Файл: 1 Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. В 1995 году.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 712
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муса аль Хорезми Мухаммад Муса аль Хорезми, написавший огромное количество работ по астрономии, геодезии, географии и геометрии.
8) «За годы независимости в системе образования произошли масштабные изменения». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов и фактов.
После получения независимости вследствие глубокого кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись со многими трудностями. В последние годы Национальная академия наук Республики Казахстан по существу потеряла свой статус. Резко сократился штат многих его институтов, и в результате сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений. По Указу Президента РК Н. Назарбаева от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение. Основной целью образовательной политики в области дошкольного образования является обеспечение населения доступным и качественным образованием. В 1991 году в республике действовали 8 тысяч детских учреждений; в 1999 году более тысячи. Кардинально ситуация стала меняться в 2010 году с принятием программы «Балапан». В ближайшие годы было введено в действие более 4 тысяч детских садов и мини-центров; в 2018 году действовало уже более 10 тыс. дошкольных учреждений. При поддержке государства получают развитие частные дошкольные учреждения. Среднее образование. (Общеобразовательные школы) В 1997 году была принята программа информатизации, предусматривалось обеспечение школ Республики компьютерными классами. В 1999 г. парламент республики принял в новой редакции «Закон об образовании». Этот документ несколько отличался от прежнего закона, принятого в 1992 г. По новому закону основная школа заканчивается в 9 классе, а 10—11 — являются профильными классами. К началу 2004—2005 учебного года 1—8 классы всех школ республики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. В 2004 г. была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., где предусматривается введение 12-летнего среднего образования, которое будет реализовываться на трех ступенях по формуле: 4+6+2.
С 2003/2004 года выпускники школ стали проходить ЕНТ. Значительно увеличилось количество школ с казахским языком обучения, около 75% выпускников оканчивают школу и сдают ЕНТ на государственном языке. По всей республике стали открываться НИШ, где обучение ведётся по зарубежным аналогам. Открыты казахско-турецкие лицеи, школы для одарённых детей «Зерде». В рамках государственной программы «Дарын» образован республиканский НПЦ «Дарын», имеющий во многих областях республики специальные школы и школы-интернаты для одарённых детей. Среднее профессиональное образование.
В техническом и профессиональном образовании основным направлением деятельности является создание необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда.
Важное место имеет дуальное обучение – один из видов обучения на рабочем месте. В Казахстане внедрено с 2012 года.
В 2015 году созданы центры подготовки кадров совместно с Германией, Сингапуром, Канадой, Австрией.
В 2017 году началась реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех»
В 2019 году около 490 тыс. учащихся проходили обучение в колледжах и техникумах страны.
Высшее образование
Предусматривается коренное структурное изменение и в звене высшего образования.
Основная задача – создание сети ВУЗов, обеспечивающих независимость в подготовке кадров, обеспечивающих потребности рынка.
1993 год принят «Закон о высшем образовании», 1994 год- утверждён Государственный Стандарт высшего образования.
В 1996 году создан Университет евразийского типа – ЕНУ им. Л. Гумилёва.
Основан МКТУ им. Яссауи в Туркестане, первый ВУЗ в Казахстане, получивший международный статус.
После присоединения Казахстана в 2010 году к Болонскому процессу отечественное высшее образование приблизилось к европейским стандартам; осуществлён переход на трёхуровневую подготовку специалистов – бакалавр – магистр – доктор.
Расширилась сеть военных учебных заведений.
В 1993 году учреждена международная стипендия «Болашак».
Таким образом, можно сделать вывод, что осуществляемые программы реформирования образования нацелены на улучшение качества образования в стране, поднятие престижа образования, соответствия его международным стандартам. На это нацелена «Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 гг»
9) «Завоевание монголами Средней Азии внесло большие изменения в военно-административную систему кочевников». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки. У кочевников существовала своя структура войска, которое состояло из разведчиков, конного войска, пешего войска и тяжеловооруженного войска. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Конные и пешие войска действовали сообща. Воин должен был иметь пять видов оружия . Кочевое общество постоянно совершенствовало руководство армией, ее структуру, военное оружие, улучшало снабжение , продовольствие, проверяло готовность военных к стрельбе из лука, обучало военной тактике и стратегии боя. Процесс формирования казахской государственности протекал на фоне сложных процессов смешения кочевников степи с пришлыми этническими компонентами. Политико-государственная история Казахстана, можно сказать, начинается с эпохи ранних кочевников. Монголы внесли в жизни кочевников дисятичную систему строения армии, метательные машины, тараны для взятия города. Велась жесткая дисциплина, кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств, часто использовались военный опыт и орудия завоеванных народов.
10) «Казахская интеллигенция первой половины ХХ века сформировала новую качественную форму национально-освободительной борьбы». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Казахская интеллигенция предприняла попытку создания автономии — новой формы казахской государственности. Ее лидеры отошли от кадетской партии из-за разногласий по национальному вопросу, созвали обшеказахский съезд и создали в июле 1917 г. Национальную партию “Алаш” во главе с А. Букейхановым. Они выступили за немедленный созыв Учредительного собрания и утверждение федеративного демократического — устройства новой России. Второй съезд, состоявшийся в Оренбурге уже после Октябрьской революци, 5-13 декабря 1917 г. провозгласил территориально-национальную автономию Алаш в составе областей с преимущественно казахским населением. Вся исполнительная власть была передана Временному народному совету Алаш Орда в составе 25 человек, председателем автономии был избран А. Букейханов. Конституцию автономии должно было утвердить Всероссийское Учредительное собрание. Проект программы партии “Аллаш“ был опубликован 21 ноября 1917 г. в газете `'Казах“. Составителями были А. Букейханов, М. Дулатов и А. Беремжанов. В программе провозглашались либерально-демократические ценности: право частной собственности, равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Национальным меньшинствам гарантировались права и представительство в органах власти. Алаш Орда располагалась в Семипалатинске, позже было образовано Западное отделение. Лидеры Алаш Орды отрицательно отнеслись к Октябрьской революции. На национальных окраинах революция носила колониальный характер: она делалась людьми, зараженными шовинизмом и, как правило, игнорировавшими существование мусульманского населения. С начала гражданской войны
Алаш Орла встала на сторону белого движения, создав свои военные формирования. Они сражались с Красной Армией, в том числе с ее казахскими частями (А. Иманов. ,А. Джангильдин). Весной 1919 г, во время наступления армии Колчака, алашордынцы подняли восстание в Тургайской степи. Поражение Колчака, раскол в казахском обществе на “белых” и “красных” и наступление Красной Армии вынудили Алаш Орду вступить в переговоры с Советской властью. Алашордынцы получили амнистии, но автономия Алаш была ликвидирована.
11) «Казахстанская модель межэтнического согласия основана на принципе единства через многообразие». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов и фактов.
Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана. Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами. Интересы всех этносов строго учитываются и защищаются. В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство - через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.
Этапы становления и развития модели межэтнической толерантности:
Первый этап (с 1989 по 1995 годы). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана.
Второй этап (с 1995 по 2002 годы). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа.
8) «За годы независимости в системе образования произошли масштабные изменения». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов и фактов.
После получения независимости вследствие глубокого кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись со многими трудностями. В последние годы Национальная академия наук Республики Казахстан по существу потеряла свой статус. Резко сократился штат многих его институтов, и в результате сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений. По Указу Президента РК Н. Назарбаева от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение. Основной целью образовательной политики в области дошкольного образования является обеспечение населения доступным и качественным образованием. В 1991 году в республике действовали 8 тысяч детских учреждений; в 1999 году более тысячи. Кардинально ситуация стала меняться в 2010 году с принятием программы «Балапан». В ближайшие годы было введено в действие более 4 тысяч детских садов и мини-центров; в 2018 году действовало уже более 10 тыс. дошкольных учреждений. При поддержке государства получают развитие частные дошкольные учреждения. Среднее образование. (Общеобразовательные школы) В 1997 году была принята программа информатизации, предусматривалось обеспечение школ Республики компьютерными классами. В 1999 г. парламент республики принял в новой редакции «Закон об образовании». Этот документ несколько отличался от прежнего закона, принятого в 1992 г. По новому закону основная школа заканчивается в 9 классе, а 10—11 — являются профильными классами. К началу 2004—2005 учебного года 1—8 классы всех школ республики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. В 2004 г. была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., где предусматривается введение 12-летнего среднего образования, которое будет реализовываться на трех ступенях по формуле: 4+6+2.
С 2003/2004 года выпускники школ стали проходить ЕНТ. Значительно увеличилось количество школ с казахским языком обучения, около 75% выпускников оканчивают школу и сдают ЕНТ на государственном языке. По всей республике стали открываться НИШ, где обучение ведётся по зарубежным аналогам. Открыты казахско-турецкие лицеи, школы для одарённых детей «Зерде». В рамках государственной программы «Дарын» образован республиканский НПЦ «Дарын», имеющий во многих областях республики специальные школы и школы-интернаты для одарённых детей. Среднее профессиональное образование.
В техническом и профессиональном образовании основным направлением деятельности является создание необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда.
Важное место имеет дуальное обучение – один из видов обучения на рабочем месте. В Казахстане внедрено с 2012 года.
В 2015 году созданы центры подготовки кадров совместно с Германией, Сингапуром, Канадой, Австрией.
В 2017 году началась реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех»
В 2019 году около 490 тыс. учащихся проходили обучение в колледжах и техникумах страны.
Высшее образование
Предусматривается коренное структурное изменение и в звене высшего образования.
Основная задача – создание сети ВУЗов, обеспечивающих независимость в подготовке кадров, обеспечивающих потребности рынка.
1993 год принят «Закон о высшем образовании», 1994 год- утверждён Государственный Стандарт высшего образования.
В 1996 году создан Университет евразийского типа – ЕНУ им. Л. Гумилёва.
Основан МКТУ им. Яссауи в Туркестане, первый ВУЗ в Казахстане, получивший международный статус.
После присоединения Казахстана в 2010 году к Болонскому процессу отечественное высшее образование приблизилось к европейским стандартам; осуществлён переход на трёхуровневую подготовку специалистов – бакалавр – магистр – доктор.
Расширилась сеть военных учебных заведений.
В 1993 году учреждена международная стипендия «Болашак».
Таким образом, можно сделать вывод, что осуществляемые программы реформирования образования нацелены на улучшение качества образования в стране, поднятие престижа образования, соответствия его международным стандартам. На это нацелена «Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 гг»
9) «Завоевание монголами Средней Азии внесло большие изменения в военно-административную систему кочевников». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки. У кочевников существовала своя структура войска, которое состояло из разведчиков, конного войска, пешего войска и тяжеловооруженного войска. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Конные и пешие войска действовали сообща. Воин должен был иметь пять видов оружия . Кочевое общество постоянно совершенствовало руководство армией, ее структуру, военное оружие, улучшало снабжение , продовольствие, проверяло готовность военных к стрельбе из лука, обучало военной тактике и стратегии боя. Процесс формирования казахской государственности протекал на фоне сложных процессов смешения кочевников степи с пришлыми этническими компонентами. Политико-государственная история Казахстана, можно сказать, начинается с эпохи ранних кочевников. Монголы внесли в жизни кочевников дисятичную систему строения армии, метательные машины, тараны для взятия города. Велась жесткая дисциплина, кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств, часто использовались военный опыт и орудия завоеванных народов.
10) «Казахская интеллигенция первой половины ХХ века сформировала новую качественную форму национально-освободительной борьбы». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Казахская интеллигенция предприняла попытку создания автономии — новой формы казахской государственности. Ее лидеры отошли от кадетской партии из-за разногласий по национальному вопросу, созвали обшеказахский съезд и создали в июле 1917 г. Национальную партию “Алаш” во главе с А. Букейхановым. Они выступили за немедленный созыв Учредительного собрания и утверждение федеративного демократического — устройства новой России. Второй съезд, состоявшийся в Оренбурге уже после Октябрьской революци, 5-13 декабря 1917 г. провозгласил территориально-национальную автономию Алаш в составе областей с преимущественно казахским населением. Вся исполнительная власть была передана Временному народному совету Алаш Орда в составе 25 человек, председателем автономии был избран А. Букейханов. Конституцию автономии должно было утвердить Всероссийское Учредительное собрание. Проект программы партии “Аллаш“ был опубликован 21 ноября 1917 г. в газете `'Казах“. Составителями были А. Букейханов, М. Дулатов и А. Беремжанов. В программе провозглашались либерально-демократические ценности: право частной собственности, равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Национальным меньшинствам гарантировались права и представительство в органах власти. Алаш Орда располагалась в Семипалатинске, позже было образовано Западное отделение. Лидеры Алаш Орды отрицательно отнеслись к Октябрьской революции. На национальных окраинах революция носила колониальный характер: она делалась людьми, зараженными шовинизмом и, как правило, игнорировавшими существование мусульманского населения. С начала гражданской войны
Алаш Орла встала на сторону белого движения, создав свои военные формирования. Они сражались с Красной Армией, в том числе с ее казахскими частями (А. Иманов. ,А. Джангильдин). Весной 1919 г, во время наступления армии Колчака, алашордынцы подняли восстание в Тургайской степи. Поражение Колчака, раскол в казахском обществе на “белых” и “красных” и наступление Красной Армии вынудили Алаш Орду вступить в переговоры с Советской властью. Алашордынцы получили амнистии, но автономия Алаш была ликвидирована.
11) «Казахстанская модель межэтнического согласия основана на принципе единства через многообразие». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов и фактов.
Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана. Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами. Интересы всех этносов строго учитываются и защищаются. В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство - через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.
Этапы становления и развития модели межэтнической толерантности:
Первый этап (с 1989 по 1995 годы). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана.
Второй этап (с 1995 по 2002 годы). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа.