчика»- исходное положение – сидим на полу, ноги вытянуты вперед, носки натянуты, прямые руки направлены в стороны. Поочередно сокращаем и вытягиваем правую и левую стопу. «Зайчик шевелит своими ушками».

  3. «Бабочка» - исходное положение – сидим на полу, ноги согнуты перед собой, колени стремятся к полу, носки соединены, руки лежат на коленях. «Бабочка машет крылышками» - руками покачиваем колени, поочередно отрывая их от пола и возвращая в исходное положение.

  4. «Лодочка» - исходное положение – лежим на животе, ноги прямые, стопа лежит на взъеме, руки тянутся вперед. «Лодочка поплыла» - руки и ноги поочередно отрываются от пола, таким образом происходит покачивание корпуса.

  5. «Велосипед» - исходное положение – лежим на спине, ноги согнуты в коленях примерно на 90 градусов, стопы не касаются пола. «Велосипед поехал, крутим педали» - ноги поочередно вытягиваются и снова сгибаются, стопы сокращаются, имитируя вращение педалей велосипеда.




  • «Сугроб» - танцевальная игра для развития у детей внимания, логики, творческого мышления а также эмоционального и раскрепощенного исполнения простейших танцевальных элементов.

Дети стоят очень близко друг другу, символизируя сугроб. Они прячут ведущего «внутри сугроба». Второй ведущий в этот момент стоит напротив и произносит текст: «Вот сугроб! А что внутри?». Дети отвечают ему, раскрывая сугроб: «Если хочешь – посмотри!». В этот момент первый ведущий исполняет различные танцевальные элементы, символизирующие движения того или иного животного, например, прыгает как зайчик или косолапо переступает с ноги на ногу, как мишка. Задача второго ведущего – угадать, какого зверя он видит перед собой.

  • «Паровозик» - музыкально-ритмическая игра для развития у детей внимания, реакции, танцевальности, музыкальности, ориентации в пространстве, а также навыков взаимодействия в группе.

Дети выстроены в колонну. Каждый из них, за исключением первого, кладет руки на плечи впереди стоящему. Ведущий (машинист) держит руки на поясе. Под любую ритмичную музыку «машинист» ведет свой «поезд» к ближайшей «станции». Когда останавливается музыка, руководитель объявляет название «станции», например «Станция Топотушкино». Дети, отпустив друг друга, выполняют притопы на различные музыкальные доли. Музыка останавливается, пора «ехать дальше». Следующие станции: «Хлопушкино», «Крутелкино», «Поскакушкино», «Наклонялкино» и др.

  • Танцевальная комбинация «Полечка», музыкальный размер 2/4.

Дети выстроены по кругу в парах. Девочки стоят спиной в круг, мальчики – лицом.

1-й, 2-й такт – мальчик от груди подает руки девочке, тем самым приглашая ее на танец;

3-й, 4-й такт – девочка выполняет поклон (demi-plie и кивок головой) и подает руки мальчику. Положение в паре – «Лодочка».

5-й, 6-й,7-й, 8-й такты – полный поворот в паре за правой рукой шагом с носка.

9-й, 10-й такт – «ковырялочка» с притопом правой ногой;

11-й, 12-й такт – «ковырялочка» с притопом левой ногой;

13-й, 14-й такт – поклон друг другу (мальчик просто кивает головой, девочка – demi-plie и кивок головой)

15-й, 16-й такт – девочка выполняет 4 шага с носка по ходу часовой стрелки, таким образом переходя к следующему партнеру.

Количество повторов комбинации зависит от количества пар на площадке.

3. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста в детском саду



3.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развивают­ся двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более выносливым.

Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собствен­ного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Развивается фонематический и звуковысотный слух, продолжает совершенствоваться речь.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать что-то на основе словесного описания Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной и танцевальной деятельности.


Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития [10].

3.2 Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей старшего дошкольного возраста
Основной формой деятельности детей старшей группы, где осуществляется формирование музыкально-ритмических навыков являются занятия. На праздниках, развлечениях и досугах происходит закрепление полученных навыках на занятиях.

Возможности музыкальной деятельности у детей старшей группы по формированию музыкально-ритмических навыков значительно возрастают, потому что на пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки и воспроизведения движений. У них проявляется навык выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и перескоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.).

Они проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе, потому что физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координировании. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.


деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы в дошкольном учреждении включает в себя музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры, хороводы, танцы, музыкально-игровое и танцевальное творчество.

Упражнения, предназначенные для развития навыков исполнения гимнастических, танцевальных движений. На этих элементах построены игры, танцы и хороводы.

Музыкальные игры - ведущая форма организации ритмических движений. В ходе игры дети перевоплощаются в различные образы, а музыка придает им особый эмоциональный настрой.

Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Дети инсценируют их в соответствии с развитием сюжета, выполняя различные роли.

Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной

последовательности и построении, состоят из знакомых элементов движения. Музыкальное и игровое творчество. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок в сотворчестве с «педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно – творческих способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и т. д. [1, с. 75].

Приоритетные задачи педагога на данном этапе: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки [9].

Таким образом, учет возрастных особенностей детей старшей группы, правильный подбор музыкального и хореографического репертуара, все это в совокупности обеспечивают успешную деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков [4, с. 201].

3.3 Примерный план занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Тема: Путешествие в Танцевальную страну.

Задачи:

  • развивать чувство ритма у детей,

  • учить исполнять движения в зависимости от темпа и динамики музыкального произведения

  • учить эмоционально передавать в движении характер музыки.

Ход занятия.

Вводная часть