Файл: Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4)Дети дарят   зверюшкам танец «Мышата» (надевают маски и хвостики)

5) «Мышата» садятся на «ковры-самолеты», отправляются домой

III. Заключительная часть.

- Релаксационные упражнения на восстановление дыхания. (колыбельная музыка)

Мы подуем далеко, мы подуем близко.

Мы подуем высоко, мы подуем низко

-Подведение итогов занятия.

- Построение в «квадрат», поклон, выход из зала [5, с. 49].
1.4. Примеры танцевальных элементов, гимнастических упражнений и игр для детей младшего дошкольного возраста

Важно знать, что на данном этапе ребенок не сможет запоминать последовательность упражнений и танцевальных элементов. Его исполнительские навыки носят исключительно подражательный характер. Основной принцип проведения занятия: «Педагог исполняет элемент, дети тут же повторяют за ним».

  • Основные упражнения и танцевальные элементы:

- ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

- бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.);

- прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед,

прямой галоп - "лошадки", подскоки (4-й год жизни);

  • общеразвивающие упражнения:

на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружина), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

  • имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.)

  • плясовые движения - простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.

  • Танцевально-гимнастическая композиция «ЧЕБУРАШКА» (разминка)

«Песенка Чебурашки» - музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского

Вступление стойка: ноги врозь, руки в стороны-вниз, ладонями вперед, наклоны головы в стороны; наклоны головы вперед-назад.

Куплет 1. Сгибая руки (одновременно и поочередно), кисти поднять к ушам; («уши» Чебурашки); И.п. - руки к ушам, наклоны в стороны.

Припев. И.п. - руки на пояс: наклоны вперед, руками коснуться пола.

Музыкальный проигрыш. 1) И.п. - стойка: ноги врозь, руки в стороны-вниз, ладонями вперед, переступания с ноги на ногу («качалочка»), то же с поворотом кругом:


Куплет 2. И.п. - руки к ушам, повороты туловища вправо и влево. И.п. - то же, наклоны вперед, прогнувшись.

Припев. Подъемы на носки, руки вверх, потянуться с последующими приседаниями.

Куплет 1 повторить.

Припев. И.п.- стойка: ноги врозь, руки на пояс, Затем на каждый счет правую руку вперед ладонью вверх, левую – вперед, правую - на пояс, левую - на пояс [3, с. 657].

  • Танцевальная композиция «Голубой вагон»

«Голубой вагон» из м/ф «Старуха Шапокляк» - музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского

1) Махи руками над головой, построение «паровозиком» (друг за другом, держась за талию впереди стоящего).

2) Ходьба по кругу и «змейкой».

3) Разорвав паровозик, бег по кругу, меняя направление по команде преподавателя.

4) Остановка лицом в круг, танцевальные движения на месте [3, с. 659].
2. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей среднего дошкольного возраста в детском саду
2.1 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что ему более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).



Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы

Дети стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера.

Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, занятия, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его кругозор расширяется

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности [2, с. 123].

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно готов заниматься творчеством в игре. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки
[10].

2.2 Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей среднего дошкольного возраста

Важно помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-5 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка среднего дошкольного возраста. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые элементы могут быть использованы на занятиях в качестве координационных упражнений, физкультминуток; ритмических рисунков или же наоборот, для отдыха, если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.

Для детей среднего дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.

Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.

Для детей среднего дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, и, следовательно, повышает эффективность проводимого занятия в целом.


Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса [2, с. 134].

Приоритетные задачи педагога на данном этапе: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству [9].
2.3 Примерный план занятия по ритмике для детей среднего дошкольного возраста в детском саду

Тема: Лесная сказка.

Задачи:

  • формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);

  • развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;

  • учить передавать характер музыки в движении;

Материалы и оборудование:

  • обручи по количеству детей;

  • мяч;

  • картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть

  • Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же, это – лес”),

  • Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас необычное занятие – мы отправимся в гости к лесным жителям”).

  • Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).

  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).

  • Подскоки.

  • Бег.

Основная часть

  • Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.

  • Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.

  • Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция ) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.